Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Задание 1. Приведите примеры разных социально-психологических явлений: процессов, состояний, свойств личности или группы. Опишите два видения этого явления: с позитивной и негативной точки зрения.

Задание 2. Произведите операционализацию социально-психологического явления (агрессия, лидерство, застенчивость, общительность, сплоченность, аутсайдер, конформность, соперничество). Составьте протокол наблюдения.

Задание 3. Разработайте критерии формирования репрезентативной выборки для опроса «Досуг и развлечения современной молодежи», «Политические убеждения студентов педвуза», «Отношение к образовательным инновациям в сельской местности».

Задание 4. Приведите примеры высказываний с обратной связью, отвечающих требованиям эффективных коммуникаций. Какие формы обратной связи известны в психологической практике?

Задание 5. Опишите жизненные ситуации, в которых актуализируется та или иная функция общения.

Задание 6. Какие эффекты межличностного восприятия искажают образ воспринимаемого человека? Проанализируйте, какие свойственные вам механизмы могут исказить межличностное познание?

Задание 7. Используйте технологию разрешения конфликта, например, картографию конфликта, для конкретной ситуации из собственного опыта. Опишите последовательность шагов при разрешении конфликта. В чем вы видите преимущества данной техники разрешения конфликта? Какие трудности вы испытывали при составлении и чтении картографии конфликта?

Задание 8. Рассмотрите этапы и слагаемые убеждения. Составьте план убеждения конкретного адресата.

Задание 9. Приведите примеры социальной лености, наблюдаемые Вами в жизни группы. Какие условия способствовали (препятствовали) возникновению данного феномена?

Задание 10. Приведите примеры деиндивидуализации, наблюдаемые Вами в обыденной жизни. Какие условия способствовали (препятствовали) возникновению данного феномена?

Задание 11. Приведите примеры социальной фасилитации, наблюдаемые Вами в жизни группы. Какие условия способствовали (препятствовали) возникновению данного феномена?

Задание 12. Приведите примеры влияния меньшинства, наблюдаемые Вами в жизни группы. Какие условия способствовали (препятствовали) возникновению данного феномена?

Задание 13. Вспомните ситуации, когда поведение другого человека вызывало у вас негативные чувства. Как вы реагировали и выражали свое отношение другому? Как отреагировал на это ваш собеседник? Попробуйте дать обратную связь с помощью Я-сообщений: «Когда ты… (описание поведения другого человека), я чувствую …(отражение собственных чувств), потому что… (причины чувств) Я хотела бы, чтобы ты… или … (предложение альтернатив). Сравните эффекты Я-сообщений и Ты-сообщений в межличностном взаимодействии.

Задание 14. Выразите сопереживание с помощью техники отражения чувств. Вспомните ситуации, когда вы могли выразить сопереживание другому человеку. Опишите свои слова и действия в этой ситуации. Иногда не требуется утешений, советов, активного содействия. Важно просто показать человеку свое понимание и присутствие. Сформулируйте свою поддержку с помощью формул сопереживания.

Задание 15.Как называется такой стиль взаимодействия? Какие преимущества и недостатки данного стиля проявляются в межличностном общении?

Приходилось ли вам прибегать к таким способам?

· Стремиться доказать, что другой человек не прав

· Дуться, пока они не передумаю

· Перекричать их

· Применить физическое насилие

· Не принимать явного отказа

· Требовать безоговорочного послушания

· Перехитрить их

· Призвать на помощь союзников для поддержки

· Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Задание 16. Как называется такой стиль взаимодействия? Какие преимущества и недостатки данного стиля проявляются в межличностном общении?

В конфликте вы…

· Делаете вид, будто все в порядке

· Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

· Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

· Ругаете себя за вашу раздражительность

· Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

· Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

· Подавляете все ваши негативные эмоции

Задание 17. Определите, что наблюдается в данной группе. Дайте оценку социометрии как методу исследования.

«Мы - дружные» - так оценивают свою группу большин­ство ее членов.

Социометрия показала, что общее число выборов у большин­ства членов группы равно числу взаимных выборов.

Задание 18. Укажите, опираясь на трансактный анализ Э.Берна, какие эго-позиции у коммуникатора и реципиента?

Иванов: «Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!»

Петров: «Да, в их годы мы были поскромнее».

Прокомментируйте ваш ответ.

Задание 19. Укажите, опираясь на трансактный анализ Э.Берна, какие эго-позиции у коммуникатора и реципиента?

Преподаватель: «Каким образом у вас здесь получилось трехзначное число?»

Студент: «Ах, да, я совсем забыл извлечь квадратный корень!»

Прокомментируйте ваш ответ.

Задание 20. Укажите, опираясь на трансактный анализ Э.Берна, какие эго-позиции у коммуникатора и реципиента?

Иванов: «Как Вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина?!»

Петров: «О, конечно-конечно, я просто не заметил. Задумался, знаете… Садитесь, пожалуйста»

Прокомментируйте ваш ответ.

Задание 21. Представьте, что вы наблюдаете, как человек на улице испугался собаки. Как вы объясните его поведение, если вам известно:

1) что обычно никто не пугается этой собаки; что этот человек вообще боится собак; что и раньше, сталкиваясь с собаками, этот человек так же сильно пугался;

2) что другие люди так же боятся этой собаки; что этот человек не пугается других собак; что, встречая именно эту собаку, этот человек испытывает страх.

К каким заключениям приведут эти информационные схемы?

Задание 22. О каком групповом психологическом феномене рассказал в сказе «Новое платье короля» Г.-Х.Андерсен? Приведите подобные примеры из собственной практики.

Задание 23. Какой механизм межличностного познания отражен в следующей ситуации. При моделировании судебного процесса, где в роли преступника выступали красивые и некрасивые люди, «судьи» были склонны вынести более жесткий приговор последним.

Задание 24. Определите, какой эффект межличностного восприятия выявлен в данном исследовании:

Восьмиклассников просили описать, как они представляют себе врача, учителя и лесоруба. Характеристики включали следующие суждения: «лесоруб – сильный, загорелый», «учитель – строгий, требовательный, одет в скромный темный костюм», «врач – в белом халате, чистом колпаке, всегда должен иметь при себе трубку, успокоить больного».

Задание 25. Определите, к какому типу относится группа из 15 чело­век, если известно, что:

а) члены этой группы знают друг друга;

б) говорят о своей группе «мы»;

в) работают вместе.

Задание 26.Почему проблема «индивидуализм» не находит решения? Способен человек выйти за пределы этой проблемы?

В поисках оптимальной среды жизни человек нередко обращается к идеалам индивидуализма и коллективизма. В индивидуализме, наверное, он воплощает стремления освободиться от бремени социальных норм; изолированность от окружающих, одиночество представляются ему идеалом человеческого существования. Коллективизм — противоположная тенденция: в группе человек находит защиту от одиночества, объединяя своя жизнь с жизнью определенной группой, ведь нет причин для страха перед одиночеством там, где ответственность за жизнь берут на себя другие. И чем более масштабнее, организованнее и результативнее своими достижениями такая организация, тем лучше чувствует себя в ней человек. Тем не менее жизнь в организации не может реализовать общения с собой. И это снова толкает ее к индивидуализму. Проблема «индивидуализм» не находит решения.

Задание 27.Как быть в этом случае? Можно ли объяснять такие явления с материалистических позиций?

В присутствии других исследуемый больше запоминает, лучше концентрирует внимание, интенсивнее мыслит. Он также склонен некритически усваивать идеи, поддерживаемые большинством, проникаться расположением духа группы, перекладывать ответственность за свои поступки на других, принимать рискованные решения. Строго придерживаться позиций материалистической психологии, для объяснения этих фактов следует признать существование «группового мозга», что противоречит здравому смыслу.

Задание 28. Объясните психологическое содержание высказываний:

1) «Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко

2) «Объединяйтесь, люди! Смотрите: нуль — это ничего, но два нуля уже кое-что означает». С. Лец

3) «Человек имеет значение для общества лишь в той мере, в которой он нему служит». А. Франс

4) «Добрые нравы, для того чтобы сохраняться, нуждаются в законах; точно так же и законы, для того чтобы они соблюдались, нуждаются в добрых нравах». Н. Макиавелли.

Задание 29. Попробуйте продолжить описание отношений такого человека с знакомыми и незнакомыми людьми.

Э. Фромм, описывая типы характера, выделил характер рецептивной ориентации. Одной из черт людей этой ориентации есть то, что «им трудно сказать «ни» и они легко впадают в конфликт между обещаниями и выполнением. Они чувствуют себя растерянным, когда работают самостоятельно, ничего несостоятельные сделать без посторонней помощи.

Задание 30.Опишите детально поведение такого человека в качестве лидера формальной реальной маленькой группы.

Э. Фромм выделил среди характерных человеческих ориентаций «эксплуататорскую». Одна из ее особенностей состоит в том, что «символом этой ориентации, кажется, может служить «придирчивая гримаса, которая часто бывает отличительной особенностью таких людей. Их отношения к людям окрашенное враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается ее полезность.

Задание 31.Опишите детально содержание этой установки.

Говоря о людях рыночной ориентации, Э. Фромм писал: «тот факт, чтобы достичь успеха, недостаточно владеть умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но надо еще быть способной вступить у соревнование по многими другими, что формирует у человека определенную установку по отношению к себе».

Задание 32. Как вы считаете, как влияют на отношения с другими людьми реализация человеком его главного жизненного кредо:

а) «Будь удовлетворенный собою»;

б) «будь самым собою»?

Задание 33.Какие закономерности психического развития раскрывает этот случай? Почему Камала так медленно приобретала психические новообразования?

Индуисткий миссионер А. Синх в селе Годамури услышал о каком-либо «человеческом духе», который передвигается вместе с группой волков. Он организовал экспедицию, которая нашл двух девочек. Младшая, Амала, была возрастом приблизительно 18 месяцев, старшая, Камала, — 8 лет. В ноябре 1920 г. Синх перевез детей в приют в Минднапур, где началось систематическое перевоспитание их, процесс которого тщательно описывал. Сначала только голод заставлял детей употреблять пищу. Люди приводили их ужас; ребенка, который приблизился к ним, Камала покусала. Днем они спали, ночью передвигались по комнате и трижды на протяжении ночи выли. Амала быстрее начала проявлять признаки «очеловечения», но через год она умерла. Камала лишь после двух лет пребывания в приюте произнесла первое слово и лишь через 8 лет начала говорить, но простыми фразами. Первые шаги без помощи она сделала после 6 лет перевоспитания. С этого же времени она начала общаться с детьми и выполняла несложные поручения. Ее эмоциональная жизнь была богатой, но адекватно высказать свои чувства она не могла. После девятилетнего пребывания в приюте она умерла от болезни почек.

Задание 34. Определите в следующих высказываниях людей их ценностные ориентации:

Ценность — это характеристика значимости предмета или явления для человека. Ценностные ориентации личности возникают на основе целостных представлений человека и выражаются в социальных установках, социальной оценке и социальном интересе.

1) Новые украинцы — это непонятные люди с непонятными идеалами.

2) Все богатые должны помогать бедным.

3) Нельзя убивать душу.

4) Никто не имеет права осуждать других.

5) Учителя должны уважать себя и детей.

Задание 35. Объясните психологическое содержание высказываний:

1) «В всей многогранности общественной жизни нет и не может быть ни одного события или человека, к которым было бы разрешено относиться легкомысленно и безопасно» Д. Писарев

2) «Важно всегда было и будет лишь то, что надо для блага не только одного человека, но всех людей». Л. Толстой

3) «Из всех способов сделать человека гуманным и сочувственным наиболее правильный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастливыми и видеть себя в них». К. Гельвеций

Задание 36. Насколько обоснован такой вывод? Объясняют ли межличностные отношения законы развития общества?

В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» описаны приключения человека, который попал на необитаемый остров. Со временем ему удается Уладить свою жизнь: он общается с аборигеном Пятницей, учит и воспитывает его, вместе с ним охотится, выращивает хлеб, шьет одежду, оберегает свою территорию от врага, устанавливает связи с миром. Этот сюжет приводит к мысли, что жизнь двух людей воссоздает жизнь человека в обществе. Поэтому можно, изучать общество также, анализируя закономерности формирования и функционирования межличностных отношений. Именно таким образом психология становится ключом к пониманию общества.

Задание 37. Какое психологическое явление описано в этой новелле? Как его объяснить?

Э.-Т.-А. Гофман в новелле «Крошка Цахес» описал приключения «маленького урода», который благодаря чарам феи приобрел незаурядную популярность и стал министром. Тайным влиянием своих рук фея наградила Цахеса чрезвычайным даром: в обществе красивых, здравомыслящих и умных людей он сам становится красивым, здравомыслящим и умным, и вдобавок все, что кто-нибудь из них думает, говорит или делает в его присутствии, приписывается нему. Окружающие будто ослеплены и с восторгом награждают Цахеса «исключительными способностями» за достижение других. И лишь когда студент Балтазар узнал, что чары кроются в трех красных волосинках на голове Цахеса и уничтожил их, все вдруг увидели несчастное, обделенное природой создание.

Задание 38. Как объяснить изменения в поведении «тонкого»? Какие его особенности показаны в рассказе?

В рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» речь идет о случайной встрече двух школьных приятелей. Сначала они радушно поздравляют друг друга, с увлечением вспоминают свои затеи и прозвища. Так было, пока не заговорили о жизненных успехах. Когда выяснилось, что «тонкий» лишь коллежский асессор, а «толстый» — «к тайному дослужился», поведение первого резко изменилось. Он начал проявлять такую почтительность, которая на тайного советника «нагнала скуку». Он отвернулся от «тонкого», подал нему на прощание руку, которую тот пожал, осуществляя неестественные движения и хихикая.

Задание 39. Вам поручили подобрать актрису на роль Машеньки в фильме «Три медведя» (по известной сказке). Какую вы будете выбирать героиню? Почему именно такую?

Задание 40. Объясните психологическое содержание высказываний:

1) «Личность — субъект и объект общественных отношений». С. Л. Рубинштейн

2) «Единый способ на земле повлиять на другого человека — это говорить о том, что он хочет, и научить его, как ему получить желательное». Д. Карнеги.

Задание 41. Почему чувства оказались побежденными? Как этот пример характеризует природу общения?

В повести Б. А. Лавренева «Сорок первый» рассказывается, как во время гражданской войны девушка-красноармеец волей обстоятельств оказывается на безлюдном острове вместе с молодым белогвардейским офицером. Общая борьба за жизнь сблизила их, они полюбили друг друга. Решающим испытанием стало появление лодки с вооруженными людьми. Увидев, что это белые, девушка стреляет в своего любимого (он и есть сорок первым уничтоженным ею врагом), а потом безутешно тоскует над его телом.

Задание 42. Опишите возможные цели общения участников следующих диалогов:

1)

А. Хочешь чаю?

Б. Нет, я уже пила час назад.

А. Как ты себя чувствуешь?

Б. Почему ты спрашиваешь, я плохо выгляжу?

2)

А. Здравствуй! Послушай, что я тебе скажу.

Б. Извини, я спешу.

3)

А. Хорошо бы прогуляться, погода отличная.

Б. Это для кого-то, но не для меня.

Задание 43. Определите по смыслу диалога, умеют ли его участники слушать друг друга:

1)

А. Хочешь послушать этот отрывок?

Б. Я уже это читала.

2)

А. Я тебя так давно жду.

Б. Можно было бы и не ждать, позвонил бы.

3)

А. У тебя есть собака? Я свою уже продала – не было времени на нее.

Б. Нет, но.

Задание 44. Объясните, почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые ее втягивает толпа?

Задание 45. Объясните, которому из утверждений человек поверит быстрее и почему:

1) Современная наука утверждает, что камни имеют чувство.

2) Говорят, что камни имеют чувство.

3) Известно, что человек придерживается норм своей референтной группы.

Задание 46. Внимательно прочитайте эти строки и дайте социально-психологическое объяснение расхождений между поведением племянника и его мыслями.

Дайте социально-психологический анализ этого текста.

Известно утверждение: «Человека оценивают за его поступками». В то же время А. С. Пушкин пишет:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Задание 47.В чем состоят причины этих отличий?

Английский психолог Майкл Арджайл изучал во время своей кругосветной поездки язык жестов. Он установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканенц — 180 раз.

Задание 48. Объясните психологическое содержание высказываний:

1. «В общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир». К. С. Станиславский

2. «Для успеха в жизни умение общаться с людьми намного важнее, чем талант». Д. Леббок

Задание 49. Почему именно так происходит формирование группы? Какие социально-психологические явления предопределяют этот процесс?

Наблюдения показали, что начало формирования группы характеризуется неопределенностью, поэтому «для поддержания разговора» члены группы рассказывают друг другу интересные случаи из своей жизни, анекдоты, демонстрируют эрудицию и т. п. Со временем на основе личностно-психологических свойств возникают две группировки, одна из которых стремится руководить группой, тогда как вторая противостоит этим попыткам. Далее группу объединяет агрессия относительно того ее члена, который имеет наивысший официальный статус. Происходит «мятеж», в результате которого устанавливается система межличностных отношений: взнос каждого оценивается в зависимости от его отношения к групповым целям, которые активно формируются. Начинается вторая фаза становления группы. Сначала группа сплачивается, ее усилия направлены на согласование отношений, поддержание атмосферы единства. Тем не менее потом в ней снова получаются группировки — уже на основании отличия в ориентации на ту степень близости, которая нужна для членства в группе. Вместе с тем происходит процесс осознания взаимозависимости членов группы: восприятие члена группы уже не связывается с оценками «красивый» ли «плохой»; согласие достигается в результате дискуссии, а не принуждения к единодушию.

Задание 50. Почему так произошло? О чем свидетельствуют эти данные?

Во время опроса солдат выяснялось их желание принимать участие в боевых действиях. Первую группу составляли новички, которые служили в подразделениях, которые целиком состояли из новобранцев. Другую группу составляли также новички, но из подразделений, которые уже принимали участие в боевых действиях. Членами третьей группы были фронтовики с опытом ведения боевых действий. Оказалось, что в первой группе «готовых вступить в зону непосредственных боевых действий» было 46 %, в второй — 28, в третий — 15 %.

Наши рекомендации