Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения. Общее количество поз, которое способно принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции некоторые запрещаются, другие – разрешаются.
Одним из первых указал на роль поз психолог А.Шефлен[9].
Шюбц выявил, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Вследствие этого выделил: «закрытые» и «открытые» позы.
«Закрытые» позы: человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. Поза «стоя»: руки скрещены на груди. Поза «сидя»: обе руки упираются в подбородок. Эти позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.
«Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Открытые жесты – это такие, когда движения рук направлены от тела, закрытые – когда движения рук направлены к телу.
Верх открытости – порывистое и распахнутое движение рук с развернутыми ладонями в сторону партнера.
Верх закрытости – перекрещенные на груди руки с одновременным захватом собственных предплечий.
Бизнес-этикет одновременно не рекомендует употреблять ни тот, ни другой.
Необходимы спокойные жесты одной рукой (допустим, в такт речи), со средним положением ладони, в границах перемещения от плеча до талии.
Позы и жесты уверенности – обязательно прямая спина, развернутые плечи, ровное положение головы, взгляд в глаза.
Типичные жесты уверенного в себе человека с чувством превосходства – закладывание рук за спину с захватом запястья (но не в замок), либо закладывание рук за голову. Этот жест характерен для «всезнаек».
Жесты неуверенности, как правило, связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха, либо мочки уха, либо потрагивание или потирание носа. Опущенные плечи, согнутая спина и склоненная голова тоже будут не в вашу пользу.
Позы и жесты превосходства и неуверенности бизнес-этикет не рекомендует использовать.
Жесты согласия – кивание головой, «раскрытые» глаза, легкая улыбка.
Позы несогласия – взгляд в пол, брови сведены, корпус отвернут от собеседника, пальцы периодически общипывают несуществующие ворсинки. Рекомендуется контролировать степень вашего несогласия.
Жесты готовности завершить встречу – подача корпуса вперед, при этом руки опираются на колени или ручки кресла, а корпус постепенно разворачивается к двери, нога отстукивает такт. Следует либо инициативно сменить тему, либо завершить разговор.
Жесты неготовности (слушать, говорить, принимать решения) связаны с так называемым «расфокусированным» взглядом и общей позой расслабленности. Бизнес-этикет рекомендует их отслеживать и не допускать «позы расслабленности» в присутствии сотрудников или клиентов.
Походка человека – это стиль передвижения.
Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости; вялая угнетенная – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.
Реакция глаз: расширение зрачка – это знак либо о вовлеченности в личный разговор, либо о сосредоточенности и увлеченности темой беседы, либо хорошего настроения собеседника (в четыре раза против нормального состояния); сужение зрачка партнера означает, что он мечтает, отстраняется, думает о постороннем[10].
Визуальный контакт свидетельствует об установлении контакта, о расположенности партнера к общению; направленность взгляда говорит о характере контакта.
Если на партнера смотрят мало, то есть основания полагать, что к тому, что он говорит и делает, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов ему, либо хорошее к нему отношение.
Американские психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс показали, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Особую роль в деловом общении играет улыбка. Китайцы говорят, что человек без улыбки на лице не должен открывать лавку.
Цена улыбки:
- Она ничего не стоит, но создает много.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ее дарит.
- Она длится одно мгновение, но память о ней иногда сохраняется надолго.
- Нет столь богатых, которые могли бы прожить без нее, и нет столь бедных, которые не стали бы богаче по ее милости.
- Она создает счастье в доме, атмосферу доброжелательности в делах и служит паролем для друзей.
- Она вдохновение для утомленного и лучшее из природных средств против горя.