Понятие стресса и его виды в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе
Трудно представить себе другую сферу жизни людей, где проблема взаимодействия стресса и конфликта была бы столь актуальна, как это имеет место в сфере социальной работы. И в целом в мире, и в России систематически совершаемые природно-климатические и техногенные катастрофы и их последствия представляют собой постоянно действующий стрессогенный фактор.
В условиях России системе социальной работе приходится иметь дело с огромными массами людей, не обеспеченных или малообеспеченных средствами существования. Уникальность России в том, что в разряде многих десятков миллионов людей, живущих у черты бедности или далеко за ее пределами, оказываются физически здоровые работающие граждане. Здесь полезно обратить внимание на то, что понятия «бедность» и «черты бедности» имеют различное содержание в разных странах. Например, в США гражданами, живущими за чертой бедности, считаются те, чей годовой доход не превышает 10 тыс. дол. (833 дол. в месяц — 21,300 руб.). Это средние и выше среднего зарплаты в самых богатых отраслях народного хозяйства нашей страны — банковской, нефтегазовой и энергетической сферах. Понимание этого факта не может не быть источником сильного стресса у абсолютного большинства российских граждан.
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Стресс применительно к человеческому организму есть состояние индивида, возникающее как ответная реакция на разнообразные неблагоприятные или экстремальные воздействия внешней среды.
В научный оборот данный термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом
Гансом Селъе (1907-1982), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).
По определению ученого, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена достаточно хорошо. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и др.) в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая «доминанта», появление которой запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается одна из важнейших структур промежуточного мозга — гипоталамус, который, в свою очередь, активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутрен ней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают хорошо знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.
Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу, физиологический смысл которой — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий, но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за кулисами» нервозного, неадекватного конфликтного поведения человека.
Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.
Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.
Действия стресса, так же, как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую потребность, в результате чего происходит многократное усиление действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.
Человек в состоянии стресса способен на невероятные поступки: мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но только на некотором интервале времени. Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого свои. Считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезен для выполнения работы и безвреден для человека, а продолжительный и значительный может привести к самым разным нежелательным последствиям.
Г. Селье выделил следующие стадии стресса.
Стадия неспецифических реакций, или тревоги. Организм человека переходит в режим мобилизации ресурсов. Такая мобилизация повышает устойчивость организма к стрессовой ситуации.
Стадия резистентности, или устойчивого и избирательного реагирования, является сигналом к тому, что человека ждут большие проблемы в будущем.
Стадия сопротивления позволяет организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями.
Стадия истощения, или дистресса, наступает, когда человек длительное время находится под воздействием стрессогенный факторов. Происходит снижение уровня функционирования практически всех систем психики человека, адаптационных возможностей организма и способности сопротивляться разнообразным заболеваниям, что может сопровождаться не только апатией, но и развитием депрессивных состояний.
В современных представлениях о стрессе выделяют три стадии его развития:
— возрастание напряжения, или мобилизацию;
— внутренний стресс, или дезаптацию;
— истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, или дезорганизацию.
Дезорганизация социальная-процесс разрушения социальной системы или отдельных ее частей, проявляющийся в нарастании дисфункций социальных норм, правил и институтов, в ослаблении или разрушении социального контроля, в возрастании социальной напряженности и увеличении социальных конфликтов.
Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакции, повышением четкости познавательных процессов, их ускорением, готовностью быстро вспомнить необходимую ин формацию. На данной стадии работникам удается сделать многое и в срок.
Стадия дезаптации проявляется вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запредельного торможения, что ведет к снижению качества исполнения работы. Проявляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, забывается часть информации, принимаются решения, не учитывающие последствия. Работники допускают множество ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается.
Стадия дезорганизации возникает при продолжении сохранения стрессовой нагрузки.
На данной стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, ее поведение становится неадекватным ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменения, может привести к серьезным внутренним заболеваниям.
В целом стресс — явление обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.
Различают следующие виды стрессов.
Хронический стресс предполагает наличие постоянной (существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).
Острый стресс — состояние личности после события или явления, в результате которого теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).
Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответствующая квалификации.
Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы.
Вариантом психологического стресса является эмоциональный, который появляется в ситуациях угрозы, опасности и обиды.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или вакуума.
Г. Селье использует не только понятие «стресс», но и «дистресс». Если стресс — необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных последствий внешней среды; напряжение, которое мобилизует, активизирует организм человека для борьбы с источником негативных эмоций, то дистресс — состояние нервного истощения, вызванного стрессом, чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Любая эмоциональная встряска является стрессором (источником стресса), при этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается.
Участие индивида в конфликтных ситуациях достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека. Конфликт представляет собой наиболее сложные взаимоотношения между оппонентами, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Таким образом, участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, что может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, происходящее из-за стрес сового состояния одного из участников, достаточно часто приводит к конфликтам.
Конфликт-форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Инцидент-стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Нам представляется, что в процессах влияния стрессов на конфликт имеет место порочный круг: конфликт вызывает стресс у индивида, оказавшегося участником конфликта, а стресс оказывает свое воздействие на формы протекания конфликтного взаимодействия, обостряя, расширяя или углубляя его.
В качестве стрессоров могут выступать международные конфликты, нестабильность политической обстановки в стране и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей.
К факторам, вызывающим стрессы в учреждении социальной работы, можно отнести организационные, неорганизационные и личностные.
Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы в соответствии с квалификацией, плохими взаимоотношениями с окружающими, отсутствием перспектив роста, конкуренцией и др.
Другие примеры организационных стрессогенных факторов:
— недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;
— недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, перспектив роста;
— необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;
— неучастие работников в управлении, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации;
— перегрузка профессиональными обязанностями;
— конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
— неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
— неинтересная работа;
— плохие физические условия (шум, холод и др.);
— неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
— плохие каналы обмена информацией и др.
Внеорганизационные факторы вызывают возникновениестрессов в результате действия следующих обстоятельств:
— отсутствия работы или длительного ее поиска;
— конкуренции на рынке труда;
— кризисного состояния экономики страны и региона, в частности;
— семейных трудностей.
Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и др.
Еще одну группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными. Они выражают тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности, выражаемое в страхах работника.
Выделяют несколько типичных «страхов»:
— не справиться с работой;
— допустить ошибку;
— быть обойденным другими;
— потерять работу;
— потерять собственное «Я».
Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие раздражители обычно остро переживаются и наносят существенный урон стрессоустойчивости индивида.
Эффективность стресса, конечно же, ограничена. Непрерывная череда стрессовых состояний может обернуться хроническим стрессом — болезнью, выбивающей человека из коле, делающей его излишне агрессивным или апатичным. Потому-то стресс должен восприниматься, особенно в связи с конфликтами, как серьезное предостережение.
Для определения наиболее рационального способа воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представления о динамике развития внутреннего напряжения состояния человека.
Управление стрессомпредставляет собой способ адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессом.
Уровень организации — результат изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях проводят тренинги релаксации под руководством психолога, а также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.
Уровень отдельной личности. Он предполагает способность справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов, включающие медитацию, тренинг, физические упражнения, диету, иногда даже молитву.
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и коллективов. Постоянно возникают расхождения и противоречия сторон, нередко перерастающие в конфликты.
В настоящее время службы управления персоналом выполняют следующие функции: социально-психологическую диагностику; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами.
Функции управления производственными и социальными конфликтами и вызываемыми ими стрессами должны выполняться не только руководителями, но и конфликтологами, а также специально созданными подразделениями, например, отделами трудовых отношений.