Тема 11. приемы установления психологического контакта с гражданами
Изучаемые вопросы:
1. Вступление в контактное взаимодействие.
2. Формирование ситуативной установки на контактное взаимодействие. Обмен информацией.
3. Правомерное психическое воздействие следователя на допрашиваемого. Рефлексивное управление контактным взаимодействием на предварительном следствии.
4. Особенности установления психологического контакта на отдельных следственных действиях.
Вступление в контактное взаимодействие.
Первое впечатление, проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта играют большую роль в установлении психологического контакта. Если считать предконтактную диагностику личностных качеств проходящих по делу лиц первой стадией формирования контакта, то вступление в контактное взаимодействие можно условно считать второй.
Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, поз, походки и т. д.; 3) голоса и речи. Национально-психологические особенности объекта, безусловно, накладывают свой отпечаток на этот процесс. Каждый следователь обязан уметь читать язык внешних проявлений психологии человека. Язык внешних проявлений более искренен, чем язык слов. Один из знатоков человеческой психологии образно сказал: легче изменить свое мировоззрение, чем свой индивидуальный способ подносить ложку ко рту. Вместе с тем психологические значения языка внешних проявлений вероятны и многозначны.
Сам процесс формирования первого впечатления логически распадается на несколько этапов. Первый - это восприятие объективных характеристик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешне понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда и т. д.). Эти качества как бы говорят сами за себя. В этой связи их и называют невербальными компонентами общения. Второй этап - это восприятие эмоциональных и поведенческих проявлений, общего психологического состояния по общению. Третий этап - это синтез наших рациональных умозаключений, впечатлений, увязки прошлого и настоящего, а также создание динамического образа, который включает оценочные представления о другом человеке, как обладателя социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающих его пригодным или непригодным для общения в данных условиях.
Выражением первого впечатления является проявление внешних коммуникативных свойств, которое зависит от понимания сущности социальной роли данным субъектом в общении, от сложившихся отношений к субъекту со стороны следователя. Поэтому в необходимых случаях следователь должен суметь подавить, скрыть отрицательное отношение к участникам уголовного процесса, ибо в противном случае контакт не будет установлен, цели общения не удастся достигнуть.
Коммуникативные свойства проявляются в манере одежды, мимики, умении слушать собеседника, стиле речи (интонационный строй, отсутствие вульгаризмов, жаргонных выражений, простота построения фраз).
Практика показывает, что "во взаимоотношениях с другими людьми, люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые могут возникать на основе реальных фактов, но эти быстро сформировавшиеся чувства, могут определять все дальнейшие отношения.
В момент первой встречи отношения ее участников определяются больше чувством, чем разумом. Поэтому для первой встречи необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоции у собеседника. Так, например, можно проявить доброжелательность, выразив сожаление по поводу причиненного допросом беспокойства, поинтересоваться состоянием здоровья. Следователь может успокоить допрашиваемого, пояснив, что данный допрос является необходимой формальностью, что он не должен вызвать излишнего волнения.
При общении "собеседника" желательно называть по имени и отчеству, так как это не только знак уважения, но и проявление значительности того же собеседника. Корректность и понимание следователем ситуации, в которой оказалось проходящее по делу лицо, вызывают у последнего надежду на объективность и гуманность следователя, вызывают желание общаться с ним, что является первопричиной в формировании психологического контакта. Если в процессе беседы возникает такое направление, когда лицо хочет понравиться следователю: демонстрирует свои положительные качества, рассказывает о своих достоинствах, то его необходимо поддержать. Интерес к собственной личности всегда вызывает положительную реакцию у лица, так как он универсален.
Значительную информацию можно получить из анализа поз, жестов, походки участника следственного действия. Так, если лицо появляется перед следователем тихо, испуганно здоровается, присаживается на краешек стула, то следователь может сделать определенные выводы: маловероятно, что свидетель в таком состоянии даст правдивые и развернутые показания. Он боится, чтобы его показания не причинили ему каких-либо неприятностей, что следователь его не поймет. Определенный материал для оценки личности может дать одежда и обувь участника следственного действия. Аккуратность или небрежность, экстравагантность или простота могут свидетельствовать о некоторых чертах характера, привычках и даже профессии.
Особое внимание должно быть уделено анализу речи проходящего по делу лица, ее интонациям, ритму, тембру. В общении со следователем лицо может использовать жаргонные слова и выражения, которые тоже могут характеризовать данного человека, его принадлежность к преступному миру. Следователь не должен употреблять для общения жаргонные слова, но сам факт понимания жаргона может оказать положительное воздействие на формирование контактных отношений, оказать помощь в диагностировании преступной профессии собеседника.
Немаловажное значение в формировании психологического контакта приобретает фактор взаимного расположения партнеров по общению. Так, психологами установлено, что каждый человек имеет вокруг себя "персональное пространство", в которое не должны вторгаться другие люди. Это пространство зависит от характера общения: 1) интимное пространство с радиусом от 0 до 45 см ; 2) персональное пространство от 45 до 120 см; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см.
Некоторые ученые выделяют также варианты пространственной ориентации общения во время допроса (неблагоприятное для допрашиваемого; защитная форма для допрашиваемого; доверительная форма; неблагоприятная для допрашивающего).
Представляется, что после приветствия целесообразно, оставаясь на своем месте, предложить собеседнику занять место напротив на расстоянии 120-140 см, что позволит следователю использовать стереотип общения характерный для знакомых людей.
При производстве допроса большое значение для установления контакта имеет правильный выбор темы для разговора, который предшествует основной части допроса. В данной ситуации важно не выводить или не дать понять допрашиваемому, что его выводят на ранее запланированную тему разговора. Выбор темы должен основываться на диагностике личностных качеств допрашиваемого. Присутствие в кабинете следователя предметов, которые могут интуитивно вызвать у допрашиваемого положительные эмоции допустимо, но ни в коем случае не стоит загромождать свое рабочее место автодеталями при беседе с шофером, или рыболовными крючками при общении с рыбаком, как предлагают некоторые криминалисты. Несомненно, что у каждого обвиняемого, потерпевшего и свидетеля имеются свои проблемы, интересы, вопросы, концентрирующиеся вокруг расследуемого дела, и свои контакты со следователем проходящие по делу лица строят в плане отношений к событию преступления. Поэтому, формируя психологический контакт, следователь может использовать не одну тему для беседы, а две-три - чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. И здесь неприемлемы рекомендации, когда с любителями шахмат предлагается устанавливать психологический контакт разговорами о тонкостях ферзевого гамбита.
Задача следователя состоит в отыскании у данной личности основы положительных социальных связей, усилении их и возбуждении положительных гражданских мотивов поведения.
Мимика как проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, является зеркалом внутреннего состояния человека. На следствии особенно большое значение приобретает познание произвольных и непроизвольных компонентов мимики. К последним относятся такие компоненты, которые, не подчиняясь волевому управлению, как бы открывают душу личности перед ее собеседником.
Поскольку глаза не без основания являются зеркалом души, В. Л. Васильев начинает описание мимики с взгляда лица: "Близкая установка взгляда каждый раз направляется на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию. Взгляд, устремленный неопределенно вдаль, свидетельствует об отсутствии у человека активного интереса к окружению. При опущенной, склонившейся вниз голове, взгляд исподлобья, устремленный вверх, свидетельствует о некотором негативизме личности, недоверчивости, замкнутости. Этот взгляд можно расшифровать и как проявление покорности, сочетающееся со стремлением замаскировать от собеседника свои истинные переживания. Если глазные щели сужены - этот мимический знак определяет состояние значительного утомления, при котором в связи с понижением тонуса ослабевают мышцы, поднимающие вверх веко. Все описанные выше выражения лица свидетельствуют об отсутствии психологического контакта и должны насторожить следователя, заставить его пересмотреть избранную им тактику.
Мимическую деятельность В. Л. Васильев рассматривает совместно с лобной мимикой. Основное выражение лобной мимики, по его мнению, заключается в сморщивании лба, подъеме бровей кверху.
В мимическом аспекте различаются два вида активного внимания: смотрение и наблюдение. Горизонтальные морщины лба характерны для смотрения, которое является пассивно-воспринимающей функцией; для более активной функции характерно появление на лбу вертикальных морщин, что свидетельствует о собранности и целеустремленности человека. Расслабление рта говорит об уменьшении активности личности, а также об изумлении, неожиданности, нервном потрясении. Явление расслабленной ротовой щели может свидетельствовать о врожденной недостаточности мимики. Своеобразна и мимика так называемого внутреннего смеха при закрытом рте. Для него характерно радостное выражение глаз и с трудом удерживаемое движение нижней челюстью.
Мимику следует воспринимать и анализировать как комплексное целое, в котором можно выделить следующие аспекты: подвижность, быстрота смены мимических формул и темп чередования их переходов. Думается, что именно такой комплексный анализ будет способствовать следователю в установлении психологического контакта.
Вступив в контактное взаимодействие, следователь может переходить к формированию ситуативной установки на установление психологического контакта.
Формирование ситуативной установки на контактное взаимодействие. Обмен информацией.
Установление контакта предполагает познание действительного состояния личности в настоящее время, определение необходимости его психологического состояния. Контакт устанавливается лишь тогда, когда производится тщательное изучение особенностей личности: психическое состояние в данный момент, пунктов возбуждения и торможения его мыслительной деятельности, отношения к предстоящему общению, его участникам, целям. Без подобного изучения нельзя определить дальнейшие действия по установлению контакта.
Поведение будет зависеть от объективных условий следственного действия, субъективного состояния личности и ее структуры.
Структуру личности составляют три элемента: 1) личностная установка (жизненная программа поведения); 2) система потребностей, влечений, интересов; 3) характер и особенности воли.
Личностная установка - это главное и центральное звено личности. Установка выражает не какие-то отдельные качества личности, а всю личность, весь ее нравственно-психологический контекст. Система влечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.
Главное для следователя - воздействовать на личностную установку, переориентировать ее. А для этого необходимо выявить интересы и влечения человека.
Развитие темы разговора зависит от личности, от психического состояния, в котором находится человек на следственном действии.
Целесообразно углубить ту тему разговора, которая наиболее приятна собеседнику. Так, если на допросе допрашиваемый разговорился о своем детстве или ином периоде жизни, его не стоит прерывать, так как это может повредить всему ходу допроса. Следователь должен уметь слушать, а потерянное время окупится в основной части допроса, когда не придется затрачивать время и силы, чтобы преодолеть негативную позицию конфликтующего со следователем допрашиваемого.
Умение слушать собеседника - это искусство. По манере слушать собеседника люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели и агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные - вызывают у говорящего апатию, и тем самым вызывают у говорящего отрицательные эмоции.
Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, стремление разобраться и понять собеседника, проявить интерес к его словам - вот компоненты умения слушать. Можно сказать, что в известном смысле этим определяется профессиональная пригодность следователя.
Умение разговаривать с людьми - одно из важных коммуникативных качеств. Чтобы воздействовать на разум, волю, чувства, верно воспринимать и понимать речь собеседника, быть в свою очередь понятым им, следователь должен заботиться о культуре речи. Культура речи заключается в умении говорить, правильно писать. Речь должна быть содержательной, выразительной и понятной. Неумение пользоваться словом приводит к тому, что оно теряет свою действенную силу. Несомненно, что грамотный следователь будет пользоваться уважением и иметь большой авторитет у проходящих по делу лиц. Следователь должен уметь вести с людьми душевную беседу, ибо проникновенность и сердечность в разговоре, как правило, оказывают наиболее сильное воздействие и способствуют установлению психологического контакта.
Для установления контакта с допрашиваемым и смягчения обстоятельств, мешающих этому, имеет процедура предупреждения об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний. Это производится с учетом личности собеседника. Предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний можно сделать как бы между прочим, отметив, что такой порядочный человек, разумеется, даст правдивые показания. В отношении же лица, которое настроено на дачу ложных показаний, о чем свидетельствует его негативное отношение к следователю, прошлые судимости и иные обстоятельства, целесообразно использовать более детальный разговор на данную тему, предложить ознакомиться со статьями Уголовного кодекса, обратить внимание на санкцию. Предупреждение об уголовной ответственности свидетелей и потерпевших не должно преследовать цели запугать человека или унизить его человеческое достоинство.
Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны участвующих в деле лиц. Находясь в возбужденном состоянии, они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности со стороны следователя, на всю жизнь запоминают его слова. Общаясь с людьми изо дня в день, следователь вырабатывает умение распутывать особенности психики человека, но в то же время может потерять чувство индивидуальности, привыкнуть к атмосфере конкретного следственного действия. Результатом этого является автоматизм. Это симптом профессиональной деформации, и действенно средство борьбы с ним - самоконтроль.
Изучая следователя, проходящие по делу лица формируют линию своего поведения, накаливая потенциальное согласие или несогласие на работу со следователем. Поэтому на данном этапе общения следователь должен передавать лишь ту информацию о себе, которая бы способствовала дальнейшей работе в бесконфликтной ситуации.
На основе накопленных "потенциалов согласия" лицо формирует ситуативную установку на совместную корпоративную деятельность. "Ситуативная установка - готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения человека в подобной ситуации и изменяющаяся под воздействием реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие".
С помощью установки следователь может сформировать устойчивую позицию лица на дачу правдивых показаний. Так, следователь может сообщить, что слышал много хорошего от таких-то лиц о таком-то человеке. Можно предположить, что после комплиментов достоинствам свидетеля, последнему будет очень трудно выйти из образа "правдивого честного человека".
Если лицо считает себя сильным, волевым и мужественным человеком, следователь должен акцентировать эти достоинства, отдать должное уважение этим качествам, а затем убедить лицо проявить эти качества на следственном действии, мужественно принимая сложившуюся реальность, разумно оценивая имеющиеся доказательства. Следователь может также пояснить, что трусливые и слабовольные люди пытаются лгать, "выкручиваться", сваливать свою вину на других, самоустраняться отрешения собственных проблем, отказываться от общения и, если человек с этим согласен, то сам устанавливает барьер, препятствующий изменению позиции.
Практика показывает, что наиболее часто не желают вступать в контакт со следователем молодые люди, совершившие преступление. Они бравируют своей антисоциальной, конфликтной позицией, но в этом случае задача следователя - найти у таких людей слабое место, уметь вызвать их на откровенный разговор, сформировав платформу для установления контакта.
Установление контакта - это прежде всего избежание всего того, что может его нарушить. Следователю противопоказана примитивность, вульгарность, профессиональная некомпетентность и особенно грубость и психическое насилие в разнообразных формах проявления (угроза шантажом и т. п.). Наиболее значимый момент для установления контакта - доступное и убедительное разъяснение юридических прав и обязанностей данного участника уголовного дела.
Для потерпевшего необходимо проявить сочувствие, понимание, сопереживание. Он ждет от следователя помощи, законного обеспечения его прав и интересов. Недопустимо высказывать критические замечания о формах поведения потерпевшего до и в момент совершения преступления.
Подследственные лица часто чувствуют себя беззащитными перед нависшей опасностью. И следователь с самого начала должен выступать как защитник закона, прав обвиняемого, подозреваемого и других, участвующих в деле лиц. Особенно важно для подследственного лица разъяснение отдельных положений закона, раскрытие тех возможностей, которыми может воспользоваться обвиняемый в своем положении.
Следователь должен проявить себя не как преследующее лицо, а как человек, призванный помочь другому, пусть даже оступившемуся человеку. Это должно быть не показной, а истинной позицией следователя. Если последний проявит внимание к подлинным нуждам подследственного, с ним всегда захотят установить контакт. Особенно хочется остановиться на лицах, лишенных свободы. Лишение свободы - это ограничение возможности действия, тяжелые нравственные переживания, которые обостряют защитную доминанту, повышают избирательное отношение ко всем действиям официальных лиц, перестраивают всю ценностно-мотивационную и нравственно-регуляционную сферу личности, повышают чувствительность к отдельным наиболее значимым воздействиям.
На предварительном следствии у следователя к обвиняемому или подозреваемом не должно быть никаких оснований для негативного отношения - истина еще должна быть установлена. Но даже виновный и осужденный продолжает оставаться гражданином государства со всеми вытекающими из этого правами, с некоторыми ограничениями. Не должно быть общей, глобальной конфликтности у следователя с проходящими по делу лицами. Задача следователя - преодолеть даже временно возникшие конфликтные ситуации и в любом случае достигнуть цели расследования - установления истины по делу.
Установка подследственного лица содержит ряд компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент составляет знание о преступлении, оценочные суждения и убеждения.
Эмоциональный компонент установки представляет собой систему чувств подследственного в связи с расследуемым преступлением.
Поведенческий компонент - это предрасположенность к определенным положительным и отрицательным действиям в процессе следственного действия.
Формируя установку, следователь может прогнозировать все вышеперечисленные компоненты. Так, я разделяю мнение А. В. Дулова, который считает, что "зная закономерности структуры преступления, можно прогнозировать способы противодействия, которые окажет допрашиваемый... Чем лучше следователь знает пути, средства и способы оказания противодействия, тем легче ему предупредить это противодействие, а значит обеспечивать установление истины по расследуемому делу".
В то же время ситуативная установка - это не гарантия дальнейших кооперативных отношений. Контакт может быть нарушен необдуманными действиями следователя.
В следственной практике имел место такой случай:
Прокуратурой Энского района было возбуждено уголовное дело по факту изнасилования 14-летней Т. ее отцом К. На первых допросах потерпевшей и свидетелей выяснилось, что К. неоднократно совершал с Т. насильственные половые акты, каждый раз подавленные сопротивлением девочки. Она забеременела.
Было намечено проведение очной ставки между потерпевшей и подозреваемым. Как только К. увидел Т., он стал кричать, требуя, чтобы она ничего не рассказывала, иначе его посадят. Подозреваемый сорвал проведение очной ставки, симулируя нервный припадок. Потерпевшая в испуге расплакалась.
Несвоевременное проведение очной ставки привело к тому, что девочка замкнулась и перестала отвечать на вопросы. Представляется, что проведение этого следственного действия было преждевременным: еще не было достаточно данных о взаимоотношениях в семье К., о степени влияния подозреваемого на Т., об особенностях личности К. Поэтому расследование по делу затянулось на многие месяцы, так как в результате ошибки следователя психологический контакт с потерпевшей был нарушен.
Тактические приемы, пути формирования и стабилизации контакта на предварительном следствии вплетаются в тактику конкретного следственного действия, в связи с чем вопросы следователя выстраиваются в своей очередности с учетом тактической программы в целом.
Уже указывалось ранее на необходимость для следователя быть активным слушателем, непосредственно в процессе общения, анализировать речь, мимику, позу подследственного.
Содержание показаний анализируется с точки зрения относимости информации к расследуемому событию и ее значимости для расследования данного уголовного дела. Чтобы показания получили правильную оценку следователя, необходимо учитывать личностные качества лица, его заинтересованность в изложении или сокрытии определенных сведений. Восприятие информации должно сопровождаться накоплением материала для вопросов проходящему по делу лицу по содержанию его рассказа.
После рассказа полезно похвалить лицо, отметить его способности, правдивость и искренность, если он, конечно, проявил эти качества. Можно отметить хорошую память, способность правильно воспринимать и оценивать различные события, высокую культуру речи.
Например, если при проверке показаний на месте лицо что-то скрыло или изложило неточно, не следует сразу уличать его во лжи. Можно отметить, что конкретный эпизод изложен не совсем точно, но это легко исправимо, если постараться вспомнить. Если обвиняемый не может вспомнить какой-то эпизод, то целесообразно использовать различные ассоциации. Или же в процессе допроса следователю приходится отступать от намеченной линии и не потому, что допрашиваемый не хочет сказать правду, а вследствие того, что он пока не готов рассказать ее. Нужны подготовительная работа, психологическое воздействие следователя на установление контакта с допрашиваемым. Следует избегать случаев, когда допрашиваемый скажет "нет", потому что затем ему трудно будет сказать "да".
В процессе передачи информации проходящее по делу лицо демонстрирует свое отношение к расследуемому событию, оно строит свою позицию, которую будет защищать при ответах на вопросы следователя на данном следственном действии и на других. После рассказа подследственного следователь уже вступает в самую сложную, определяющую стадию в процессе установления психологического контакта, на которой он ставит вопросы на основании услышанной ранее и проанализированной информации и рефлексивным действием регулирует режим контактного взаимодействия.
Особенности установления психологического контакта на отдельных следственных действиях.
Освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей наряду с процессуальными и организационно-тактическими аспектами имеет весьма содержательную психологическую основу, структуру. Сам психологизм данного следственного действия существенным образом влияет не только на его результативность, но и на все последующие действия в ходе расследования в отношении освидетельствуемого лица.
Роль и значение взаимосвязи психологии освидетельствования с тактикой и психологией последующих следственных действий, например допросов, позволяет сделать вывод о первоочередности в установлении психологического контакта с освидетельствуемым лицом.
Как уже было сказано, психологический контакт легче поддержать, чем формировать. Сама природа освидетельствования, его коммуникационное своеобразие с точки зрения психологии «выигрышней» по сравнению с тем же допросом. Здесь имеется в виду как сам факт установления психологического контакта, так и его быстрота.
Более половины (56 %) случаев освидетельствования имели место в условиях полного контакта и большого доверия освидетельствуемого лица к следователю. Кроме того, почти в каждом четвертом случае (23 %) психологический контакт формировался через непродолжительное время: непосредственно перед освидетельствованием или же в самом начале производства этого следственного действия. Дело в том, что цели и характер освидетельствования создают более благоприятную психологическую атмосферу взаимодействия между участниками следственного действия по сравнению с допросом.
На практике освидетельствуемое лицо, понимая необходимость обнажения тела, чувствует стыдливость, неловкость, эмоциональную дискомфортность. Поэтому оно сознательно или невольно оттягивает время обследования. В этот период многие свидетели, потерпевшие, а зачастую и обвиняемые проявляют склонность к беседе на различные темы. Надо полагать, что причина такой разговорчивости кроется в неосознанной надежде на то, что показание, которые они предоставляют следователю, могут заменить саму процедуру освидетельствования. В такой ситуации следователь не должен предвосхищать события, спешить, а проверить ранее имеющуюся информацию и сделать соответствующие выводы в отношении разговорчивости субъекта. И самое главное - следователю необходимо использовать данное обстоятельство для установления контакта.
Структура установления психологического контакта схожа с общей структурой формирования психологического контакта, приведенной выше, но имеет свои особенности:
1) создание психологического портрета личности освидетельствуемого на базе имеющихся о нем сведений;
2) мысленное сравнение созданного образа с реальными проявлениями личностных качеств;
3) внесение корректив в имеющийся образ психологической картины освидетельствуемого лица;
4) выбор оптимальной по характеру и соответствующей по времени информации для возникновения контакта;
5) развитие и углубление развившегося психологического контакта.
Сознательное использование следователем данного алгоритма позволяет ему упорядочить рационализировать путь к формированию плодотворного и устойчивого контакта с освидетельствуемым. В противном случае полное отсутствие контакта будет являться причиной возникновения конфликтной ситуации при осмотре тела живых лиц и принудительном характера освидетельствования в целом.
Рассмотрим подробнее содержание перечисленных стадий:
1. Создание психологического портрета происходит за счет сведений различного характера: о возрасте, профессии, темпераменте, образе жизни, взаимоотношений с другими людьми; о виде и характере преступления, роли освидетельствуемого лица в расследуемом преступлении. В общем - все, что связано с диагностикой личности. Источниками сведений для создания образа личности исследуемого лица являются: материалы оперативно-разыскной деятельности, результаты предшествующих следственных действий, анализ смысловой линии поведения подозреваемого, обвиняемого свидетеля, потерпевшего со смысловыми показателями. Данные анкетирования показывают, что подавляющее большинство следователей (98 %) признают необходимость изучения психологии личности освидетельствуемого лица, однако на практике это делают лишь шесть из десяти (60 %). И, наконец, развернутый образ освидетельствуемого удается получить значительно меньшему числу следователей, не более 25 % [3].
2. Сравнение психологического образа с действительным - является промежуточной стадией. Она означает «наложение» копии на оригинал. Как уже отмечалось, важно продлить время самовыражения освидетельствуемого лица. В данной ситуации следователь волен избрать как активную, так и пассивную роль, в зависимости от позиции источника психологической информации. В рассматриваемой стадии должна проявиться способность следователя к узнаванию и дифференциации психологических характеристик, выявлению их устойчивости и вариационности.
3. Коррекция производится после мысленной оценки и сопоставления различающихся психологических данных в образе и в оригинале. Природа противоречий разнообразна, поэтому они могут быть объяснены различным образом: прежде всего это неточность исходных данных, положенных в основу психологического портрета; влияние обстановки, предшествующей освидетельствованию, на характер сведений, которые сообщает лицо; неадекватность восприятия самим следователем.
4. Временной фактор в условиях освидетельствования длиться секунды, иногда мгновения, поэтому следователю необходимо моментально ориентироваться в обстановке и в удобный момент завладеть инициативой в процессе реализации этой сложной задачи - установления психологического контакта. Такими моментами могут быть возникшая пауза в разговоре или подхваченная на лету мысль освидетельствуемого лица. Если реакция собеседника будет положительной, следователю необходимо расширять прорыв и информационную базу. Если освидетельствуемое лицо явно уклоняется от контакта, то причиной тому могут быть два тактико-психологических аспекта: либо момент для установления контакта был выбран неверно, либо информационная основа данной стадии формирования контакта неадекватна конкретной ситуации. В случаях неудачи можно вернуться на предыдущие стадии, на которых не был достигнут положительный результат или продлить прорыв на данной стадии.
5. Развитие и углубление психологического контакта - завершающая стадия структуры, конечной задачей которой является убеждение обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего в необходимости освидетельствования. Следователь, применяя правомерное психологическое воздействие меняет отрицательную установку лица на положительную, исключая принудительный характер производства осмотра тела живых лиц.
Рассмотренные стадии являются типовыми, и их реализация во многом зависит от процессуального положения освидетельствуемых лиц, от профессиональных качеств следователя, и характера дела.
Практическое значение процесса формирования психологического контакта с освидетельствуемыми лицами заключается в том, что установленный контакт создает благоприятный микроклимат и прочную базу для успешного осуществления других следственных действий.
Очная ставка проводится следователем между лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия, что накладывает своеобразный психологический отпечаток: очная ставка, как правило, связана с острой конфликтной ситуацией и высокой эмоциональной напряженностью. Поэтому пути установления психологического контакта с участниками данного следственного действия следует определять исходя из конфликтной ситуации.
Установление контакта с двумя людьми одновременно является сложной задачей, особенно когда эти двое преступники. В этом случае для следователя имеется определенный риск, который сводится к тому, что преступники или используют очную ставку для углубления противоречий, или для еще большего запутывания хода следствия. Этот риск может быть уменьшен всесторонней подготовкой к очной ставке и активной роли следователя в период ее проведения.
Очная ставка обладает большой силой воздействия на лиц, в чьих показаниях содержатся преднамеренные искажения истины. Она часто играет роль кульминационного, переломного пункта в их дальнейшем поведении на следствии. Показания, произнесенные непосредственно в присутствии изобличаемого дающим их лицом, более впечатляют, чем те же показания, оглашенные следователем. Кроме того, устный рассказ дополняется деталями и нюансами, интонационными и экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность.
При подготовке и проведении очной ставки с участием обвиняемого целесообразно изучить психологические особенности, характеризующие обычные для него приемы и способы общения с другими людьми. Например, нужно быть готовым к попыткам обвиняемого подавить волю второго участника очной ставки, если известно, что обвиняемый по характеру властен, агрессивен, стремиться к лидерству в отношениях с людьми.
Очная ставка проводится после производства допросов, поэтому основная задача следователя сводится к тому, чтобы сохранить, стабилизировать контактные отношения с ее участниками, если такие сложились на допросе. Постановка следователем уточняющих и уличающих вопросов, направленных на «рассогласование» противоречий» в показаниях повышает эмоциональную напряженность на следственном действии, что неизбежно может привести к конфликту.
Правильно проведенная очная ставка, являясь необходимым средством устранения противоречий в показаниях, в меньшей степени нарушит «гармонию контактных отношений» ее участников.
Однако при организации и проведении очной ставки надо широко использовать уже познанные психические качества ее участников. Здесь можно использовать такие качества как убедительность речи и спокойствие умения строго логически излагать ход своих мыслей.
Во всех случаях необходимо предварительно возбудить такое психическое состояние лица идущего на очную ставку, которое обеспечит активность его действий в процессе очной ставки, снимет ранее имевшуюся боязнь обвиняемого. Если даже по обстоятельствам дела, с учетом личности обвиняемого, следователь считает, что очная ставка не может способствовать установлению контакта, это действие целесообразно провести - это помогает укрепить морально-волевые качества признавшегося обвиняемого, потерпевшего, укрепить их позиции в ходе всего расследования.
Производство таких следственных действий как осмотр и обыск связано с преимущественной активностью следователя.
Особенности психических отношений в ходе обыска определяются тем обстоятельством, что они возникают и развиваются на фоне нежелательного вторжения в жизнь данного лица, причем как правило на фоне полной неожиданности, неподготовленности обыскиваемого к подобного рода общениям. Это и приводит к тому, что психические отношения следователя и обыскиваемого начинаются как конфликтные. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта.
Однако построение мысленной модели действий обыскиваемого по сокрытию ценностей является обязательным элементом в подготовке к производству обыска. Для этого нужно пользоваться методом рефлексии, описанным ранее.
При производстве осмотра следователю приходится вступать в общение с потерпевшими и их родственниками. Общение с этой группой лиц часто характеризуются исключительно повышенным эмоциональным содержанием. Следователю нужно четко и собранно вести себя, принимать все меры к тому чтобы снизить эмоциональную нагрузку у этих лиц, так как в противном случае они не только не могут быть источником достоверной и правильной информации, но и помешают сбору, выявлению ее следователем.
В данном случае находят применение судебно-психологические методы (изучение личности, психологический анализ), которые применяются для изменения психических состояний участников осмотра, повышение их психической и физической активности, необходимой для выполнения возложенных на них функций. Здесь речь идет только о контактном взаимодействии.
Положительные результаты при опознании могут быть достигнуты только в том случае, если опознающий искренне желает осуществить мыслительные процессы (формирующий и опознавательный), если эти процессы он будет производить достаточно активно. По этой причине кроме получения согласия опознающего на участие в подобном следственном действии, перед началом его всегда следует проводить соответствующую психологическую подготовку опознающего.
Подготовка включает в себя сообщение цели предстоящей деятельности и последовательность действий для ее достижения. Перед опознанием разъясняется необходимость полно и тщательно воспринимать объекты в натуре, активно провести процесс мысленного сравнения образа с натурой, сконцентрировать волевые усилия для процесса опознания.
Установив контакт еще на допросе, задача следователя на данном этапе сводится лишь к поддержанию его и недопущению негативного влияния обвиняемого на опознающего, что обеспечивает правильная подготовка к следственному действию (о подготовке указывалось выше).
Проверка показаний на месте и следственный эксперимент являются следственными действиями с повышенной активностью других лиц.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей, направлять ход следственного действия. При подготовке к воспроизведению показаний следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. Нужно правильно выбрать время. Обвиняемого после дачи им правдивых показаний следует подготовить к выезду на место происшествия, промедление может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым, к изменению им своих позиций.
Необходимо изменить психологию центральной фигуры следственного действия - лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.
Без психологического контакта проведение этого следственного действия невозможно. Обвиняемому и особенно подозреваемому нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что проверка даст возможность отмести ложные обвинения.
Неразумно конфликтовать с обвиняемым по мелким, несущественным вопросам, с которыми можно разобраться потом, в ходе очередного допроса. Элемент изобличения лица, чьи показания проверяются, либо должен вообще отсутствовать, либо быть сведен до минимума.
Следователю полезно встретиться и поговорить с участниками проверки до появления обвиняемого, которые должны быть предупреждены о недопустимости вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. п., ибо одно неосторожно брошенное слово может разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным в дальнейшем проведение следственного действия.
Отношения сотрудничества между следователем и обвиняемым не должны быть ложными, когда последний ложно соглашается показать место, где им было совершено преступление. Цель подобного согласия заключается в том, что обвиняемый стремится создать основу для отказа в суде от своих показаний на предварительном следствии. Для своевременного распознания подобных попыток надо все время внимательно следить за поведением обвиняемого.
Проведение следственного эксперимента также требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю убежденность в необходимости тех или иных действий в тех же условиях и с помощью тех же средств, к которым он когда-то готовился и осуществлял в момент совершения преступления.
Первоочередной задачей для следователя является установление с обвиняемым надлежащего психологического контакта (если он к этому моменту не был установлен). Непременным условием следственного эксперимента является чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что будет свидетельствовать о внутренней его готовности к этому следственному действию.
Рекомендуемая литература:
1. Аванесов Г. А. Основы криминалистического прогнозирования.- М.: Высшая школа, 1970. - 53 с.
2. Белкин Р. С. Моя профессия следователь. - Гродно, 1995. - 160 с.
3. Богинскийй В. Е. Рефлексивное управление при допросе. - Харьков: Харьковский юридический институт, 1983.- 41 с.
4. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб: Питерком, 1998. - 649 с.
5. Глазырин В. Ф. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. - Свердловск: СЮИ, 1973. -- 156 с.
6. Губин А. В. Общение в нашей жизни. - М.: Экономика, 1992 - 217 с.
7. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М.: Знание, 1980. - 180 с.
8. Доспулов А. В. Оптимизация предварительного следствия. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 208 с.
9. Дулов А. В. Судебная психология. - Мн.: Высшая школа, 1975. - 462 с.
10. Еникеев М. И. Юридическая психология. - Норма-Инфа, 1999. - 501 с.
11. Закатов А. А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1984 - 192 с.
12. Зорин Г. А. Проблемы применения специальных логико-психологических методов при подготовке и проведении следственных действий. Автореферат. - М.: ВНИИ укрепления проблем законности и правопорядка, 1991. - 46 с.
13. Зорин Г. А. Психологический контакт при производстве допроса. - Гродно: Изд-во Гродн. Университета, 1986. - 72 с.
14. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1985.- 368 с.
15. Козелецкий Ю. А. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979.- 504 с.
16. Котов Д. П. Психология следователя. - Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1979. - 194 с.
17. Кривошеин И. Т. Криминалистическая характеристика личности обвиняемого и тактика его допроса. Автореферат. - Томск: ТГУ, 1981. - 15с.
18. Мицич П. П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.- 208с.
19. Нагимов Н. М. Процессуально-психологические особенности допроса потерпевшего в советском уголовном процессе. Автореферат. - Ташкент: ТГУ, 1986. - 26 с.
20. Платонов К. К. О системе психологии. - М.: Наука, 1972. - 179 с.
21. Порубов Н. И. Научные основы допроса на предварительном следствии. - Мн.: Высшая школа, 1978. - 176 с.
22. Порубов Н. И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Автореферат. - М., 1977. - 31 с.
23. Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: БЕК, 1998. - 196 с.
24. Проблемы психологии следственной деятельности. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1986. - 136 с.
25. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
26. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. - М.: Высшая школа МООП СССР, 1967. - 289 с.
27. Ратинов А. Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике//Правовая кибернетика. - М.: Наука, 1980. - С. 197
28. Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: МГУ, 1983. - 156 с.
29. Романов В. В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1999.- 476 с.
30. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления// Вопросы психологии .- 1983, №2. - С. 43.
31. Следственная практика. - М.: Юридическая литература, 1973, № 98. - 144с.
32. Словарь иностранных слов. - М.: Наука, 1981. - 472 с. Соловьев А. Б. Теоретические вопросы и методика изучения следственных действий. - М.: Тезисный научный доклад. 1981. - 21 с.
33. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. - М.: Юрайт, 2000. - 288 с.
34. Тыщенко П. П. Тактико - и психологические основы допроса. - Домодедово: Республиканский институт повышения квалификации работников МВД, 1994. - 40 с.
35. Хайдуков Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. - Саратов: Издательство саратовского университета, 1984. - 124 с.
36. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М.: Новый юрист, 1999. - 439 с.