Принципы ТРИЗ в менеджменте.
Основные характеристики эффективного менеджмента. Административный менеджмент и функции управления А.Файоля.
Основные принципы - упорядоченная свобода принятия решений, иерархическая структура субординации, функциональное и операционное регламентирование, административно-ресурсная власть и политизация.
Ценности – приобретение свободы через
жизни, толерантность «дай жить другим», культ конкурентоспособности, карьерный рост.
Культурные роли – директор, бюрократ, технократ.
Ориентация на групповую эффективность и автоматизацию.
Анри Файоль (1841-1925). Основные принципы управления.
Административные принципы:
1. Разделение труда
2. Распорядительная власть
3. Дисциплина
4. Единство источника приказа
5. Единство направления
6. Централизация
7. Субординация
8. Система оплаты и компенсации персонала
9. Линия процессов и процедур в единой цепи
10. Порядок на рабочем месте
11. Стабильность пребывания в должности
12. Построение гармонии и единства.
Производственные функции:
1) Техническая (производство, выделка и обработка)
2) Коммерческая (покупка, продажа и обмен)
3) Финансовая (привлечение средств и распоряжение ими)
4) Страховая (страхование и охрана имущества)
5) Учетная (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика)
6) Административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Принципы ТРИЗ в менеджменте.
Г.С. Альтшуллер
Проанализировав свыше 40 тысяч запатентованных открытий, Альтшуллер пришёл к выводу, что любое открытие, да и любой качественный шаг в развитии вообще — результат преодоления какого-либо противоречия. Исходя из этого, он предложил упростить долгий и подчас мучительный изобретательский процесс, сведя его к следующим действиям:
1. Постановка задачи
2. Моделирование идеального конечного решения (с минимальными затратами посторонних ресурсов) - ИКР
3. Подробное описание начальной системы и системы ИКР
4. Выявление противоречий
5. Устранение противоречий = достижение оптимального результата.
Плюсы использования ТРИЗ очевидны: экономия времени и ресурсов, повышение вероятности успешного результата и, главное, вместо трудоемкого исследования - решения одного двух технических вопросов!
Многие успешные предприниматели прошлого, сами того не подозревая, использовали методику ТРИЗ. Например, всемирно известный фастфуд Макдональдс стартовал как маленькая придорожная забегаловка и достиг успеха только благодаря решению противоречия «вкусно - быстро - дешево».
1. Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.
Отсюда: сильные решения - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
2. Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных.
Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.
Отсюда: сильные решения - это решения, преодолевающие противоречия.
3. Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы.
47. Теории стимулирования и контроля. Теории «Х» и «У» Д.Мак-Грегора и теория «Z» У.Оучи.
Дуглас Мак-Грегор (1906—1964) - Теория X и Y
ü Х - Люди не склонны трудиться с полной самоотдачей, поэтому необходимы жесткие и мягкие формы принуждения, как тотальный контроль и система наказаний, убеждение и поощрение
ü Y - для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать, если дать ему возможность полностью раскрыться и ощутить свою значимость.
Уильям Оучи (1943-) - теория Z
Теория Z фокусирует на повышение лояльности работников к своей компании благодаря предоставлению пожизненного найма и повышение благосостояния своих работников. Она способствует гарантированной занятости, повышению производительности, высокой морали и удовлетворенности. При этом У.Оучи предлагает менеджменту три формы организационного контроля:
· Рыночный контроль
· Бюрократический контроль
· Клановый или групповой контроль.