Психологическая сущность стрессовых ситуаций
Глава 5
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
Психологическая сущность стрессовых ситуаций
Социально-психологические составляющие
Стрессовой реакции
Стрессоустойчивость личности
Управление стрессовыми ситуациями
Интервенции стресс-менеджмента
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Ауторегуляция Дистресс Концентрация Психокоррекция Релаксация Рефлексия Самокоррекция Стабилизация Стрессогенность Стрессор Стрессоустойчивость | «Болезнь достижения» Конфликт ролей Личностные факторы Неопределённость ролей Реактивные тревоги Синдром неудачника Соматическая реакция Стрессовый стиль Стрессопредрасположенность Фазы стресса Факторы стресса |
Психологическая сущность стрессовых ситуаций
Эмоции лежат в основе великих деяний и страшных преступлений. Они мобилизуют людей и обезоруживают, возвышают и заставляют невыносимо страдать. Некоторые эмоциональные переживания человека обладают огромной силой – иногда полезной, созидательной, иногда негативной, разрушительной. К сильным переживаниям относятся стрессы, которые являются специфическим эмоциональным состоянием.
Стресс присутствует в жизни каждого человека. Это связано с тем, что наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности неизбежно. Стрессовые ситуации возникают дома, на работе, в общественных местах.
В рамках изучения психологической сущности стрессовых ситуаций рассматриваются следующие вопросы:
1. Понятие стресса;
2. Разновидности стресса;
3. Профессиональные факторы стресса;
4. Личностные факторы стресса;
5. Стрессовое состояние организма.
Стресс в жизни человека является обычным, и часто встречающимся явлением. Он сопровождает человека всю жизнь.
Так, со школьных лет многие люди помнят ощущения пустоты в глубине желудка перед вызовом к доске. В зрелом возрасте при неприятностях на работе или в семье человека сопровождает повышенная раздражительность или бессонница.
Часто стрессом именуют любые психологически сложные и неприятные ситуации. Однако научное значение этого термина неско-лько иное. Большинство психологов считают стрессом состояние психологического напряжения, возникающее у человека в экстрема-льных условиях, когда и удовлетворение элементарных жизненных потребностей сопряжено с трудностями. Сложности, порождающие стресс, обычно преодолимы, но требуют постоянной собранности, мобилизации всех душевных ресурсов.
Чрезвычайные ситуации предъявляют повышенные требования к биологической и психологической адаптации. А стресс – это и есть адаптация.
Стресс – это напряжённое физическое и психологическое состо-яние организма и личности в связи с возникновением серьезных трудностей.
Это название происходит от английского stress – туго натянуть, напрячь.
В состоянии стресса человек может сделать то, о чем даже не помыслит в обычном состоянии.
Например, в книге американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» есть поразительная сцена. Молодая рабыня, у которой должны отобрать маленького сына, с ребенком на руках спасается бегством, и пересекает широкую реку во время ледохода, прыгая со льдины на льдину! Бичер-Стоу утверждала, что в основе данного эпизода лежал реальный случай.
Стресс является общей реакцией организма на обстоятельства, требующие мобилизации всех его сил. Это своеобразный ответ на угрожающее человеку воздействие. На неблагоприятные влияния, как физические, так и психические, организм отвечает защитной реакцией.
В отличие от страха – эмоции, вызванной неожиданной опасностью, стресс возникает в результате продолжительных перегрузок.
Находясь в состоянии опасности, нервного или физического напряжения, постоянной тревоги и возбуждения, человек рискует впасть в стресс. Это проявляется в изменении его психического состояния, общего самочувствия, в ухудшении здоровья. Реакция направлена на противодействие конкретному влиянию.
Психологический аспект стресса состоит в том, что человек не просто ощущает физический дискомфорт, но еще и эмоционально переживает это состояние. Его мучают страх, отчаяние, тревога.
Кроме того, человек, как существо, обладающее сознанием, еще и прогнозирует события: сколько времени продлится трудная ситуация, в какой мере она опасна для него, чем может закончиться.
Реакция на стресс, как ответ организма, проявляется в однотипном комплексном процессе, независимом от вида раздражителя.
Интенсивность развивающейся адаптационной активности организма зависит не от физической силы воздействия раздражителя, а от его личностной значимости для человека, от его эмоционального переживания.
Канадский психолог Ганс Салье – автор теории стресса, определяет его как совокупность стереотипных, филогенически запрограммированных, неспецифических реакций организма. Они подготавливают организм к физической активности: к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу. Он возникает только тогда, когда влияние стресса значительно превосходит адаптационные возможности человека.
Стресс является комплексным явлением, которое включает физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие механизмы сопротивления или адаптации.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования. Надо только научиться различать стресс по степени и качеству его влияния на человека. Кстати, эти параметры для каждого индивида свои.
Видов стресса существует три: чрезмерный, умеренный и полезный.
Чрезмерный стресс снижает эффективность деятельности и благополучия людей. Кроме того, он дорого обходится организациям. Стрессовые проблемы негативно влияют на производительность труда, психологический климат, результаты работы.
Стрессы часто ведут к тому, что деятельность человека становится менее успешной, а взгляд на мир – более пессимистичным.
Стресс снижает творческие способности обычно тогда, когда они, по мнению самого человека, нужнее всего. Смысл стресса состоит в том, что он сигнализирует об опасности ситуации, предупреждает: резервы организма близки к исчерпанию.
Чрезмерные стрессы создают проблемы, как для индивидов, так и для целых организаций. Стресс является причиной многих заболеваний. Это значит, что он наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье является базовым условием достижения личного успеха и счастья.
Умеренный стресс оказывает положительное влияние на психологические и физиологические черты индивида: улучшении внимания, повышении активности в достижении цели, в положительной эмоциональной окраске деятельности, интенсификации соматических процессов.
Биологическое значение стресса заключается в подготовке организма к борьбе. В кровь выделяются гормоны, в результате чего изменяется работа ряда органов и систем организма: учащается ритм сердца, повышается свёртываемость крови, усиливаются защитные свойства. Организм подготовлен к борьбе. Он может справиться с опасностью, либо приспособиться к ней.
По мнению Ганса Салье, умеренный стресс создаёт «вкус к жизни». Он оказывает стимулирующее, созидательное влияние на процессы жизнедеятельности, труда, обучения и воспитания личности. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.
Преодоление критических жизненных ситуаций дает бесценный, ничем не заменимый опыт, обогащает и совершенствует личность. Поэтому не стоит бояться своих переживаний, даже сильных и неприятных. Переживания – это не что иное, как проявление целительной работы души. Если научиться доверять им, прислушиваться к ним, можно обрести новое чувство гармонии с самим собой и окружающим миром.
Полезный стресс не только не опасен, но даже необходим человеку. Он защищает организм от застоя и деградации. Полезный стресс позволяет пережить радость преодоления себя, испытать острые ощущения. Этой цели служат экстремальные увлечения и виды спорта – прыжки с парашютом, дельтапланеризм, купание в проруби, дайвинг и др. Даже обычное катание на роликах или велосипеде позволяет получить высокую эмоциональную разрядку.
Почему людей не всегда устраивает та относительно легкая жизнь, которую обеспечивают им блага современной цивилизации? Почему многие люди время от времени отправляются на поиски стресса? Видимо, потребность в нем заложена в природе человека. Ведь стрессы испытывает все живое на Земле – и хищник, бегущий за своей жертвой, и жертва, убегающая от него, и спасающиеся от наводнения животные, и любая травинка в засуху.
Иногда экстремальное существование становится для человека потребностью, манит его, как наркотик. Познавшему «упоение в бою» трудно возвратиться к обыденности. Его тянет назад – туда, где перед ним стояли простые и конкретные цели, для достижения которых он должен был постоянно оставаться начеку и преодолевать трудности.
Притягательность стресса может иметь и еще одну причину. Он отодвигает на задний план решение внутренних конфликтов. В экстремальных условиях проблемы, требующие решения, находятся как бы вовне, а не в душе человека, как в других критических ситуациях. Поэтому стресс бывает не только средством обретения себя, но и способом ухода от проблем.
На фоне открытого противоборства добра и зла, жизни и смерти, повседневные трудности кажутся мелкими, надуманными, искусственными.
Отчасти с этим связан известный поствоенный синдром, когда участники боевых действий чувствуют себя дезориентированными и ненужными, вернувшись к размеренной мирной действительности.
Однако в выходе за пределы повседневности, который дает стресс, есть и ряд положительных сторон.
Обычно для того, чтобы по-новому оценить свою жизнь, или найти выход из трудной ситуации, нужно на какое-то время отвлечься. Затем следует посмотреть на неё с иной точки зрения. Эту возможность даёт стресс.
Лев Толстой, описывая пребывание Пьера Безухова в плену у французов, так передаёт смещение всех представлений о жизни в экстремальных условиях: «Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким лёгким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает всё счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта-то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудными и уничтожает самую потребность и возможность занятия.
Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».
Психология стресса заключается в следующем:
– настрое состояния организма на тесное взаимодействие со средой;
– осознании недостаточности нормальной адаптивности реакции;
– вызове сверхмотивации к действию, через восприятие угрозы.
Ганс Салье подчеркивает: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Наиболее сильное влияние на стресс оказывает восприятие угрозы. В его основе лежат субъективные ощущения и особенности индивида. Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения от психологии и физиологии человека.
Так, перед выходом космического корабля на лунную орбиту пульс у американского астронавта Бормана составлял 130 уд./мин. В момент посадки на Луну пульс астронавта Армстронга достиг 156 уд./мин, вместо обычных 77. Это изменение было вызвано не столько опасностью, сколько ответственностью и исторической значимостью события.
Таким образом, стресс представляет собой комплексную психофизиологическую реакцию на раздражитель. Стрессовый раздражитель может быть как внешним (события, высказывания), так и внутренним (мысли, воображения).
Разновидности стресса могут быть следующими: временной, предупредительный, ситуационный, столкновения.
Временной стресс представляет собой волнение, вызванное ощущением того, что какие-то дела не удаётся выполнить к назначенному сроку. Либо это общее ощущение того, что время уходит, и что-то очень плохое произойдёт, когда настанет определённый момент.
Предупредительный стресс заключается в беспокойстве, взволнованности по поводу предстоящих событий. Часто это общее волнение, вызванное незначительными или вообще придуманными причинами.
Ситуационный стресс является результатом избыточного давления, создаваемого людьми или событиями. Оно появляется в угрожающих ситуациях, которые плохо поддаются контролю.
Стресс столкновения проявляется в волнениях, вызванных тем, что приходится иметь дело с людьми, которые воспринимаются как потенциально неприятные или непредсказуемые.
Факторами стресса могут быть как профессиональная деятельность, так и обстоятельства личной жизни человека.
Профессиональные факторы стресса связанны с работой человека в организации (на предприятии). Поэтому их нередко называют организационными. К основным профессиональным факторам стресса относятся: перегрузка или недогрузка в работе, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия труда.
Перегрузка или недогрузкав работе связана с неадекватными, не соответствующими силам и времени рабочими заданиями.
Перегрузка может возникнуть по трём элементам: сложность работы, завышенный объём задания, недостаточное время для исполнения.
Сложность работы может быть высокой настолько, что окажется не по-плечу исполнителю. И если ему не разъяснили технологию выполнения, не помогли, это может привести его к растерянности и стрессу.
Объём задания должен быть реальным. Не успевая выполнить порученную ему работу, человек может испытать ощущение безнадёжности, краха, несправедливости. А это прямые предвестники стресса.
Время исполнения связано либо со сложностью задания, либо с его объёмом. В любом случае, времени должно быть достаточно для качественного выполнения задания. Иначе человек окажется перед выбором: выполнить задание не полностью, либо некачественно. Такой отрицательный выбор сам по себе содержит стрессовое воздействие.
Недогрузка может устроить только ленивого или неквалифицированного работника. Хороший же сотрудник будет воспринимать недогрузку как недоверие к своему профессионализму, либо как некомпетентность своего руководителя. В любом случае, психологически это воспринимается плохо.
Конфликт ролей связан с предъявлением работнику противоречивых требований. В этом случае он просто не понимает, как себя вести.
Например, продавцу делают замечание, что он медленно реагирует на просьбу клиента. Но когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнить полки товаром.
Конфликт ролей может возникнуть при нарушении принципа единоначалия. Два разных руководителя могут дать работнику противоречивые указания.
Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции. А начальник отдела технического контроля будет настаивать на соблюдении стандартов качества.
Конфликт ролей может также произойти при возникновении различий между требованиями руководства и нормами неформальной группы. Индивид может оказаться в сложном положении.
С одной стороны, он не хочет быть отверженным группой. А с другой, он боится испортить отношения с начальством.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда сотрудник не понимает, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, однако уклончивыми и неопределенными. Не понимая до конца требования руководства, работник осознает, что за любое ошибочное действие отвечать придется ему самому. Фактически ему приходится принимать на себя ответственность, которая не входит в его обязанности.
Ситуацию неопределенности ролей создают некоторые руководители в сложных ситуациях. Не зная, какое решение будет правильным, они дают подчиненному невнятное указание. Тем самым на подчиненного впредь можно будет свалить ответственность, если произойдет что-то отрицательное.
Неинтересная работа вызывает не только личную неудовлетворенность от труда, но и неуверенность, беспокойство, повышенную эмоциональность. Все это активно способствует развитию физических недомоганий, снижению интенсивности и качества труда.
Психологически неинтересная работа создает у исполнителя подсознательное ощущение тревоги. Он ощущает, что в его работе и в деятельности организации не все в порядке. Так не может продолжаться долго. Значит, грядут проблемы и неприятности.
Следует при этом учитывать, что понятие интересная работа у разных людей существенно отличается. То, что кажется скучным для одного, может быть интересным для другого, и наоборот.
Плохие условия труда могут содержать физические или психологические параметры. К физическим параметрам можно отнести: освещенность, температура, оборудование, инструменты, матери-алы и т.д.
Психологические параметры условий труда связаны с отношениями с руководством и коллегами по работе. Сюда же относится и качество обмена информацией, профессиональная этика, социальная ответственность организации.
Так, значимость влияния условий труда на эмоциональное состояние работников исследовал Элтон Мейо еще в 1927–30 гг. в известных Хоторнских экспериментах. Он убедительно показал зависимость состояния персонала от промышленного освещения, температуры и влажности в помещении, человеческих отношений, монотонности и утомляемости, психологической установки работников.
Личностные факторы стресса связаны с внешними обстоятельствами и внутренним миром человека. Основными личностными факторами являются: важное событие, личный успех, неприятности на работе, личная трагедия, синдром «неудачника».
Важное событие связано со значимой вехой, которая оказывает сильное влияние на жизнь человека. Такими вехами могут быть: свадьба, рождение ребенка, окончание учебы и т.д.
Даже если важное событие является положительным явлением в жизни человека, его высокая личностная значимость вызывает повышенные эмоциональное напряжение. Это может привести к стрессу. Тем более это может сделать важное событие отрицательной направленности.
Личный успехозначает достижение какой-тозаветной цели. В числе таких достижений могут быть: высокая должность, общественное признание, государственная награда, защита диссертации, выдающееся спортивное достижение и т.д.
Личный успех также является положительным событием. Однако обычно долгий путь к нему, многие потраченные силы накапливают эмоциональное напряжение, которое затем выплескивается через край.
Так, телевидение нередко показывает выдающихся спортсменов – победителей Олимпийских игр или чемпионатов мира, которые плачут на пьедестале, пока играет государственный гимн в честь их победы, и поднимается флаг страны.
Неприятности на работе связаны с личными переживаниями, поэтому они не отнесены к профессиональным факторам. Наиболее частыми видами рабочих неприятностей являются: взыскания, угроза увольнения, отправка на пенсию, конфликт с начальником и др.
Человек не может уйти от своих неприятных мыслей на эту тему. Где бы он ни находился, чем бы ни занимался, его мысли вновь и вновь возвращаются к своим неприятностям. Это может привести к депрессии, а затемк стрессу.
Личные трагедиисвязаны с тяжелыми событиями в жизни человека. Такими событиями могут быть: потеря близких, разорение, привлечение по суду и др. Причем определяющее значение имеет не само событие, а отношение человека к нему.
Тяжелое событие ввергает человека в состояние фрустрации (блокирование мыслительной деятельности), потери интереса к жизни. Такое состояние прямо приводит к чрезмерному стрессу.
Лев Толстой в повести «Детство» так описывает душевные переживания Николеньки Иртеньева от расставания с матерью: «Когда мы отъехали несколько сажен, я решился взглянуть на нее. Ветер поднимал голубенькую косыночку, которой была повязана ее голова; опустив голову и закрыв лицо руками, она медленно всходила на крыльцо. Я … захлëбывался от слез, и что-то так давило мне в горле, что я боялся задохнуться».
Синдром «неудачника» заключается в отрицательной самооценке человеком своего положения в окружающей действительности. Ему кажется, что все обстоятельства складываются против него, что все настроены к нему отрицательно, и стараются ему навредить.
Своими подобными мыслями человек буквально «притягивает» к себе неприятности. И это еще больше убеждает его в том, какой он несчастный.
В современном обществе активно распространяется гипотеза «мате-риальности мыслей». Она утверждает, что если человек очень много о чем-то думает, то он это (хорошее или плохое) к себе притягивает (материализует).
Основные факторы стресса представлены в таблице 5.1.
Для противостояния факторам стресса человеку нужны хорошие адаптационные способности. Они позволяют выстоять в самых сложных жизненных испытаниях, пережить самые тяжелые ситуации.
Стрессовое состояниеорганизма характеризуется нервным напряжением. Оно представляет собой неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование или сложную обстановку (стрессовую ситуацию).
Таблица 5.1 – Факторы стресса
Профессиональные | Личностные |
1. Перегрузка или недогрузка | 1. Важные события |
2. Конфликт ролей | 2. 2. Личный успех |
3. Неопределенность ролей | 3. 3. Неприятности по работе |
4. Неинтересная работа | 4. Личная трагедия |
5. Плохие условия труда | 5. 5. Синдром «неудачника» |
Стрессовое состояние организма характеризуется рядом признаков:
- апатия к работе, ошибки, невозможность сосредоточиться;
- ухудшение мыслительных способностей и памяти;
- высокая возбудимость, усталость, болезненные состояния;
- плохое настроение, нервная речь, потеря чувства юмора.
При обнаружении у человека стрессового состояния с ним не следует обсуждать производственные вопросы. Ему надо помочь выйти из стресса. А для этого следует установить причины стресса.
Основными причинами стрессового состояния являются:
– необходимость часто делать не желаемое, а вынужденное;
– нехватка времени (цейтнот);
– неудовлетворенность жизнью, комплекс неполноценности;
– напряженность в общении, недостаток уважения окружающих;
– злоупотребление алкоголем или табаком, недосыпание.
Предрасположенность к стрессовому состоянию можно определить и с помощью теста (приложения 14 и 15).
Стресс может привести человека к тяжелым психическим травмам и сложным соматическим расстройствам. Обобщение клинических медицинских и психологических исследований позволяет говорить о том, что эмоциональные напряжения, неудачи, переживания, страх являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.
По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.
Если стрессовое состояние организма несет в себе угрозы, то допускать его нельзя. Необходимо использовать как профилактику эмоциональных напряжений, так и оперативный выход из стрессов.
Итак, стресс является комплексной психофизиологической реакцией человека на внешние и внутренние раздражители.
Стресс развивается на основании профессиональных либо личностных факторов. Основными профессиональными (организационными) факторами стресса являются: перегрузка или недогрузка в работе, конфликт или неопределенность ролей, неинтересная работа или плохие условия труда.
Основными личностными факторами стресса являются: важное событие, личный успех, неприятности по работе, личная трагедия, синдром «неудачника».
Стрессовое состояние организма характеризуется нервным напря-жением, и определяется рядом признаков: от апатии к работе до потери чувства юмора.
Причинами стрессового напряжения являются: неудовлетворенность в работе, цейтнот, усталость, неконструктивные социальные контакты, нездоровый образ жизни и др.