Тема 3.2. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте
План
1. Общение как социально-психологический феномен. Особенности общения на разных этапах онтогенеза. Особенности общения со сверстниками и взрослыми детей младшего школьного возраста .
2. Группа как социально – психологический феномен. Классификация групп. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.
Общение играет огромную роль в развитии и формировании личности. Общение, это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией, идеями, эмоциями и целью установлению определенных отношений.
А.А. Бодалев
Общение – это процесс взаимодействия двух или более людей, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
М.В. Гамезо
Выделяют следующие функции общения:
- Передача общественно-исторического опыта;
- Условие формирования личности;
- Планирование, организация и регулирование совместной деятельности людей;
- Движущая сила психического развития (особенно в младенческом и подростковом возрасте);
- Познание друг друга.
- Выражение отношения к окружающим людям и деятельности.
Общение – это особый вид деятельности. Особенность общения в том, что 1) оно
проникает во все виды деятельности; 2) в процессе общения человек является и объектом и субъектом деятельности.
Общение и деятельность неразрывно связаны. Наряду с общим понятием «общение» выделяется понятие «педагогическое общение».
Педагогическое общение – это профессиональное общение учащимися с учителем на уроке и вне его, направленное на сознание благоприятного психологического климата.
Педагогическое общение имеет свои функции:
- Функция социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
- Организаторская функция взаимоотношений педагога с детьми;
- Средство решения учебных задач.
Говоря о педагогическом общении педагога с детьми выделяют стили общения.
Стиль общения – типичная для человека система приемов общения, которая
характеризует индивидуальный почерк, манеру поведения.
Традиционными стилями общения являются авторитарный, демократический, либеральный. При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь у собственных установок.
В общении подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно, пренебрегает мнением детей. Любая инициатива среди учащихся воспринимается как акт своеволия, посягательство на авторитет педагога.
Авторитарный стиль выражается в 2 тактических действиях: диктат и опека. Обе тактики сдерживают самостоятельность детей, формируют такую черту как зависимость. Такие педагоги недооценивают возможности детей, для них характерен низкий уровень понимания своих учеников, оценка которых в основном зависит от показателей успеваемости.
Если говорить о речевом общении педагога – автократа, то следует отметить, что он чаще обращается к отдельным ученикам, чек к классу в целом, дифференцирует слабых и сильных учеников. Часто использует резкую и ироническую интонации.
Либеральный стиль руководства отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия. Выполняя свои обязанности формально, педагог пытается самоустраниться от руководства, избежать роли воспитателя, ограничившись выполнением только лишь преподавательской функции. Педагог использует тактику невмешательства. Следствием данного стиля является потеря педагогом контроля за учениками, неспособность позитивно влиять на становление личности учащихся. Успеваемость и дисциплина в таких классах неудовлетворительные. Объектом обращения такой педагог использует сильных учащихся. Во взаимоотношениях со всеми вежливы и доброжелательны.
Для демократического стиля общения характерен ориентир на стимулирование активности учеников. Основной рычаг управления – опора на коллектив . ему присущи активно- положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.
Такой педагог добивается желаемого результата убеждением. Социально-психологический климат в классах всегда несравнимо благополучнее, чем у педагогов -авторитаристов. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим, терпимостью к справедливой критике, готовностью принять на себя ответственность в ситуациях групповой неудачи.
Педагогам – демократам свойственно чаще всего равное общение, но в целях воспитательного воздействия они используют и иронию, и шутку, и приветливую теплую интонацию. Однако ситуативно, они могут высказать свое отношение в жестком и требовательном тоне.
Рассматривая общение, психологи выделяют три основные стороны общения:
- Коммуникативная (обмен информацией).
- Интерактивная (межличностное взаимодействие людей).
- Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).
Говоря о коммуникативной стороне общения, следует отметить, что при общении
могут возникать психологические барьеры, лежащие установлению контакта: барьер темперамента, барьер характера, барьер отрицательных эмоций, барьер страдания, барьер гнева, барьер отвращения и брезгливости, барьер презрения, барьер страха, барьер стыда и вины, барьер плохого настроения.
Группа
В толковом словаре русского языка словом «группа» называется, в частности, объединение нескольких лиц в общей работе, ради общей цели, идеи.
С точки зрения научного подхода группа - это двое или более лиц, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.
Известный американский психолог М. Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировалих по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов определения:
- восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;
- мотивация членов группы;
- групповые цели;
- организационные (структурные) характеристики группы;
- взаимосвязь;
- взаимодействие членов группы.
Р. Мертон выделил следующую классификациюмалых групп:
1. Лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Это разделение не является абсолютным. Например, если в эксперименте принимает участие реально существующая группа (или ее часть), то довольно трудно отнести ее к той или иной категории. Однако деление это важно для социальной психологии, так как ставит проблему переноса тех закономерностей, которые получены в экспериментальных условиях, на жизнедеятельность реальных групп.
2. Организованные (формальные, официальные) и спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Главное различие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач; спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их.
3. Открытые и закрытые группы является степень открытости группы влияниям окружающей среды, общества. «Закрытость» группы довольно часто используется обществом для достижения каких-либо задач, не принимая во внимание те психологические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Можно привести примеры закрытых групп - армейские подразделения; полярные экспедиции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании.
4. Стационарные и временные. Постоянство или временность существования группы имеет, конечно, относительный характер. Однако важной характеристикой является восприятие членами группы времени ее существования. Так, студенческая группа, образованная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разному.
5. Референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки. Если группа рассматривается только как место пребывания человека и не связана с системой его ценностей, социальных установок, то в таком случае речь идет только о группе членства. Но если группа занимает серьезное место в жизни индивида, если нормы и ценности этой группы человек разделяет, соотносит с ними свои взгляды, то такая группа является для него референтной.
Существует и другой подход к классификациималых групп, основанный на учете их направленности. С точки зрения - этого подхода выделяют группы с положительной, неустойчивой и отрицательной направленностью, а также преступные группы.
Причины возникновения малых групп:
- запрос общественно-экономического характера;
- престижность данной социальной сферы (профессиональной и т.д.);
- психологические причины вхождения в определенную социальную группу (удовлетворение потребностей индивида, сфера человеческого общения).
Признаки малой группы: определенный способ взаимодействия между их членами; членство, чувство принадлежности к данной группе; адекватность, т. е. осознание членами группы себя как «МЫ», а других - как «ОНИ».
Структура малых групп характеризуется рядом параметров: количественным составом, ролевой структурой, причинами образования, системой общения, нормами поведения и санкциями за их нарушение, устойчивостью группы, временем существования, сплоченностью, атмосферой, положением среди других групп.
К числу больших социальных групп относятся классы, партии, нации и пр.
Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т. е. неравенство.
С позиции социально-психологического подхода большие социальные группы следует характеризовать не только с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, но и образа жизни, культуры, социальной справедливости, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.
Традиционно ведущими признакам и больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические явления.
К числу больших социальных групп относятся и массовые движения - человеческие множества, как правило, непрочные и случайные.
Социально-психологическими признаками человеческих множеств являются отсутствие организованности, слабое взаимодействие между членами и анонимность.
По существу, массовые движения - это продукт дестратификации, своего рода «агрегат» людей, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т. п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими», «революционными». Среди них различаются:
- национально-культурные общества, целью которых является изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;
- профессиональные общества (например, ассоциация «АнтиСПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения усилий и специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;
- культурно-воспитательные общества, в частности «Мир через семью» и др.;
- различные фонды, построение которых осуществляется либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;
- общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки.
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции, социальные стереотипы, установки, ценности и другие массовые социально- психологические явления.
Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.
К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций: оно регулирует и предписывает определенное поведение, выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения следующие: оценка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.
Общественное мнение по своей сути одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при определенных условиях, средство познания. Истина и ложь - это две крайние точки, в промежутке между которыми существует общественное мнение. Общественное мнение способствует достижению истины, использованию знаний и чувств людей для воздействия на социальную действительность.
Социально-психологическая компетентность населения - это прежде всего способность общественного мнения адекватно оценивать различные явления, процессы.
Кроме элементов рационального знания, в структуру общественного мнения входят представления - обобщенный образ многих чувственных впечатлений и наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментарность представлений может и дезориентировать общественное мнение.
Спекулируя на особенностях процесса познания, средства массовой информации могут манипулировать общественным мнением, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности.
Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного лица или группы, о каких-либо событиях, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица к другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъект психологического воздействия (СПВ) и объект психологического воздействия (ОПВ) являются подсистемными.
Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаимосвязанных этапа, или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия ОПВ; результат, т. е. последствия перестройки психики ОПВ и его ответные реакции, которые выполняют функцию обратного воздействия ОПВ на СПВ.
Чаще всего слухи воздействуют на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики, путем создания невыносимой, экстремальной в психологическом плане обстановки.