Профессиональная этика как наука о профессиональной морали
Этика и ее объект изучения - мораль
В структуре Выделяют ряд блоков:
-история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали; -нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку опред правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, -прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению. -экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде; этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности -профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации; -этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
Мораль -это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.
В этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность.нравственность - понятие, являющееся синонимом морали(русский вариант латинского термина “мораль”), происходящее от слова “нрав”.греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а были образованы философами для обозначения определенной области исследования. В некоторых европейских языках наряду с заимствованным термином “мораль” существуют собственные слова для обозначения того же явления. Так, в русском языке подобный смысл вкладывается в термин “нравственность”.
В ходе историко-культурного развития термины “этика” и “мораль” наполняются различным содержанием. Этика обозначает науку, а мораль - реальное явление, которое этой наукой изучается. Таким образом, мы можем дать научные определения этики, морали и нравственности.
Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
Профессиональная этика–это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
предметом изучения курса “Профессиональная этика” являются нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников различных аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел.
Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.Курс “Профессиональная этика” можно разделить на 3 раздела. Первый раздел (т.т.1-3) посвящен изучению общих теоретических вопросов, раскрывающих сущность, происхождение, структуру, основные функции и категории этики и их значение в формировании мировоззрения.
второй разделе (т.т.4-8) рассматривается специфика и правовая основа профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, особенности профессионально-нравственного сознания, этические аспекты в деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.Третий раздел (т.т.9-11) посвящен изучению служебной этики и этикета сотрудников органов внутренних дел, правил межличностного, повседневного общения, а также проблемам преодоления профессионально-нравственной деформации сотр овд.
Возникновение проф этики обусловлено реальным разделением труда, совершенствованием производственных отношений, что привело к выделению профессий. Зарождение профессий как формы трудовой деятельности, являющейся источником существования конкретных людей, потребовало от них специальной подготовки и обусловило специфику профессиональных отношений.
Специфические профессиональные отношения неизбежно порождают своеобразные формы моральных требований, предписаний и оценок, которых нет среди людей другой сферы деятельности. Особенности и объем их определяется спецификой труда, налагающей отпечаток на манеру поведения людей, а также правилами, привычками, сложившимися традициями и обычаями, которые со временем претерпевают изменения, правовыми нормами в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций. Исторически формой выражения требований профессиональной этики служат как общественное мнение данной социальной группы, так и узаконенные нормы поведения, объединенные в фиксированные, писанные кодексы морали: Клятва Гиппократа, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и др. профессиональная деятельность людей - это та микросреда, которая продолжает формирование личности и накладывает отпечаток на нравственный облик человека.Если этика как наука о морали существует почти 2,5 тысячи лет, то профессиональная этика как ее раздел своими корнями уходит в античность.
4. Проф этика сотрудников ОВД: понятие, значение, специфика.
Проф этика сотрудников органов внутренних дел–это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.предметом изучения курса “Проф этика” являются нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников различных аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел. Именно предмет изучения определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины. Она призвана:-развить и закрепить интерес к милицейской профессии, сформировать основы профессионального отношения к избранному делу;-определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности;-выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.задачи изучаемой дисциплины:- изучить основные этические понятия и категории, разработанные философскими науками и лежащие в основе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел;- уяснить нравственные ценности службы в органах внутренних дел и особенности их проявления в деятельности сотрудников различных аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел;
- научиться элементам межличностного, повседневного общения; - выработать устойчивые умения и первоначальные навыки соблюдения служебного этикета в конкретных жизненных ситуациях.
5. Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.Древнеримский оратор и философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, образовал от слова mos прилагательное moralis(относящийся к характеру, обычаям), а от него позднее произошел термин moralitas (мораль).Мораль -это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.профессиональная мораль, являясь составной частью общей морали, имеет и качественную специфику. Для представителей конкретных профессий кроме моральных принципов, принятых в обществе, особое значение приобретают конкретные нравственные, профессиональные нормативы и требования.Функции морали
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. Коммуникативная функция.Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Формы: 1. Личные свойства именуемые обычно моральными качествами(Мужество, честность) 2. Совокупность общ. норм поведения (не укради, не убей)
Структура морали.
Нравственная деятельность-основа морали.Любая чел деятельность в том, числе и моральная, вкючает в себя цель, средства и результат. Нравственные отношения –складываются в процессе нравственной деятельности, существуют в в виде совокупности опред взаимосвязей и связей, являются условием через которое осуществляется эта деятельность.В завис от объекта: личночть-общество;личночть-личночть; личность-сам к себе;личность-человечество. Моральное сознание- одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Уровни отражения действительности: Эмоционально-чувственный (чувства -эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч. – это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании челове-ка, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в раз-личных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой особую форму отно-шения человека к различным явлениям действительности, основан-ную на их соответствии или несоответствии потребностям человека. Настроение— это не чувство, каким-то образом сопровождающее и окрашивающее мои переживания, оно не конституируется в сознании, напротив, сознательные переживания конституируются «в» настроении. эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций) Рациональный уровень (моральные нормы-простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством Н.м. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием Н.м. формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Приме Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе Н.м. не могут служить исчерпы-вающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, Н.м., как «Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений – принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные Н.м. Позитивные Н.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные Н.м. запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).Принципы морали-наиболее обобщённые выражения моральных требеваний. Гуманизма, милосердия(сострадательная и деятельностная любовь к ближнему)Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.Аморализм–моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изувер изуверства (Фанатизм), демагогий. Наконец, А. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта. Аскетизм–моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.