Принципы эффективного менеджмента
Состав управленческих функций
Планирование –определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.
Организация –формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.
Мотивация –активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.
Контроль –количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.
Координация– достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними
Принятие решений– выбор из множества альтернатив.
Коммуникация –процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Виды менеджмента
Общийзаключается в управлении деятельностью организации в целом.
Функциональныйсвязан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д.
Стратегическийменеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативныйменеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.
Методы менеджмента
Методы менеджмента –это система правил и процедур решения различных задач
управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления,
внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих
решений.
К общимметодам управления относятся:
· системный анализ – рассмотрение объектов, процессов, явлений как сложных систем, состоящих из подсистем, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии;
· моделирование управленческих процессов – создание моделей, т.е. представление ситуации, объектов, процессов в другом, несколько упрощенном виде путем придания свойствам и характеристикам объекта количественного значения и экспериментирование, дающее возможность проверить альтернативные варианты решения проблемы ( экономико-математическое методы или количественные методы принятия решений);
· экспертный анализ – оценка управленческих решений экспертами-специалистами в различных областях знаний;
· генерирование идей («мозговая атака»), основанное на привлечении большого количества людей в процесс принятия решения, позволяющее найти максимальное количество вариантов решения управленческой проблемы.
Принципы эффективного менеджмента
Принципы эффективного менеджмента -общие закономерности и устойчивые
требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К принципам менеджмента относятся:
1) целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
2) иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
3) целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;
4) научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
5) сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
6) демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.