Рефлекторные механизмы возникновения эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Чем большую значимость для человека имеют изменения, происходящие вокруг него или с ним, тем более глубокими будут эмоциональные переживания.

Еще И. М. Сеченов указывал, что эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. К рефлекторным актам, говорил он, «должно отнести еще многочисленный класс отраженных движений, где психическим моментом является чувственное наслаждение», например смех ребенка при виде ярко окрашенного предмета, мимика голодного, когда он ест, т.е. «все те мышечные движения, в основе которых лежат самые элементарные чувственные наслаждения». Однако условие возникновения и течения этого рода рефлексов, по словам Сеченова, совершенно особенное: одно и то же раздражение (например, запах пищи) в одном случае (состояние голода) вызывает чувство удовольствия, а в другом (состояние пресыщения)— чувство неудовольствия. Следовательно, характер эмоциональной реакции на раздражение обусловлен состоянием нервной системы: «невольные движения, вытекающие из чувственного наслаждения, суть не что иное, как обыкновенные рефлексы, которых большая или меньшая сложность... зависит от физиологического состояния нервного центра».

Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение эмоций может быть безусловнорефлекторным и условно-рефлекторным. Так, новорожденные дети, даже те из них, что родились без полушарий головного мозга, реагируют на испорченную пищу выразительной гримасой отвращения (Steiner, 1973). По мере обучения, как только ребенок начинает понимать, что означает «испорченная пища», он начинает испытывать отвращение к любой пище, которая кажется ему испорченной, при этом неважно, действительно ли она является таковой (Rozin, Fallen, 1987).

Механизм возникновения условнорефлекторных эмоциональных реакций был наглядно продемонстрирован в ставшем уже классическим эксперименте американских психологов Дж. Уотсона и Р. Рейнора (1920). В начале эксперимента 11-месячному мальчику показали белую крысу, по отношению к которой он не проявил никаких признаков страха. Затем всякий раз, как ее снова мальчику показывали, раздавался резкий громкий звук, вызывавший у ребенка страх и слезы. В последующем, ребенок начал проявлять признаки страха уже при одном лишь виде крысы (без ударов в гонг). Кроме того, данная реакция стала появляться не только при виде белой крысы, а и на схожие предметы (на собаку, кошку, кролика, морскую свинку, меховое пальто и т.д.), т.е. стала генерализованной. На основе проведенного эксперимента ученые пришли к выводу, что процесс эмоционального развития складываются из накопления условных эмоциональных реакций.

Произвольный механизм возникновения эмоциональных реакций связан с оценкой человеком возможности и степени удовлетворения его потребностей, а также с представлением прошлых и предстоящих событий.

Подкорковые и корковые механизмы эмоционального

Реагирования

Функционирование эмоций человека является результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Каждая эмоциональная функциональная система (положительная, отрицательная и входящие в них более частные системы базальных эмоций) представлена на нескольких уровнях ЦНС — начиная от ствола мозга и заканчивая корой больших полушарий.

Рефлекторные механизмы возникновения эмоций - student2.ru Рефлекторные механизмы возникновения эмоций - student2.ru

Рис. 1.3.2. Некоторые из структур мозга, имеющие преимущественное значение

в обеспечении эмоционального реагирования

К подкорковым механизмам эмоционального реагирования относят: неспецифические структуры ствола мозга (нижние и верхние его отделы), образования лимбической системы (поясная извилина, гиппокамп, перегородка, миндалевидное ядро и др.), базальные ядра (хвостатое ядро и др.), а также структуры, объединяющие левое и правое полушария (мозолистое тело, передняя комиссура и др.). К корковым эмоциональным факторам принадлежит, прежде всего, древняя поясная кора и новая кора медиобазальных и конвекситальных отделов лобных и височных отделов мозга (Е. Д. Хомская, 2002).

При инстинктивных эмоциональных реакциях — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы —замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая характерные вегетативные и двигательные изменения. Следовательно, все эмоциональные реакции, обусловленные протекающими в подкорке процессами, имеют безусловно-рефлекторный характер.

Однако в своем функционировании подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре головного мозга в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора больших полушарий головного мозга у человека играет главенствующую роль в обеспечении процессов эмоционального реагирования; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Если перерезать нервные пути, связывающие зрительный бугор с корой, функции подкорковых центров освобождаются от регулирующего и координирующего влияния коры, что выражается в бурном течении и дисгармонии эмоциональных реакций.

На начальных этапах изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования доминировал так называемый узколокализационистский подход, заключающийся в поиске отдельных «нервных центров» для каждой конкретной эмоциональной реакции. Преимущественно в опытах на животных с использованием электростимуляции определенных участков мозга было показано, что воздействие на некоторые мозговые отделы способствует появлению эмоций ярости, тревоги или удовольствия. Кроме того, имеются данные, что зоны «удовольствия» или «неудовольствия» располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и жажды.

Следовательно, эмоциональное реагирование при таком подходе связывается в основном с функционированием подкорковых центров. Однако дальнейшие исследования показали, что узко локализованные раздражения головного мозга вызывают лишь незначительное число эмоций. Остальные эмоции не имеют строгой локализации и образуются как условнорефлекторные сочетания базовых эмоций в процессе приобретения социального опыта.

После павловской сессии 1949 года в отечественной психологии распространенной стала точка зрения о том, что возникновение эмоций связано с процессами формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные, положительные и отрицательные чувства...» (И. П. Павлов).

Эмоции, согласно павловским представлениям, являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому. «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» (И. П. Павлов). Вместе с тем Павлов различал два вида эмоциональных процессов: процессы, связанные с подкоркой (эмоции), и процессы, связанные с корой (чувства).

А. Г. Ковалев (1970), опираясь на представления и высказывания И. П. Павлова, писал, что «легкость установления систем временных связей или отношений, которая определяется благоприятными внешними и внутренними условиями, связана с положительными эмоциями. И наоборот, отрицательные переживания вызываются трудностями в образовании временных связей... Особенно интенсивные эмоции человек испытывает при ломке или переделке систем временных связей, при резком изменении условий или требований, предъявляемых к нему. Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при разрыве привычных привязанностей, т. е. при нарушении стереотипа или укоренившейся системы связей». Конечно, ломка стереотипа может быть причиной негативных эмоций, но это причина, а не физиологический механизм эмоционального реагирования.

Развитие электроэнцефалографии привело к появлению еще одной концепции возникновения эмоций — активационной (А. Линдсли, 1951; Хебб, 1955). Согласно этой концепции, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. «Комплекс активации», возникающий при возбуждении ретикулярной формации, является физиологическим выражением эмоции и находит отражение в электроэнцефалограмме. Однако данная концепция также характеризуется односторонностью понимания нейрофизиологических механизмов возникновения эмоций.

В настоящее время признается важная роль лимбической системы в координации различных систем мозга, участвующих в обеспечении эмоционального реагирования, поскольку центральное звено «лимбического мозга» имеет двусторонние связи как с подкорковыми структурами, так и с различными областями коры больших полушарий.

Большую роль в возникновении и течении эмоциональных процессов человека играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные переживания могут быть вызваны не только воздействием непосредственных раздражителей, но и словами. Благодаря механизмам второй сигнальной системы, по мнению П. А. Рудика, резко меняется характер и сложность эмоциональных реакций человека: 1) через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным; 2) расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные; 3) оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций и др.

Наши рекомендации