Тема 3. Экспериментальные исследования психогенетики
48. Генетическая психофизиология исследует:
1) наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга;*
2) наследственные детерминанты биоэлектрической активности мозга;
3) средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга.
49. Мета-анализ данных о природе вариативности темперамента, полученных на разных типах родственников, свидетельствуют:
1) в пользу гипотезы об аддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента;
2) в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента;*
3) одинаково выраженной аддитивной, неаддитивной наследуемости.
50. Изучение возрастной динамики соотношения наследственных и средовых факторов посвящено:
1) только поискусредовых факторов риска нарушений;
2) поиску наследственных механизмов различных психических нарушений, и изучению средовых факторов риска нарушений;*
3) только поиску наследственных механизмов различных психических нарушений.
51. Средовые эффекты:
1) ассимиляция и агрегация;
2) контраст и агрегация;
3) ассимиляция и контраст*.
52. Эффект ассимиляции:
1) значительно повышает внутрипарное сходство;*
2) значительно повышает внутрипарный контраст;
3) снижает внутрипарное сходство.
53. В психобиологической модели структуры темперамента (Ротбарт, Дерриберри) наибольшие показатели наследуемости определяются для:
1) параметров реактивности, cаморегуляции;*
2) негативных эмоциональных реакций;
3) негативных и позитивных эмоциональных реакций.
54. В концепции темперамента, предложенного В. Д. Небылицыным, генотип в большей степени влияет на индивидуальные различия в:
1) активности, эмоциональности,*
2)социальной активности,
3)пластичности.
55. Из средовых факторов, влияющих на изменчивость свойств темперамента значимы:
1)специфическая различающаяся среда, контрастный эффект (стремление к различию у близнецов), ассимиляционный эффект(стремление к различию у близнецов);*
2)контрастный эффект (стремление к различию у близнецов);
3)ассимиляционный эффект (стремление к различию у близнецов).
56.Наибольший показатель наследуемости свойств личности по тесту MMPI обнаружен для шкал:
1) шизоидности;
2) социальной интроверсии;*
3) истерии.
57.Наибольшее влияние генотипа на свойства личности, определяемых с помощью критериальных опросников обнаружено для:
1) пиков профилей;
2) возрастных пиков;*
3) отдельных свойств шкал.
58.Генетическая детерминация “биологических” свойств личности по Айзенку выражена сильнее для:
1) экстраверсии;*
2) нейротицизма;
3) психотизма.
59.Генотип в наибольшей степени обуславливает изменчивость следующих свойств “Большой пятерки”:
1) невротизма;
2) открытости новому опыту;
3) сознательности (контроль импульсивности).*
60.Определяющую роль в индивидуальных различиях свойств “Большой пятерки” играют следующие средовые факторы:
1) общей среды;
2) систематической среды;*
3) несистематической, различающейся среды.
61. Что означают высокие показатели внутрипарных корреляций показателей наследуемости пиков профилей MMPI при переходе от подросткового ко взрослому возрасту:
1) отсутствие связи с генотипом;
2) средовой контроль возрастных изменений;
3) генетический контроль возрастного перехода.*
62.Влияние генотипа на свойства личности в “Большой Пятерке”:
1) примерно одинаково;*
2) различается в зависимости от свойства;
3) составляет примерно треть от общей изменчивости для каждого свойства.
63.Средовые влияния на свойства “Большой Пятерки” составляют:
1) до половины изменчивости для различающейся среды;*
2) до трети изменчивости для систематической среды;
3) менее 10 % общей изменчивости.
64.Большинство молекулярно-генетических исследований личностных черт фокусируется на:
1)сравнении выраженности того или иного признака у носителей различных полиморфизмов (вариантов) исследуемого гена;*
2) изучении средовых факторов;
3) изучается роль генотипа и среды в определении признака.
65.Средовая изменчивость когнитивных стилей определяется:
1) в большей степени - общей средой;
2) в большей степени - различающейся средой;
3) в одинаковой степени - различающейся и общей средой.*
66.Генотип определяет изменчивость когнитивных стилей:
1) до 50 %, но только импульсивности/рефлексивности;
2) до 50 %, но только полезависмости/поленезависимости;*
3) не зависит от генотипа.
67. Наибольший показатель наследуемости когнитивных способностей присущ:
1)дивергентному мышлению;
2) беглости речи;*
3) логическим рассуждениям.
68.Соотношение генотип - средовых показателей в изменчивости когнитивных способностей:
1) мало меняется с возрастом;
2) в значительной степени зависит от возраста;*
3) не меняется с возрастом.
69. Кто автор книги “Наследуемость таланта”?
1) A. Дарвин;
2) Б. Добжанский;
3) В. Гальтон.*
70.Коэффициент интеллекта:
1) у близнецов ниже, чем в среднем в популяции;
2) может сильно изменяться как под действием генетических, так и средовых факторов;*
3) отличается высоким значением коэффициента наследуемости, слабо изменяется под действием отдельных средовых факторов.
71.Уровень генетической обусловленности креативности определяется:
1) высокой связью с нейротицизмом;
2) связью с псиxотизмом;
3) связью с фактором “g” Спирмена*.
72. Аддитивная генотипическая компонента от родителя к ребенку передается на:
1) четверть;
2) треть;
3)половину.*
73. Генетически передаются признаки:
1) снижение способности к обучению при сохранном интеллекте, умственная отсталость
дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности;*
2) делинквентное поведение;
3) социабельности и самостоятельности.
74. Старческое слабоумие при болезни Альцгеймера имеет следующую вероятность заболевания для родственников первого колена:
1)35%
2) 50%;*
3) 75%.
75. Генотип определяет изменчивость интеллекта, в показателях IQ - теста:
1) до 30 %;
2) свыше 50%;*
3) в меньшей степени, чем среда.
76.Вклад cреды в вариабельность интеллекта (IQ) cоставляет:
1) свыше 50% - общей среды;
2) в соотношении: 35% - общая среда, 15% - различающаяся;
3) до 40% у монозиготных близнецов и до 15% - у сибсов*.
77.Концепции, объясняющие психогенетические особенности появления талантливости и гениальности:
1) эмергенез;
2) импрессинг;*
3) эпистаз.
78.Академическая успеваемость генетически обусловлена:
1) только генетическими корреляциями с общим интеллектом (“g” - фактор Спирмена),
2) только генетическими корреляциями с креативностью,
3) генетическими корреляциями с креативностью, с общим интеллектом (“g” - фактор Спирмена), с флюидным интеллектом*.
79. Аномалии набора половых хромосом являются причиной возникновения:
1) синдрома Дауна;
2) болезни Паркинсона;
3) синдрома Клайнфельтера.*
80. Наследование ограничено полом, если:
1) гены, определяющие соответствующий признак, находятся на половых хромосомах;
2) гены находятся на аутосомах, но их проявление в фенотипе зависит от пола;*
3) гены находятся на половых хромосомах, но их проявление зависит от определенного воздействия среды.
81. Для биполярной депрессии в отличие от униполярной депрессии характерно, что:
1) наследуемость меньше;
2) наследуемость больше;*
3) наследуемость одинакова.
82. Что является причиной аутизма:
1) редко возникающие мутации;
2) взаимодействие множества генов;
3)либо взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации.*
83. Для МЗ близнецов риск заболевания шизофренией составляет:
1) около 50%;*
2) около 25%;
3) около 70%.
84. Результаты психогенетичесих исследований асоциального поведения показали, что:
1) сам фенотип абсолютно не определен;*
2) фенотип в целом определен;
3) фенотип определен на 50%.
85. В целом современные знания о наследовании отклоняющегося поведения позволяют говорить о том, что человек наследует:
1) конкретную форму отклоняющегося поведения;
2)определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например, импульсивность или стремление к лидерству;*
3) и форму и свойства.
86. Алкоголизм имеет уровень наследуемости:
1) 20%;
2) 50-60%;*
3) свыше 65%.
87.Эндофенотипы или промежуточные фенотипы – это:
1) промежуточная особенность, лежащая на полпути между генетическими предпосылками сложного заболевания и собственно комплексом симптомов;*
2)генетическая предпосылка;
3) комплекс симптомов психического заболевания.
88. Устойчивость и надежность в определении, генетическая обусловленность, наличие фенотипической и генетической корреляции с когнитивной способностью – это критерии отбора:
1) генов;
2) аллелей;
3) эндофенотипов.*
89. Концепция эндофенотипа была создана с целью:
1) разделения сложных расстройств, прежде всего психических, на более простые, стабильные и точно измеряемые промежуточные проявления, имеющие доказанную генетическую связь с заболеванием;*
2) суммирования нескольких сложных расстройств;
3) и суммирования и разделения сложных расстройств.
Тема 4. Онтогенетика
90. Новая научная дисциплина, исследующая относительный вклад генотипических и средовых факторов в развитие индивидуальных особенностей - это:
1) онтогенетика;*
2) психогенетика;
3) евгеника.
91. Выявление причин индивидуальных различий в особенностях развития, характерных для разных групп людей (популяций), а не его нормативных тенденций, является в возрастной психогенетике:
1)предметом*;
2)объектом;
3)задачей.
92. Предикторы в психогенетических исследованиях – это:
1) независимая переменная (как специфический параметр индивидуальной среды),*
2) зависимая переменная,
3) критериальная переменная.
93. В каком возрастном диапазоне могут изучаться возрастные изменения в соотношении компонентов фенотипической дисперсии?
1)от младенчества до преклонного возраста;*
2) только в детском возрасте;
3) только в молодом возрасте.
94. Процесс амплификации ДНК состоит из:
1) повторяющихся циклов;*
2) одного цикла;
3) разных циклов.
95. Вид средовой изменчивости- модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость — это:
1) изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер, генотип при этом не изменяется*;
2) неадаптивная модификация;
3) изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер, генотип при этом изменяется.
96. Для построения эффективной среды следует учитывать:
1)объективные законы системной среды, которая рассматривается как хаос*;
2) объективные законы системной среды, которая рассматривается как упорядоченная система;
3) субъективные законы системной среды, которая рассматривается как хаос.
97. Подходы к изучению индивидуальных различий в психике людей очень сложные, потому что:
1) необходимы только четкие методы исследования;
2) понятие «среда» включает в себя все виды внешних предикатов, которые сложно учесть;*
3) необходим единый универсальный метод исследования.