Основные проблемы психологии эмоций
На протяжении многовековой истории исследования эмоций, они пользовались самым пристальным вниманием ученых. Эмоциям отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю силу и поступки человека. Однако, как отмечает В.В.Вилюнас, в современной психологии эмоций не сформировались четкие концепции и теории. Наблюдается так же отсутствие преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, объединения в единую картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях или школах.
По мнению К.Э. Изарда, существующие теории личности и поведения в большинстве своем не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций. Точно так же многие популярные теории эмоций почти не рассматривают роль эмоций в развитии личности и их влияние на мышление и поведение человека. Как правило, исследователи эмоций занимаются лишь изучением какого-либо одного компонента эмоционального процесса. Хотя в рамках некоторых теорий и предпринимались попытки изучения отдельных аспектов взаимоотношения эмоций, когнитивных процессов, поведения и личности, этот процесс требует исследований – теоретических и экспериментальных. ( К.Э.Изард Психология эмоций)
Проблема критерия эмоциональных явлений.В.В.Вилюнасотмечает, что самую большую путаницу в психологии эмоций вносит отсутствие признаков, которые позволяли хотя бы в первом приближении отличать эмоциональные явления от неэмоциональных. Неопределенность критериев, по которым можно было бы выделить круг явлений, представляющий собой не что иное, как объект психологии эмоций, отражает уже повседневный язык, позволяющий объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость.
Примером различий в обозначении феномена эмоций может служить та изменчивость, с которой к ним относятся или не относятся: боль (иногда трактуемая только как разновидность ощущений), большой и важный класс желаний, субъективные корреляты обострения потребностей, такие как голод, жажда, иногда отделяемые от эмоций под названием «влечений» (Р. У. Липер К. Изард).
Ф. Крюгер пишет, «…едва ли найдутся два учебника, единогласные в том, где в нашем опыте проходит хотя бы приблизительная граница между эмоциональным и неэмоциональным.»
Отсутствие рефлексии собственного объекта исследования весьма затрудняет сопоставление концепций и взаимопонимание их авторов. Весь круг психических явлений, относимых той или иной теорией к классу эмоциональных, представляет собой первую и определяющую ее характеристику, от которой в значительной мере зависят многие другие ее особенности.
Разнообразие эмоциональных явлений.Вопрос о разновидностях эмоциональных явлений, их классификации является важнейшей составляющей психологии эмоций, разработанность которой в некоторой концепции служит показателем и общей ее разработанности.
В отечественной психологии (А. Н. Леонтьев; С. Л. Рубинштейн)распространена идущая еще от И. Канта традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения. Не ушла дальше и зарубежная психология. Показательно название главы, в которой вопрос о разнообразии эмоциональных явлений обсуждается в качестве фундаментальной проблемы: «Что отличает эмоции от настроений, темперамента и других аффективных образований?» (Ekman, Davidson). Оно указывает на то, что классы, чаще всего исследуемые и обсуждаемые в современной литературе, - это собственно эмоции и настроения. В обсуждении вопроса к ним некоторые авторы добавляют еще чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека.
Следует отметить, что традиционная классификационная схема, как и ряд других, не имеет единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов. Она представляет собой скорее попытку систематического описания, чем собственно классификацию эмоций. Так, Л. И. Петражицкий называл традиционное различение собственно эмоций, аффектов и т. д. уродливой классификацией, сравнивая ее с рядом: «1) вода просто, 2) внезапный и сильный напор воды, 3) слабое и спокойное течение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому руслу».
Рассчитывать на простую линейную классификацию эмоций нет возможности из-за их многогранности, проявления на различных уровнях отражения и деятельности, сложных отношений с предметным содержанием, способностью к слиянию, образованию сочетаний и др.
Сегодня психология располагает целым рядом независимых или частично перекрывающихся признаков и оснований для деления эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы либо акцентируют одно или другое из этих делений, либо вводят их шаг за шагом в том или ином сочетании и последовательности. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно.
Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности - знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций.
Для описания разнообразия эмоциональных переживаний характерна тенденция выделять некоторый перечень базовых эмоций, иногда называемых первичными или прототипными. Правда, их существование не является общепринятым. У Б. Спинозы их три, у Р. Декарта — шесть, у более современных авторов — от двух до одиннадцати, название одной из статей утверждает: «Все эмоции являются базовыми» (Ekman).
Условия возникновения эмоций.Вопрос о том, при каких условиях возникают эмоции, пользовался в истории их изучения повышенным вниманием, иногда на его основе давалось объяснение тому, «что такое эмоция» (У. Джемс; Симонов). В качестве одного из центральных (часто наряду с вопросом о функциях эмоций) этот вопрос рассматривается в концепциях Ж.-П. Сартра, Э. Клапареда, П. К. Анохина, П. В. Симонова, когнитивной теории С. Шахтера и др.
Для В.Вундтаили Н.Грота любое воспринимаемое событие является эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного.
Согласно Р. С. Лазарусуэмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможность ее избежать.
Весьма сходным образом представляет возникновение выраженных эмоций Э. Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений - чувства.
Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций наглядно иллюстрирует отмеченный выше факт зависимости содержания концепций от изначально принятого критерия эмоционального. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с обычными условиями существования, с фактом отражения воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), с обострением потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т. п.
При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.
Эмоции и процессы мотивации.Этот вопрос является главным для определения места эмоций в системе психического. Его решение самым прямым образом связано с исходным постулатом об объеме класса явлений относимых к эмоциональным, и зависит от того, присоединяются ли к нему специфические переживания, имеющие побуждающий характер, - желания, влечения, стремления и т. п.
В.В. Вилюнас отмечает, что последовательную интерпретацию вопрос об отношении эмоции и мотивации получает … в контексте положения, согласно которому субъективные переживания являются необходимым и автономным звеном регуляции поведения. Предельно лаконично эту интерпретацию передает формулировка С. Л. Рубинштейна, определяющая эмоции как субъективную форму существования потребностей (мотивации). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции при таком понимании проявляются как необходимое завершающее звено мотивации, через которое субъект побуждается к активности, но в котором не представлены другие предшествовавшие и подготавливавшие его звенья. Иными словами, являясь субъективной формой существования мотивации, эмоции представляют собой итоговую форму ее существования, не отражающую процессов, вследствие которых они возникают (В. В. Вилюнас).
А, согласно взглядам Р. У. Липера или К. Е. Изарда эмоции представляют собой только одну из форм мотивации, отвечающую за побуждение поведения наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
Д. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией,между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п.