Этапы развития памяти ребенка

память ребенок мнемический непроизвольный

На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная память, эмоциональная, двигательная, образная, отрабатываются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, формируется система долговременной памяти и возможности сенсорной памяти. К концу дошкольного периода развивается словесно-логическая память, развивается словесно-логическая память, развивается взаимосвязь памяти с другими психическими процессами. Появление тех или иных видов памяти, изменение ее процессов обусловлены общим психическим развитием ребенка и освоением разных видов практической деятельности. Развитие памяти можно проследить в соответствии с возрастными этапами развития (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Развитие памяти у детей

Процессы и этапы развития. Возраст Виды памяти Мнемические операции и действия
I. Узнавание - от рождения до 1 года - непроизвольная - эмоциональная - двигательная - кратковременная - ассоциативные связи по смежности (время и место)
II. Запоминание и сохранение - от 1 года до 3 лет - образная - слуховая - оперативная - ассоциативные связи по сходству
III. Припоминание - от 3 до 6 лет - непроизвольная - образная - словесно-логическая - долговременная - ассоциативные связи по контрасту - группировка - декодирование названия - повторение
IV Мнемические приемы - от 6 до 10 лет - произвольная - кратковременная (увеличение объема) - ассоциативные связи по смыслу - кодирование (заголовки, план)
V Структура мнемической деятельности по запоминанию и воспроизведению - от 10 до 15 лет - формирование индивидуального стиля по запоминанию и воспроизведению - целевое, сознательное использование приемов
VI. Мнемическая система сохранения материала - от 15 до 23 лет - формирование индивидуальной организации информации - систематизация материала (специальные приемы записи, условные обозначения, каталоги)

Первый этап развития памяти в младенческом возрасте, с рождения до одного года характеризуется развитием эмоциональной и двигательной памяти. Ребенок запоминает предметы и движения, которые многократно повторяются или вызывают у него сильные эмоциональные переживания. К концу младенческого возраста развивается процесс узнавания предметов по ярким признакам, эмоциональным переживаниям, которые они вызывают, и действиям, которые ребенок осуществлял с предметами или в определенной ситуации.

Второй этапразвития памяти в раннем возрасте, с одного года до трех лет, связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая доставляет ребенку большой объем информации об окружающем мире. На этом этапе начинает развиваться образная память, которая вместе с восприятием участвует в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. С активным развитием речи на этом этапе развивается слуховая память, которая позволяет формировать уровень второй сигнальной системы и операции кодирования и декодирования информации.

Процессы запоминания и воспроизведения находятся в активном взаимодействии, начинает формироваться система хранения информации. Но для запоминания ребенку необходимо многократное повторение и воспроизведение, запоминаются наиболее яркие объекты и то, с чем ребенок взаимодействовал, что вызывало у него сильные чувства.

К концу раннего возраста объем долговременной памяти значительно возрастает.

Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В этом возрасте ребенок может запомнить короткие сказки, стихи.

Третий этапразвития памяти в дошкольный период, с трех до шести лет, активно развивается словесно-логическая память. Но она использует в основном механические приемы многократного повторения или приемы непроизвольной памяти (эмоциональной, двигательной, образной). В этот период ведущими видами яти являются непроизвольная и образная память. К его концу появляются элементы произвольной памяти. Непроизвольная память дошкольников позволяет им наизусть запоминать сказки, рассказы, порядок практических действий, внешние признаки предметов. С накоплением большого словарного запаса, до 3500 слов, использованием обобщающих слов и принятых речевых оборотов формируется структура словесно-логической памяти, которая в дальнейшем будет активно развиваться.

Четвертый этапразвития памяти в младшем школьном возрасте связан с развитием логического мышления ребенка и освоением специальных мнемических приемов, которые позволяют систематизировать информацию, кодировать ее на высоком уровне обобщения. С накоплением большого объема знании развивается многомерная структура долговременной логической памяти. Процессы памяти активно включаются в процесс умственной деятельности и функциональных связей с другими познавательными процессами.

Учебная деятельность способствует развитию произвольной памяти, которая становится ведущей. Под влиянием учебной деятельности увеличиваются объем оперативной памяти и продолжительность сохранения в ней информации для обработки и обслуживания деятельности. Процессы переработки информции опираются на умственные перцептивные действия, на логические операции мышления, использование знаковых средств для кодирования информации. По мере формирования сложных мнемических действий память сохраняет приемы непроизвольной образной памяти.

Пятый этапразвития памяти в подростковом возрасте характеризуется сознательным овладением приемами произвольного запоминания и осуществляется при обязательном развитии самоконтроля как элемента мнемической деятельности. Именно в этом возрасте мнемическая деятельность превращается в самостоятельную деятельность, которая состоит из таких структурных элементов, как цель, план, алгоритм действий, контроль и оценка результатов.

Мнемическая деятельность занимает центральное место в процессе обучения. Она необходима для освоения основ наук в средней школе. Поэтому при переходе ребенка в среднюю школу сформированность сознательной мнемической деятельности является важным показателем готовности ребенка к активной учебной деятельности.

В подростковом возрасте, с десяти до пятнадцати лет, происходит совершенствование мнемической деятельности, которое проявляется в осмысленном и целенаправленном использовании мнемических действий и формировании индивидуальных стилей мнемической деятельности. У человека формируется индивидуальный комплекс мнемических приемов и алгоритмов, которые опираются на индивидуальные особенности нервной системы. Под влиянием научных знаний и освоением обобщающих понятий формируется многомерная система памяти. Особое значение в этот период играют процессы воспроизведения информации, которые позволяют сформировать более эффективную систему связей и отработать процесс поиска информации в хранилищах памяти. Развитие операций логического мышления и оперирование абстрактными понятиями устанавливают более тесную связь с мышлением и речью.

Шестой этапразвития памяти связан с профессиональным обучением и профессиональной деятельностью, в процессе которых память сохраняет механизмы, обслуживающие эти виды деятельности. Если человек не занимается умственным трудом, то к концу жизни память может ухудшаться (трудности в запоминании новой информации), но продолжает сохранять приобретенную ранее информацию, которая может «всплывать» с особенной ясностью и подробностями.

Заключение

И так, после вышесказанного можно сделать следующие выводы. Образы внешнего мира не исчезают бесследно. Они оставляют след (условно именуемый энграммой), который может сохраняться в течение длительного времени, благодаря чему происходит познавательная деятельность субъекта.

Память можно представить в виде трех основных составляющих:

- сохранение определенного опыта;

- его воспроизведение;

- отнесение к определенному отрезку прошлого.

Синтез этих элементов возможен благодаря определенному психическому процессу, поэтому память определяют как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное возвращение в сферу сознания и использование в деятельности. В широком смысле необходимо различать разные физиологические и психологические уровни функционирования памяти.

Характерной особенностью памяти является ее произвольность, вследствие чего она приобретает характер целенаправленной деятельности. Таким образом, в отличие от непроизвольной, произвольная память в своей основе имеет осознанную мнемическую задачу.

Во времени мнемические процессы можно классифицировать следующим образом:

а) иконическая (сенсорная) память - непосредственный «отпечаток» сенсорной информации, когда удерживается довольно точная картина воспринимаемого мира в течение 0,1-0,5 с. (считается, что на этом этапе память не контролируется сознанием);

б) кратковременная память - интерпретированный образ сенсорной информации, который сохраняется от нескольких минут до нескольких часов. На этом этапе процессы еще неустойчивы и обратимы, однако именно здесь для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он соответствующим образом перерабатывается, происходит так называемая консолидация следов. Ее можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данной информации для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Объем кратковременной памяти человека приблизительно составляет 7±2 единицы; например, при однократном предъявлении воспроизводятся: бессмысленные слоги - 6-7, односложные слова - 8-9, цифры - 5-6;

в) долговременная память - длительное сохранение прошлых событий и фактов, носящих наиболее значимый характер. Емкость долговременной памяти практически неограниченна;

г) оперативная память - процессы памяти, обслуживающие непосредственно осуществляемые субъектом актуальные действия и операции; оперативная память использует как кратковременную, так и долговременную информацию, при этом от объема оперативных единиц, составляющих содержание данного вида памяти, зависит успешность деятельности индивида.

Каждый из перечисленных видов памяти несет особую функцию, хранит особую форму информации, имеет свои пределы емкости, все они действуют на основе различных принципов, но составляют единый мнемический акт.

Мнемические процессы могут протекать в разных анализаторных системах, поэтому с точки зрения сенсорной модальности память можно классифицировать на зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, вкусовую, обонятельную.

Кроме того, выделяют эмоциональную память - сохранение, а также воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторении условий, вызвавших первичное возникновение этого состояния. Память может быть вербальной (словесной) и невербальной (образной).

С точки зрения семантической организации информации память делят на семантическую (смысловую) и неосмысленную. Исследования зависимости эффективности заучивания материала выявили следующие закономерности:

- при одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов;

- для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

Список литературы

1 Башаева, Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 208 с. - ISBN 978-5-7797-1126-5.

2 Блонский, П.П. Память и мышление/ [Текст]. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - ISBN 5-318-00216-1.

3 Горячев, М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие/ [Текст]. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. - 187 с. - ISBN 978-5-7755-1905-6.

Климов, Е.А. Общая психология/ [Текст]. - М.: Юнити, 2001. - 488 с. - ISBN 5-85178-032-0.

Лучинин, А.С. История психологии. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. - ISBN 978-5-699-26105-5.

Мещеряков, Б.Г. Зинченко П.И. и психология памяти/ [Текст] // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 14.

Сорокун, П.А. Основы психологии/ [Текст]. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с. - ISBN 5-87854-355-9.

Черемошкина, Л.В. Психология памяти/[Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 319 с. - ISBN: 978-5-7567-0550-8.

Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет. - М.: Академия Развития, 2008. - 144 с. - ISBN: 978-5-7797-0640-7.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с. - ISBN: 5-8297-0176-6.

Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Академия, 1996. - 416 с. - ISBN 5-7695-0068-9.

Наши рекомендации