Основные этапы развития личности ребенка

Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации o содержании этапов развития личности по Э. Эриксону, o необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа o внутриутробном развитии плода, базальных перинатальных матрицах (по Ст. Грофу), другой психологической информации. Преподносить этy информацию необходимо c максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.

Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сде­лать родителям эта информация?» Часто первая реак­ция родителей - это ощущение беспомощности, осо­знание совершённых ошибок, которые очень сложно ис­править. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспек­тив взаимодействия c ребенком, к осознанию ресур­сов, позволивших воспитывать его до сих пор c опре­деленным успехом.

Упражнение 2. «Детронация». Это упражнение названо термином A. Адлера, обозначающим процесс изменения внутриличностной и внешней ситуации в связи c рождением второго ребенка в семье. Ролевая игра, в которой психолог демонстрирует психотравмирующие высказывания, обостряющие процесс «детронации» старшего ребенка, позволяет проникнуть в мир его переживаний, понять причины многих проблем во взаимоотношениях детей. B процессе обсуждения родители вырабатывают правила предотвращения детского соперничества.

Осознание родительских позиций и стиля взаимодействия c ребенком

Возвращаясь к теме позиций Родителя, Взрослого и Ребенка в межличностных отношениях, рассматриваем концепцию K. Стейнера об эго-состоянии «Свинский родитель». Осознанию собственных реакций, исходя-щих из этого состояния, способствует следующее упражнение, идею которого мы взяли y E. Сидоренко.

Упражнение 3. «Свинский родитель».

Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:

1) морщины на лбу;

2) вытянутый палец;

З) покачивание головой;

4) «ужасающий» взгляд;

5) притопывание ногой;

6) руки на груди;

7) вздох;

8) «я бы никогда в жизни...»;

9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;

10) «Ты осмелился(лась)?!»

11) «Ну и что?..»

Задания подобраны таким образом, чтобы была воз­можна трактовка их позиционного содержания как в ав­торитарном, так и в равноправном контексте. Напри­мер, морщины на лбу могут быть расположены как вер­тикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То: какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует o наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают авторитарный контекст, то есть демонстрируют позицию «Свинский родитель». Столк­новение c неприглядной собственной сущностью фру­стрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт­терапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.

Упражнение 4. «Рисуем Свинского родителям. Микрогруппы, состоящие из 3-4 человек, получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг c другом. После обсуждения полу­ченных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

Психолог рассказывает o способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным вза­имоотношениям c ребенком: негативной мотивации (ког­да мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для де­тей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности,отсутствии четких границ дозволенного поведения.

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Домашнее задание

1) Обсудить c детьми тему наказания: что для них является самым «страшным» наказанием, наказывали ли их несправедливо, будут ли они наказывать своих детей и пр.

2) Практиковать общение c ребенком c позиции Взрослого.

ЗАНЯТИЕ 4

ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: осознание психотравмирующего влияния фи­зического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ доз­воленного поведения.

Наши рекомендации