Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость

а) степенная

б) логарифмическая

в) прямая пропорциональная

г) обратно пропорциональная

5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации известна как:

а) депривация

б) дереализация

в) девальвация

г) деавтоматизация

6. Адаптация может проявиться как:

а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя

б) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя

в) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя

г) все ответы верны

7. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств, проявляется как:

а) адаптация

б) сенсибилизация

в) синестезия

г) модальность

8. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий внутренней среды организма, называются:

а) экстерорецепторами

б) интерорецепторами

в) проприорецепторами

г) все ответа неверны

9. Основное свойство ощущений,- это:

а) качество

б) интенсивность

в) длительность

г) все ответы верны

ТЕМА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

1. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия Роль моторных компонентов в процессах восприятия.

2. Основные характеристики восприятия. Феномены восприятия.

3. Нейрофизиологические основы восприятия.

4. Виды восприятия.

Методические рекомендации по изучению материала

Рассмотрение восприятия следует начать со сравнения с процессом ощущения и выделения специфических характеристик восприятия: целостности, предметности, структурности, обобщенности (осмысленности), константности. Обязательным для понимания вопроса является рассмотрение дополнительных материалов (Ч.ОСГУД, Ф.ОЛЛПОРТ). Следует подчеркнуть место восприятия в структуре познавательной деятельности человека. Так, благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания осуществляется осмысление и первоначальное обобщение.

При определении условий возникновения образа восприятия обратить внимание на роль активной деятельности.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Следует остановиться на вопросе о формировании этого важного для человека процесса.

При рассмотрении вопроса о генезисе процесса восприятия можно использовать материалы возрастной психологии.

3.1.Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия Роль моторных компонентов в процессах восприятия

Мир состоит из множества определенных материальных и нематериальных элементов. Однако каждый из нас подгоняет мир под собственные мерки, кои определены нашими человеческими органами чувств.

Для некоторых животных мир состоит в основном из запахов, большей частью неизвестных, для других из звуков, нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать информацию, которая наиболее полезна для приспособления к окружающей среде. Т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности. Постараемся понять, как функционирует человеческий мозг и рецепторы, доставляющие ему информацию, из которой формируется связная картина мира.

Можно ли иметь во внутреннем опыте «чистое» ощущение? Ч.Осгуд, отвечая на этот вопрос, отмечает, что, вряд ли даже наиболее искушенные в интроспекции лица достигают такой степени абстракции, хотя многие из них отвечают утвердительно на этот вопрос. И действительно, можно исчерпывающим образом описать ощущения, получаемые при надавливании на ладонную поверхность; однако при этом они все же выступят как «фигура» на фоне других ощущений, они окажутся воспринятыми в осмысленной ситуации. По-видимому, для новорожденного, как предполагал Вильям Джемс, мир представляет собой смешение слуховых и зрительных чистых ощущений, лишенных организации, но к тому времени, когда ребенок уже может сообщить нам о своем внутреннем опыте, перцептивная организация обеспечивается совокупностью многих бессознательных навыков. У взрослого человека все, что хотя бы приближается к чистому ощущению, вызывает травмирующее переживание: так, иногда легкое движение уха по подушке влечет собой рокочущий звук, подобный тому, который проводит уголь, сбрасываемый в подвал, или приближаются самолет. До тех пор, пока при помощи эксперимента не будет установлен источник этого впечатления и ощущение, так сказать, не «встанет на свое место», мы ощущаем всевозрастающее волнение.

Каковы характеристики феноменов, которые большинство людей определяют как «перцептивные»? Следующие шесть характеристик могут помочь понять, что для них означает этот термин (Ч.Осгуд).

1. Эти феномены включают организацию периферических сенсорных событий — оглядываясь вокруг, мы видим оформленные объекты в пространстве, а не простые конгломераты цветных пятен.

2. Они обнаруживают целостность, свойство «все или ничего», например совокупность точек или линий воспринимается как полный образ квадрата или куба.

3. Они обладают ярко выраженной константностью — белый дом продолжает казаться таким же, несмотря на сильные различия, в освещении в полдень и в сумерках.

4. Но они также характеризуются свойством транспозиции (переноса) — треугольник может проецироваться на многие различные участки сетчатки, не претерпевая при этом искажений.

5. Они обладают избирательностью — для голодного организма объекты, связанные с едой, обладают качеством фигуры.

6. Наконец, они являются очень изменчивыми процессами — регулярное чередование черных и белых узоров на кафельном полу при продолжительном рассматривании его организуется в постоянно меняющиеся структуры.

Что можно сказать на основе всех этих характеристик относительно смысла термина «восприятие»? Этот термин, по-видимому, относится к тем случаям, когда: а) внутренний опыт меняется, несмотря на постоянство лежащих в основе его сенсорных событий, или б) когда внутренний опыт оказывается постоянным, несмотря на изменение сенсорных процессов. Другими словами, термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием, так, как оно обнаруживается в словесном отчете или каким-либо другим способом

Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, воображение, эмоции. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств (мы не просто ощущаем запах, а запах духов, не просто видим белое, а белый бант и т.д.)

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (например, ощущение маленького, легкого, прохладного предмета при закрытых глазах не дает представления о целостности предмета: это может быть все что угодно – скрепка, кнопка, ключ). Восприятие качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - тот целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта не воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

- стимулъная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;

- деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «остановки» на глазах, губах и носе как наиболее информативных источниках внешности. Рассматривая картину, висящую на стене выставочного зала, посетитель воспринимает, прежде всего, изображение на полотне, а не рамку, в которую оно «завернуто». В какой-то мере это позволяет говорить об активности восприятия. Правда, здесь следует учитывать, что сама природа сознания человека активна.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия.

В процессе восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека, образ себя и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.Построение перцептивного образа тесно связано со способом его обследования. Уже в процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. В образе одновременно представлены разные свойства объекта: размеры, цвет, форма, фактура, ритм – это целостное и обобщенное представление объекта восприятия, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

Таким образом, составной частью процесса восприятия является ощущениекак чувственное отражение отдельных сторон, свойств предметов и явлений объективной реальности.Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предмета или ситуации. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола: окраска, тепло или холод, гладкость или шероховатость, вес и т.д.

3.2. Основные характеристики восприятия. Феномены восприятия

Феномены восприятия, в особенности объединение восприятий по некоторым принципам в связные единства, лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг имеет врожденную тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Вы никогда не задумывались, почему на некоторых рекламных щитах изображены известные лица: актеры, спортсмены и др.? Лицо известного человека – это фигура, привлекающая внимание к тому, что рекламируется. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру. Это относится, прежде всего, к зрению, а также к другим чувствам. Если звучит фраза: «Также обстоит дело для присутствующей здесь Васильевой (человек, услышавший свою фамилию, если таковой имеется, выделяет ее в фигуру на звуковом фоне содержания лекции)». Такое же явление мы наблюдаем, улавливая запах приятных духов в переполненном душном автобусе или запах сигарет у клумбы с розами. Вся картина перестраивается, как только элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Итак, в числе выделяемых свойств восприятия ближе всего к физико-физиологическим закономерностям находится соотношение фигуры и фона. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов – прежде всего, биологическая необходимость. Реакция лягушки на конфигурацию крыла мухи, бегство курицы от тени ястреба – биологически запрограммированная реакция на жизненно важный для особи объект. Это согласуется с мнением, что для отражения биологически важных объектов есть нейронные механизмы, генетически приспособленные к их восприятию. Возможность выйти за пределы непосредственной окружающей среды обитания, которую может отражать данный вид в соответствии с развитием его органов чувств, реализуется в том случае, если организм может реагировать на предмет, а не на его отдельное свойство.

У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами.

Второй принцип – принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому когда предмет, образ, мелодия, слово, фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Когда по радио прерывается исполнение известной песни или рекламного ролика по телевидению, слышанные и видимые тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов – еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, таким как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.

По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму: легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединить схожие элементы (цифры с цифрами и буквы с буквами; Цифры предстают в виде столбиком, нежели в виде строк). Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном. Но наш мозг испытывает большое затруднение, когда ему одновременно передают одним голосом два разных сообщения.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют единое направление. Это принцип непрерывности: мы видим вертикальный прямоугольник, пересеченный горизонтальным прямоугольником, а не прямоугольник, ромб и параллелограмм). И, наконец, форма будет воспринята как правильная, когда она имеет одну или несколько осей симметрии (домики).

Таким образом, из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных принципов.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств: предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром. «Вот это стул, на нем сидят…», «я вижу что-то похожее на стрекозу…» и т.п. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Восприятие как образ предмета в онтогенезе ребенка возникает к третьему месяцу жизни. Признаком возникновения образа является слежение глазом за движущимся предметом. Восприятие слова как целостного звукового и смыслового комплекса появляется около года.

Наиболее ярко это свойство проявляется в уже упоминаемом феномене выделения фигуры и фона. Воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру – образ предмета, и фон – образ окружающего предмет пространства. Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин Э. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все окружающее воспринимается как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается невоспринятой. Границу между фигурой и фоном обычно относят к фигуре, а не к фону.

Это противопоставление феноменологически выражается прежде всего в том, что предмет воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое, фон же – как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Таким образом, фигура, по словам С.Л.Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью».

Основное эмпирическое содержание феномена заключается, таким образом, в том, что перцептивная структура расчленяется на образ пространства, в котором находится и к определенной координате которого относится данный предмет, и на образ самого предмета. Именно второй компонент в его отвлеченности от первого и в своей внутренней расчлененности и составляет ту существенную «добавку», которая приобретается на собственно перцептивном уровне в отличие от уровня сенсорного.

Результат добавления этого собственно перцептивного компонента обнаруживает себя в расчленении структуры сенсорно-перцептивного поля на два слоя, первый из которых – сенсорный уровень как необходимую «сцену» и фундамент собственно психической организации процесса, а второй выражает перцептивную надстройку – воспроизведение конкретных как разыгрывающихся на этой основе событий.

Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой. Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с другом, а именно к отношениям этих разных частей к целому.

Целостность восприятиявыражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека. В исследованиях физиологов и психологов описаны два механизма возникновения целостного образа. В зрительной системе лягушки выделены нейроны, которые реагируют на конфигурации крыла насекомых. Можно полагать, что на наших ступенях эволюции в органах чувств формируются нейроны и их группы, способные отражать биологически важные объекты как целостные образования. Это – анатомо-физиологический механизм восприятия.

Под целостностью понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе и наоборот. Предмет, отличающийся среди других по своим характеристикам, наоборот, выделяется среди других (свойства для группировки: сходство по размеру, форме, по расположению частей; симметричность, периодичность). Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно – как единый движущийся объект. Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Птицы, летящие стаей, воспринимаются как единое целое. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими.

Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно выделяющихся здесь аспекта – влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов (Веккер Л.М.). Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.

1. первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в различные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

Так, один и тот же элемент, никак не меняя собственных пространственных характеристик, воспринимается в структуре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, а в структуре лица старой женщины – как крыло носа. В этих феноменах изменения характера восприятия отдельных элементов определяющее влияние той структуры, в состав которой данный элемент входит, столь отчетливо представлено, что не нуждается ни в каком дополнительном описании и пояснении.

2. Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной (мелодию, исполняемую на разных инструментах, легко узнать даже человеку немузыкальному – Эренфельс).

3. Третья форма преобладания целого над частями получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения интегральной структуры при выпадении ее частей.

Общий смысл эмпирических фактов, воплощающих в себе все перечисленные факты доминирования, заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в собственных степенях свободы и детерминируются и даже представляются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Поэтому одни и те же элементы в разных гештальтах воспринимаются по-разному, а различие элементов в одном и том же гештальте не меняет восприятия общей структуры. В обоих случаях эффект определяется не самими по себе характеристиками данного элемента, а именно его местом в общей структуре, что и выражает эмпирическое существо первого из аспектов соотношения целого и частей.

Хотя гештальтпсихология в своих теоретических позициях исходила из начальности и первичности целого по отношению к элементам, в ее экспериментальном материале – в полном соответствии с несомненным общенаучным положением о том, что целое состоит из элементов и поэтому в каких-то своих характеристиках неизбежно от них зависит – содержатся факты, воплощающие второй аспект этого соотношения – зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов.

Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

1. Фактор близости. При прочих равных условиях, в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.

3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма.

4. Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стаи птиц, эскадрильи самолетов и т.д.).

5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят элементы одной формы, одного цвета и т.д.

По сути дела, все эти факторы воплощают в себе модификацию факторы однородности или общности элементов по различным признакам: общность окрестности, общность структуры, общность геометрической структуры, общность направления (вектора) движения, общность зримых (форма, цвет и т.п.) характеристик. Связывание элементов в группы по их однородным признакам реализует, тем самым, тенденцию ограничения разнообразия формирующихся структур или тенденцию уменьшения степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком направлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось минимизированным (Веккер).

Обобщенность –отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. (Человек свободно читает текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан). Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

Обобщенность первичного, и частности перцептивного, образа заключается в том, что отображаемый единичный объект – раздражитель, выступая в адекватном перцептивном образе во всей своей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя классаобъектов, однородных с данным по каким-либо признакам. Эта отнесенность к классу, составляющая существо свойства обобщенности перцептивного образа, получает свое объективное выражение в однородных исполнительных реакциях в ответ на действие разных экземпляров данного класса, а на специфически человеческом уровне – в однородных и адекватных словесных реакциях, обозначающих разные единичные представители данного класса одним и тем же словом. Но содержанием данного актуального перцепта может быть только конкретный единичный объект, воздействующий на рецепторный аппарат.

Тот факт, что воспринимаемый единичный объект представляет класс, неизбежно выводит свойство обобщенности за пределы внутренних связей элементов данного перцепта в его непосредственном отношении к объекту и вводит в сферу внешних, межобразных связей или связей актуального восприятия с прошлым опытом.

В экспериментальной психологии выявлены виды и зоны вариации свойств тест-объекта, в пределах которых, несмотря на изменения отдельных характеристик тест-объектов и на воспроизведение этих изменений в адекватном перцепте, сохраняется отнесенность воспринимаемого образа к одному и тому же классу, т.е. обобщенность образа остается без изменений.

Возможны два способа экспериментального варьирования свойств перцепируемых тест-объектов. Первый их них заключается в изменении параметров индивидуального тест-объекта до пределов, за которыми этот объект перестает восприниматься как представитель того же самого класса (комната воспринимается до тех пор комнатой, пока мы увидим не комнату, а коридор, а сужение коридора приводит к тому, что мы видим не коридор, а щель). Промежуток изменений индивидуального тест-объекта, в котором он продолжает восприниматься как носитель одного класса и тем самым как представитель одного и того же класса, и есть зона обобщенности перцептивного образа.

Если рассмотренный выше первый способ выявления границ зоны обобщенности основан на интраиндивидуальном изменении свойств данного тест-объекта, то второй способ заключается в интериндивидуальном изменении этих свойств, т.е. в экспонировании разных индивидуальных представителей одного и того же класса. В этом случае ряд различных единичных экземпляров статически представляет вариации общего свойства класса в разных принадлежащих ему объектах (при переходе от одного представителя класса к другому соответствующие перцептивные образы, изменяясь со сменой экземпляров данного класса, вместе с тем сохраняют (в обычных условиях восприятия приведенных рисунков) максимальную адекватность своим объектам). Объем класса, ко всем представителям которого может быть отнесена пространственная структура образа, взятая целиком, во всем ее единичном своеобразии, практически равен одному объекту – именно тому, который в данном образе отображен.

Осмысленностьвосприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. Осмысленность – это восприятие вещи, слитое с пониманием способа ее употребления. Мы не только видим предмет, но и понимаем его функции, возможности его употребления, для чего он нужен. В сущности, отнесение предмета к определенной группе, означает определение его сущности и функции. При этом, уровень осмысления в восприятии субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта. Так, глобус ребенок может воспринять как мяч, а пушистый воротник многие дети определяют классическим «кх» - кошка.

Структурность восприятия – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Структурность дает возможность воспринимать предметы схематично. Например, определенная мелодия, воспроизводимая на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков. Люди различаются разным уровнем схемности восприятия: так одни видят только схему, другие – детали предмета или явления. ТакВысокий уровень структурности восприятия обнаруживается в способности видеть и схему, и детали воспринимаемого.

Константность восприятия – это относительная независимость образа от условий восприятия, это относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов на органы чувств, непрерывно меняются. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеется, в известных пределах). Не будь этого свойства, человек перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности (реальности).

Константность восприятия как тенденция воспринимать объект устойчивым и неизменным, несмотря на разнообразие условий восприятия обнаруживается при восприятии

· громкости. Восприятие действительной громкости звукового источника независимо от его расстояния. Зависит от отношения между амплитудой звуковой волны и кажущейся удаленностью звукового источника.

· размера. Тенденция воспринимать размер объекта постоянным независимо от расстояния до него. Зависит от отношения между сетчатым изображением и кажущейся удаленностью объекта.

· формы. Тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повернут так, что его сетчатое изображение отличается от действительной формы. Зависит от отношения между сетчатым изображением и видимой плоскость объекта.

· яркости. Тенденция воспринимать яркость объекта постоянной, несмотря на большие изменения в освещенности. Зависит главным образом от постоянного соотношения интенсивности света, отражаемого от объекта, и от окружающей его среды.

Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Так у 2-3-летнего ребенка константность восприятия несовершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого (Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия). Ж.Пиаже считает, что константность восприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде.

Свойство обобщенности также изменяется в процессе индивидуального развития. По данным Р.Л. Грегори (Глаз и мозг), человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова. У слепых от рождения людей, обретающих зрение в зрелом возрасте отсутствует зрительный опыт обобщения зрительных объектов.

3.3. Нейрофизиологические основы восприятия

В основе восприятия лежит механизм, аналогичный тому, который вызывает процесс ощущения. Поэтому ощущение можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Однако, образно говоря, восприятие начинается там, где завершается процесс ощущений. Процесс восприятия зарождается с рецепторов органов чувств и заканчивается в высших отделах центральной нервной системы.

Известно, что конечным моментом формирования ощущений является возбуждение сенсорных зон в коре головного мозга. Восприятие же, по определению, есть процесс интегративный, обобщающий многие отдельные признаки объектов в их целостный образ. Следовательно, возбуждение от сенсорных зон должно передаваться в интегративные (перцептивные) зоны головного мозга. Здесь сенсорная информация сопоставляется с хранящимися в памяти образами, в результате чего происходит ее узнавание.

Завершающая фаза формирования образов воспринимаемых объектов состоит в синтезе информации об объекте, представляемой ощущениями.

В основе синтеза лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы раздражителей внешнего и внутреннего мира. В формировании восприятия участвуют два вида нервных связей:

- образуемые в пределах одного анализатора;

- межанализаторные связи.

Первый вид нервных связей возникает как рефлекс на отношение (т.е. как отражение в сознании пространственных, временных и прочих отношений объекта) при воздействии сложных раздражителей одной модальности. В итоге - интегративный процесс восприятия объекта. Второй вид связей образуется в пределах разных анализаторов благодаря существованию зрительных, слуховых, кинестетических и других ассоциаций. Именно этим связям человек; обязан способностью воспринимать свойства объектов мира, для которых нет специальных анализаторов (например, удельный вес, величина предмета и др.). Таким образом, с нейропсихологической точки зрения в процессе восприятия объекта осуществляется объединение отдельных видов ощущений в его целостный образ. Другими словами, образ восприятия является продуктом совместного функционирования сенсорных систем различного типа (зрительной, слуховой, тактильной и др.).

3.4. Виды восприятия

Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализаторам, участвующим в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости, основных социальных явлений жизни, восприятие себя, другого и т.д.

Таблица

Наши рекомендации