Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств

Взаимодействие спасателей с представителями других министерств, ведомств и служб в ходе ведения аварийно-спасательных работ заключается в согласованных по месту, времени, задачам и способам их выполнения совместных действиях органов управления, подразделений, формирова­ний, служб различной специальности, предназначения и подчиненности, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование возможностей сил в интересах развертывания и проведения аварийно-спасатель­ных работ в короткие сроки, спасение пострадавших, а также ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.

Взаимодействие с министерствами, ведомствами и службами планируется заблаговременно на основе прогно­за возможной обстановки.

Исходя из сложной обстановки, складывающейся при данной чрезвычайной ситуации, к проведению аварийно-спа­сательных работ привлекаются силы и средства всех подси­стем РСЧС и воинские части ГО пострадавшего региона, в случае необходимости - силы соседних регионов, а также воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ.

Взаимодействие организуется на всех уровнях подси­стем РСЧС, привлекаемых к проведению аварийно-спаса­тельных работ, по этапам ликвидации последствий чрезвы­чайной ситуации, по задачам и времени, а между спасате­лями и формированиями других министерств и ведомств по месту действий, задачам, способам их выполнения и времени, прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу.

Основными организаторами взаимодействия, в зависи­мости от масштабов стихийного бедствия, являются началь­ники региональных центров ГОЧС или представители тер­риториальных Комиссий по чрезвычайным ситуациям, их штабы ГОЧС [30].

Министерства и ведомства, чьи силы привлекаются к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, или их орга­ны на местах, для решения всех вопросов, связанных с их использованием, высылают ответственных представителей.

Организация взаимодействия с привлекаемыми форми­рованиями других министерств, ведомств и служб уточня­ется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям на местности, при постановке за­дач на выполнение поисково-спасательных и других неот­ложных работ, с участием представителя от министерства (ведомства, службы) или их органов на местах [30]. Взаи­модействие непосредственно спасательных формирований с формированиями министерств, ведомств и служб уточняют их командиры на местах работ [31].

Содержание вопросов, подлежащих согласованию при ор­ганизации взаимодействия, определяется исходя из сложив­шейся обстановки, задач, возложенных на данное министерст­во, ведомство, службу в системе РСЧС, места и роли фор­мирований данного министерства (ведомства, службы) в лик­видации последствий чрезвычайной ситуации в соответствии с решением Председателя Комиссии по ЧС, в чье распоряже­ние поступают указанные формирования, и их возможностей.

Исходя из характера сложившейся обстановки, а также обязанностей и задач в части ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций, возложенных в системе РСЧС на министерст­ва, ведомства и службы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 года, они взаимодейст­вуют со спасателями при решении следующих задач [29].

Государственная, противопожарная служба МВД России [32]:

- обеспечивает разведку, сбор, обработку и переда­чу соответствующей Комиссии по чрезвычайным си­туациям информации о пожарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

— выделяет силы и средства региональных специали­зированных отрядов и специализированных частей военизированной пожарной охраны, с учетом их дислокации, зон обслуживания и тактико-техниче­ских возможностей, для решения задач противопо­жарного обеспечения;

— обеспечивает ввод спасательных формирований на участки (объекты) работ путем локализации и туше­ния пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;

— осуществляет спасение людей из горящих, загазо­ванных, задымленных зданий;

— осуществляет локализацию, тушение пожаров и тле­ния в завалах на участках (объектах) спасательных работ, а также обеспечивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).

При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах ввода сил РСЧС и участках (объектах) работ командиры про­тивопожарных подразделений, выполняющих эти задачи, яв­ляются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчиняются командиру противопожарных сил.

Служба обеспечения- общественного порядка МВД России:

— осуществляет сбор, обобщение обстановки в районе бедствия, обеспечивает информацией об обстановке со­ответствующую комиссию по чрезвычайным ситуациям;

— выделяет силы и средства для обеспечения беспре­пятственного передвижения сил и средств РСЧС при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спасательных работ, при про­ведении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюдение установленного режима в зоне чрезвы­чайной ситуации; воспрещает противоправные дейст­вия, пресекает панику;

— осуществляет учет и организует опознание погиб­ших, а также их захоронение;

— осуществляет охрану культурных и материальных ценностей в зоне чрезвычайной ситуации;

— оказывает помощь населению в разыске родственников;

— обеспечивает порядок при оказании гуманитарной помощи.

Учреждения, подразделения, и службы Министерства здравоохранения. России:

— организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблюдение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объектов внешней среды в зоне чрезвы­чайной ситуации, продовольствия и воды на зара­женность отравляющими, ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

— осуществляют оценку медицинской обстановки в зо­не бедствия, информируют соответствующую комис­сию по чрезвычайным ситуациям;

— развертывают в районе чрезвычайной ситуации уч­реждения и формирования службы экстренной ме­дицинской помощи;

— осуществляют оказание первой медицинской и пер­вой врачебной помощи пострадавшим непосредст­венно в районе проведения спасательных работ, эвакуацию их для дальнейшего лечения в стацио­нарных лечебных учреждениях;

— проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профи­лактические мероприятия среди личного состава сил РСЧС и населения в зоне чрезвычайной ситуации;

— осуществляют снабжение сил РСЧС и населения в зоне чрезвычайной ситуации медикаментами;

— при необходимости, проводят судебно-медицинскую экспертизу погибших.

Подразделения, постоянной готовности инженерных войск и войск РХБ защиты Министерства обороны Россий­ской Федерации. Привлекаются для выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации по согласо­ванию с командованием соответствующего военного округа на основе плана взаимодействия [30]. На время выполне­ния работ передаются в оперативное подчинение област­ной (краевой, республиканской) комиссии по ЧС или региональному центру ГОЧС.

Инженерные подразделения:

— ведут разведку инженерной обстановки на задан­ных маршрутах ввода сил, на участках и объектах аварийно-спасательных работ;

— обеспечивают ввод сил РСЧС на участки и объекты работ;

выполняют наиболее сложные инженерные работы в зоне чрезвычайной ситуации, требующие примене­ния специальной техники (расчистку тяжелых зава­лов, обрушение и укрепление конструкций зданий, взрывные работы и т.п.);

оборудуют и содержат временные переправы че­рез водные преграды при разрушении мостов;

осуществляют оборудование и содержание пунктов во­доснабжения, укрепления гидротехнических сооружений;

выполняют аварийно-спасательные работы;

выполняют работы по локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Подразделения РХБ защиты:

- ведут химическую и радиационную разведку зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, уча­стков (объектов) работ, источников заражения силь­нодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами; осуществляют контроль за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов уп­равления и сил об угрозе заражения;

- осуществляют локализацию источников химического

заражения;

- обеспечивают проведение спасательных работ на за­раженных участках (объектах);

- осуществляют обеззараживание территории, марш­рутов, объектов работ;

- осуществляют специальную обработку техники,

средств защиты, одежды, обуви, имущества и мате­риальных средств, санитарную обработку личного состава сил РСЧС.

Военизированные горноспасательные и газоспасатель­ные подразделения Мимнистерства топлива и энергетики. Привлекаются для проведения работ по оперативной лока­лизации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по решению МЧС, согласованному с Министерством топли­ва и энергетики. На период выполнения задач передаются в оперативное подчинение соответствующей областной (краевой, республиканской, городской) комиссии по ЧС. Выполняют:

- поисково-спасательные работы на разрушенных, за­валенных участках и объектах;

- спасение пострадавших из завалов, в том числе зара­женных сильнодействующими ядовитыми веществами, задымленных и загазованных, в условиях, требующих применения газозащитных аппаратов (респираторов);

— мероприятия по локализации источников заражения, локализации и ликвидации аварий на коммунальных сетях, сложные аварийно-ремонтные работы в газо­взрывоопасной среде с применением изолирующих противогазов.

Транспортные организации Министерства транспорта Российской Федерации и других министерств и ведомств:

— обеспечивают выделение в первоочередном поряд­ке, по заявке комиссий по чрезвычайным ситуациям, транспортных средств, доставку в зону бедствия сил для проведения аварийно-спасательных работ, ма­невр сил в ходе выполнения задач;

— обеспечивают подвоз материальных и технических средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, жизнеобеспечения сил РСЧС и пострадавшего населения;

— обеспечивают эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения, а также вывоз населения и материаль­ных ценностей из опасных районов к местам вре­менного проживания (размещения);

— осуществляют вывоз обрушившихся конструкций, элементов разобранных завалов, зараженных грун­тов к местам складирования (захоронения).

Специальные ремонтно-восстановительные и пожарные поезда осуществляют необходимые аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, тушение пожаров на объектах железнодорожного транспорта, а также в жилой застройке и объектах, расположенных рядом с железной дорогой.

Органы Министерства экологии Российской Федера­ции [33]:

— обеспечивают органы управления РСЧС данными о состоянии погоды, выдают краткосрочные и долго­срочные прогнозы погоды, предупреждают об угро­зе возникновения или усиления гидрометеорологических явлений, опасных для спа­сателей при ведении аварийно-спасательных работ;

— обеспечивают органы управления РСЧС прогнозами развития опасных экзогенных геологических процессов;

— выделяют по заявкам комиссий по ЧС силы авиапо­жарной службы баз авиационной охраны лесов для проведения разведки зоны бедствия.

Специальные формирования, атомных станций (МИНАТОМ РФ):

- выполняют спасательные и аварийно-восстановительные работы на закрепленных участках АЭС (АТЭЦ, ACT);

— при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на АЭС силами воинских частей ГО или территориальных формирований РСЧС выполняют задачи в тесном взаимодействии с ними на основных участках аварийно-восстанови­тельных работ.

Формирования, экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Министерства сельского хозяйст­ва Российской Федерации:

— ведут разведку обстановки в сельских районах, под­вергшихся воздействию стихийного бедствия, выявля­ют места поражения сельскохозяйственных животных и растений;

— информируют комиссии по чрезвычайным ситуациям об общей обстановке и состоянии сельского хозяйства;

— проводят необходимые мероприятия по защите сельскохозяйственного производства.

Органы Федеральной авиакосмической службы поиска и спасения. Оказывают содействие органам РСЧС в поиске и спасении пострадавших в труднодоступных районах и от­даленных населенных пунктах.

Учреждения, Министерства связи Российской Федерации. Обеспечивают бесперебойную связь между пунктами уп­равления комиссии по чрезвычайным ситуациям, ее опера­тивными группами, пунктами управления воинских частей ГО, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, их связь с соответствующим Региональным Цент­ром ГОЧС с использованием всех имеющихся, сохранив­шихся и восстановленных линий, сетей и каналов связи.

Наши рекомендации