Концепции периодизации развития в онтогенезе

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С. Выготским в работе “Проблема возраста”. Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития психики и личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5–11 лет), пастушескую стадию (8–12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их: с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.П. Блонского, который в качестве основания использовал стадии развития зубов у ребенка и выделял, соответственно, беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации – окостенения скелета, смену зубов. Однако такой параллелизм ничем не подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды не равнозначны: скажем, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом отношении не примечателен.

Яркий пример периодизаций этой группы – периодизация З. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит свое удовлетворение либидо, соответственно:

1) оральная (в области рта), формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;

2) анальная (в области заднего прохода), формы поведения – интерес к функциям отправления;

3) фаллическая (в области половых органов), формы поведения – исследование своих гениталий;

4) эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;

5) активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выде-лением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется.

Итак, если в какой-либо концепции развития онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает введение понятия периодизации развития. Периодизация психического развития – выделение в целост-ном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

В мировой психологии примером такого взгляда на онтогенез является эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного “Я”. В ней онтогенез состоит из восьми периодов, каждый из которых описан весьма подробно, вскрыто их психологическое содержание. Термин “эпигенез” был взят Э. Эриксоном из биологии. Эпигенетический принцип – все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. По Э. Эриксону, последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

Продолжая во многом традиции классического психоанализа, Э. Эриксон попытался понять и оценить формирующее влияние среды на личность. Центральное понятие его концепции – эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий. На каждой стадии общество ставит пред личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение этих задач зависит как от достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества. На каждой стадии развития достигается равновесие между двумя крайними полюсами (противоположными возможностями) и приобретается новая форма эго-идентичности. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности, которые, согласно Э. Эриксону, не являются болезнями личности, а, наоборот, являют собой “поворотные пункты” развития.

Итак, стадии жизненного пути личности, выделенные Э. Эриксоном.

1. Младенческий возраст. Первая стадия: основополагающая вера и надежда против осново-полагающей безнадежности.

2. Раннее детство. Вторая стадия: автономность против стыда и сомнений.

3. Дошкольный возраст. Третья стадия: инициативность против чувства вины.

4. Школьный возраст. Четвертая стадия: трудолюбие против неполноценности.

5. Отрочество и юность. Пятая стадия: ивидуальность против ролевого смешения (спутан-ность идентичности).

6. Молодость. Шестая стадия: близость против одиночества.

7. Зрелость. Седьмая стадия: производительность – генеративность – против застоя Генера-тивность – это желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества.

8. Старость. Восьмая стадия: целостность личности против отчаяния.

Заслуживает внимательного анализа концепция психического развития ребенка Д.Б. Элько-нина, сформулированная на фундаменте психологической теории деятельности и культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2) основной (ведущий) тип деятельности;

3) основные новообразования развития;

4) кризис.

Взгляды Д.Б. Эльконина на природу и источники психического развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования.

Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая – группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам общения.
В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе “ребенок – общественный взрослый”. Вторая – группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе “ребенок – общественный предмет”. По мнению Д.Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы “ребенок – общественный взрослый” к системе “ребенок – общественный предмет”, т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную
(М–П) и операционно-техническую (О–Т). Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) онтогенеза психики:

1) период раннего детства Д.Б. Эльконин делит на две стадии – младенчество (с освоением
М–П сферы) и ранний возраст (с освоением О–Т сферы);

2) период детства он делит на дошкольный (М–П) возраст и младший школьный (О–Т);

3) период отрочества делится на подростковый возраст (М–П) и раннюю юность (О–Т).

Переломные точки, отделяющие один возраст от другого, Д.Б. Эльконин называл кризисами, по-новому определяя их психологическое содержание. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ребенку ориентацию в мире вещей.

Следует отметить, что проблема периодизации психического развития человека остается актуальной, исследования в этом направлении продолжаются. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-е годы ХХ века.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении
в психическом развитии особого личностного образования – субъективности (или более широко – внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (“со-бытия”, т.е. “бытия вместе”) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, “со-бытия”) и обособления от них (реализация “само-бытности”).

В предложенной им схеме (схема 1) – “матрице возраста” – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальной последовательности периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Схема 1. Периоды и стадии развития (по В.И. Слободчикову)

Ступень развития субъектив-ности Матрица возраста
период становления событийности период реализации самобытности
кризис рождения стадия принятия кризис развития стадия освоения
Оживление Родовой кризис: (–2 мес.)–(+3нед.) Новорожденность (новорожденный): 0,5–4,0 мес. Кризис новорожденности: 3,5–7,0 мес. Младенчество (младенец): 6–12 мес.
Одушевление Кризис младенчества: 11–18 мес. Раннее детство (дитя): 1год 3 мес.–3,0 года Кризис раннего детства: 2,5 – 3,5 года Дошкольное детство (ребенок): 3–6,5 года
Персонали-зация Кризис детства: 5,5–7,5 лет Отрочество (отрок): 7,0–11,5 лет Кризис отрочества: 11,0–14,0 лет Юность (юноша): 13,5–18,0 лет
Индивидуа-лизация Кризис юности: 17,0 лет–21,0 год Молодость (молодой человек): 19,0–28,0 лет Кризис молодости: 27,0 лет–33,0 года Взрослость (взрослый): 32,0–42,0 года
Универсали-зация Кризис взрослости: 39,0–45,0 лет   Кризис индивидуальной жизни Зрелость (зрелый муж.): 44,0–60,0 лет Кризис зрелости: 55,0–65,0 лет Старость (старик): 62,0 года

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности (“так жить нельзя”) и поиск новых форм “со-бытийности” (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис “со-бытийности” (“хочу быть, как ты”) и поиск новых способов самоопределения, “само-бытности” (на стадиях освоения).

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символи-ческое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуще-ствиться на данной ступени); направление их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство не-прерывности и прерывности. «Непрерывность в развитии личности (как системы) выражает отно-сительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой в данной общнос-ти, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые осо-бенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с «соседними» системами, в данном слу-чае с принятой в обществе системой образования» (Петровский А.В., 1987). По А.В. Петровскому, личностное развитие человека, проходящего состояния адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз этого процесса, определяет вся ситуация социального развития.

Наши рекомендации