II группа параметров. Характеризующие человека как члена группы
Сравним по смыслу три близких словосочетания: «человек в группе», «человек и группа», «человек как член группы». Для социальной психологии первое и третье словосочетания выступают как синонимы: изучать человека в группе — значит рассматривать его как члена группы. «Человек как член группы» — только одна из ипостасей самореализации и самопроявления человека, но весьма важная, в ней современный человек проживает значительную часть своего личного времени. Вот как характеризовал роль группы в жизни человека К. Левин: «Социальный климат, в котором живет ребенок, важен для его развития так же, как воздух, которым он дышит. Группа, к которой он принадлежит, — почва, на которой он будет взрослеть. Его отношение к группе и его статус в ней — наиболее важные факторы, обеспечивающие ощущение безопасности. Неудивительно, что та группа, частью которой является человек, и культура, в которой он живет, в значительной степени детерминируют его поведение и характер... Иными словами, они в значительной степени определяют его личный стиль жизни, а также направление и продуктивность его планов» (53, с. 212). Входя в свою группу, человек раскрывается для других участников взаимодействия и для самого себя с определенной стороны, его поведение, по-прежнему ориентированное на достижение личных целей, обретает некоторые типичные для данной группы черты.
Для описания человека как члена группы в социальной психологии используются понятия: групповые ожидания, нормы, санкции, статус и роль.
Система групповых ожиданий — принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Однако нелегко найти в литературе его четкое определение. Воспользуемся размышлениями Т. Шибутани над этой проблемой: «...Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты. ...Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает... Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации (ожидания), которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации» (123, с. 59).
Чем по сути являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданийи тех представлений, которые есть по поводу них у отдельных членов группы, лежатгрупповые нормы.
Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы — это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. О нормах, нормативности и ее влиянии на статус человека в группе — разговор впереди. Сейчас подчеркнем лишь тот факт, что все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона — социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность: «веду себя как все, считаю как все». Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов.
И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.
Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует системасанкций. Санкции — это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.Они носят индивидуально-групповой характер, во многом зависят от того, что в данной группе и социальном пространстве, в которое она вписана, считается поощрением, а что обидно, неприятно. В целом нормативным членам группы оказывается больше поддержки, уважения, принятия. Адресуемая им информация более доброжелательна. К ним чаще обращаются, им больше улыбаются. Ненормативность наказывается лишением поддержки, неподтверждением, отказом в сочувствии и сорадовании, лишением права на значимую групповую информацию и т.д.
Статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений.И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.
Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных стуктурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).
Опираясь на взгляды Г. М. Андреевой, мы приводим следующее определение статуса.
Статус – совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.
Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе. *Скажем, некий человек в группе смог задействовать в процессе взаимодействия свои лучшие качества: эрудицию, инициативность, принципиальность и прочее. Благодаря этому у коллег сложился весьма положительный образ его как надежного, полезного члена группы. Это отразилось в доброжелательности, уважительности их отношений, частых обращениях за деловым советом. Ободренный поддержкой, наш имярек демонстрировал уверенное, ответственное поведение. В результате он приобрел в группе статус лидера. И наоборот, другой некий человек не включился в групповую деятельность, демонстрируя скепсис, равнодушие, непоследовательность в поведении. У многих членов группы это вызвало неудовольствие, раздражение, что на уровне отношений проявилось в агрессии, критике, снижении интереса к личности человека (неподтверждении). Такое поведение членов группы вполне может спровоцировать нашего героя на эмоционально недоброжелательное, протестное поведение (или вызвать еще большую отстраненность). Как итог — низкий статус, позиция на периферии группы.
В интеракционизме существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционального и личного. Так, по мнению Т. Шибутани, «социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации... Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой группы» (131, с. 351—352). Личный статус — это оценка человека «в качестве человеческого существа», которой он подвергается в своей первичной группе. Сохранение личного статуса связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать его отношения с другими членами первичной группы. Люди склонны идти на большие жертвы для поддержания своего личного статуса, так как он представляет для них большую индивидуальную ценность.
Групповая роль — понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека — носителя определенного статуса. То есть роль — воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.
Во взглядах Т. Шибутани (и, соотвественно, интеракционизме) понятие роли очень четко обозначается как собственно групповой феномен, как нечто, имеющее отношение именно к человеку в группе, а не к человеку как таковому, самому по себе: «Роли не могут быть определены в терминах поведения самого по себе, но только как шаблон взаимных прав и обязанностей» (131, с. 46). Именно роль человека в группе, а не сам человек в интеракционизме выступает единицей анализа группы. Правда, сказанное выше в большей степени относится к той разновидности ролей, которые обозначаются как конвенциональные, и в меньшей степени — к межличностным ролям.
Конвенциональную роль Т. Шибутани определял как представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в некоторой конкретной групповой ситуации. Что важно: требуется не от данного конкретного человека, а от любого, занимающего ту или иную статусную позицию в группе. Конвенциональная роль безлична, стандартизирована, но при этом Шибутани специально подчеркивал, что такие роли, несмотря на то, что они предписывают человеку определенное поведение, не являются чем-то, существующим вне человека. Они существуют только как особое поведение человека: «Роли суть модели поведения, которое составляет желаемый вклад данных участников в групповое взаимодействие. Но даже в стабильных обществах люди не являются автоматами, слепо выполняющими конвенциональные роли» (131, с. 53).
Параллельно с деловыми члены группы выстраивают друг с другом эмоциональные отношения. Соответственно в этих отношениях они также играют определенные роли — межличностные. Такие роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
Итак, мы рассмотрели параметры, с точки зрения которых принято анализировать малую социальную группу. Выделение параметров важно не только с научной или учебной точки зрения. Знание параметров и стоящего за ними содержания позволяет более грамотно организовать практическую работу с конкретной группой. Стоит ли перед практиком задача изучить групповую проблему или способствовать развитию данной группы, ему необходимо учитывать все аспекты групповой жизнедеятельности, все существенные моменты. Группа должна быть проанализирована по всем своим важнейшим параметрам с тем, чтобы был выбран адекватный путь ее преобразования или дальнейшего развития.
На некоторых параметрах мы остановились подробно, на них мы будем теперь опираться, углубляясь в социально-психологический анализ малой группы. Других параметров мы лишь коснулись. Связано это с тем, что отдельные структуры, процессы малой группы изучены настолько широко, что представляют собой целые самостоятельные разделы социальной психологии. О них мы поговорим отдельно и более детально.
2.3. Эмоциональная структура малой группы
И в жизни, и в любой науке эмоциональным отношениям между людьми отводится особая, часто противоречивая роль. С одной стороны, можно услышать: «Это не главное, жизнь строится на другом, группу цементируют иные отношения». С другой стороны, их ценят выше «деловых связей», а в социальной психологии по самым разным поводам вспоминают прежде всего о них. Корни этой традиции глубоки. Не будем ссылаться на философию, обратимся к началам собственной науки. Заслуга выделения эмоциональных отношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит 3. Фрейду. Им была создана первая модель социальных отношений в группе, пронизанная присущими психоанализу понятиями и символами. Ныне она известна лишь специалистам, но заложенные в нее теоретические принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям, на первый взгляд весьма далеким от психоанализа.
Для 3. Фрейда группа создавалась, цементировалась двумя видами эмоциональных связей членов группы: первичными и вторичными. Первичные — это связи каждого члена группы с лидером (вожаком, отцом, вождем). Они возникают благодаря идентификации последователей с лидером, психологическим помещением в него своего идеального «я». На основе первичных связей возникают вторичные — связь каждого рядового члена группы с другими, суть которой Фрейд охарактеризовал термином «влюбленность». Естественно, что в данном случае под влюбленностью понималось взаимное эмоциональное принятие, расположение, проистекающее из общей любви к вожаку. Сами по себе социально-психологические воззрения Фрейда никогда не были особенно популярными. Однако, как уже было сказано, им была открыта и заявлена сама по себе роль эмоциональных отношений в социальной жизни человека и общественном устройстве в целом.
Нарастающий исследовательский интерес к эмоциональным отношениям связан с созданием Дж. Морено знаменитой социометрической методики — первой и по сей день непревзойденной тестовой процедуры для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные ускользающие от объективного анализа эмоциональные отношения предметом научного рассмотрения, структура эмоциональных отношений представлена в социально-психологической литературе преимущественно содержанием социометрических исследований. В итоге даже само название структуры стало двойным: ее называют то эмоциональной, то социометрической.
Место конкретного члена группы в этой системе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама структура обладает еще рядом важных характеристик. Рассмотрим их.
Первая характеристика — конфигурация эмоциональных статусов членов группы. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.
Прежде всего в социометрической статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. По результатам социометрии они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и мало отвержений (конкретные значения неопределенных терминов «много», «мало» обсуждаются во второй части книги). Популярные члены группы — это эмоционально привлекательные лица. Среди популярных в ряде случаев можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с определенной долей поэтичности можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр, наиболее эмоционально привлекательное лицо в группе. «Звезда» выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший объективно больше всех положительных выборов (и не менее половины от максимально возможного их числа), и когда в качестве «звезды» может рассматриваться человек, которому по преимуществу отдают свои выборы другие популярные члены малой группы.
Непопулярные члены группы чрезвычайно не однородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, они получили значительно больше отвержений со стороны других членов своей группы. Можно сказать, что эмоционально они мало привлекательны для членов группы. Отверженные, или изгои, не имеют положительных выборов а лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их личность воспринимается группой весьма экспрессивно, но отрицательно. Отверженность в данном случае — это прежде всего эмоциональный феномен, определенное неприятие человека, тех качеств, свойств и привычек, обладателем которых он является. Наконец, к изолированным попадают те люди, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне определенного отношения.
Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе, — это вопрос номер один для любого исследователя, проводящего социометрию. Конфигурация статусов характеризует и процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важна для понимания поведения, проблем ее отдельных участников.
Вторая характеристика — взаимность социометрических выборов. Чье положение в группе вас больше обеспокоит: человека, имеющего много отвержений, но при всем этом 1—2 взаимных выбора (пусть даже с такими же отверженными, как он), или человека, имеющего много выборов со стороны других членов группы, но свои предпочтения отдавшего как раз тем, кто его не замечает или даже отвергает? Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный — группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.
Третья характеристика — система отвержений в группе. Определились ли люди в своих антипатиях? Или многие члены группы выбирают тех, кто их отвергает? Как распределяется в группе эмоциональная агрессия? Есть различные варианты. В одних группах практически всем без исключения достается некоторое количество отвержений, даже самым высокостатусным подмачивают их репутацию 3—4 недоброжелателя. В других существуют козлы отпущения, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах решения конфликтов. Например, у группы за некоторое продолжительное время ее существования может выработаться устойчивая склонность решать многие возникающие в группе ситуации за счет козла отпущения. Члены такой группы всегда знают, кто виноват («Ах, ты ничего не делал?! Вот и результат!»). Представим себе мысленный эксперимент: мы проводим социометрию, выявляем всех лиц, занимающих данную несимпатичную позицию, и переводим их в другую группу. Скажем, если речь идет о школьнике, — в другой класс или даже школу. Что будет теперь, с наибольшей долей вероятности, делать группа в некоторой сложной для нее ситуации? Правильно, она изберет себе новых «козлов отпущения». И потребуется специальная работа по переструктурированию системы отвержений в группе, обучению ее членов другим способам решения внутренних проблем.
Четвертая характеристика — наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп.
Любая малая группа, численностью более 5—7 человек тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества — микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда — своих высокостатусных и «звезд». Внутри достаточно большой по численности (15—25 человек) группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а также отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д.
Таковы основные характеристики социометрической структуры малой группы. Наиболее изученной и представленной в литературе является первая, конкретнее — эмоциональный статус человека в группе, его происхождение, устойчивость и динамика, влияние на другие аспекты групповой жизнедеятельности. Обратимся и мы к рассмотрению этих вопросов.
Социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус — категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или по крайней мере его роль выдают неосознаваемые элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку.
Я. Л. Коломинский в своем классическом труде о межличностных отношениях в детских коллективах приводит данные о связи устойчивости статуса с его величиной: благоприятное положение в группе более устойчиво, чем неблагоприятное. В школьном коллективе показатель стабильности растет с возрастом детей, однако ряд западных исследований не подтверждают этот факт для групп, состоящих из взрослых людей (44).
Итак, статус — величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, с точки зрения развития личности, человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым он вырабатывает более гибкие и продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков. Постоянное хождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого человек растет как бы социально слепым и глухим, так как, будучи избавлен от необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, он часто не в состоянии встать на их место. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в мрачные тона.
Какие психологические и социальные факторы влияют на статус человека в группе? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика), успехи в групповой деятельности, умственную одаренность, некоторые свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность нервной системы). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств, и высокий статус получает тот, кто обладает ими в должной мере.
Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, аутсайдер, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить позиции в своей группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают люди, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с разными людьми.
Интересным является вопрос о восприятии и осознании своего статуса людьми, занимающими различное положение в эмоциональной структуре. Восприятие человеком своего социометрического статуса в преобладающем большинстве случаев эмоционально окрашено и осуществляется в форме переживания. Эти переживания, естественно, многообразны, но их можно сравнить между собой по определенному параметру: удовлетворенности или неудовлетворенности своим положением в группе. Неудовлетворенность приводит к различным негативным следствиям, в частности к искажениям в самовосприятии. *Так, К. Готтшальдт показывал детям их собственные фотографии 3 типов: сделанные без искажения, расширенные и суженные. Дети, удовлетворенные своим положением в группе, выбирали фотографии без искажений, неудовлетворенные — фото с искажением, причем считали его правильным. Важен и другой экспериментальный результат: восприятие других членов группы (чисто внешнее!) тоже подвергается статусному искажению: ученики, чей статус оценивался выше собственного, «узнавались» на широком фото, а пренебрегаемые — на узком (89).
Эмоциональное отношение человека к своему статусу далеко не всегда совпадает с его объективной величиной. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, изгой может быть не заинтересован в этой группе, а иметь общность, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, иного не знает и не желает тратить силы на его завоевание.
В реальной жизни отношение человека к своему социометрическому статусу разворачивается именно на уровне эмоционального переживания, не становясь предметом осознания. Осознание происходит либо в психологически чрезвычайной для человека ситуации, либо ставится перед ним как специальная задача в исследовании, практической работе с группой, ситуации консультирования.
Приведем ряд выводов Я. Л. Коломинского, касающихся этого вопроса:
• осознание отношений к себе с возрастом становится более полным и многосторонним;
• наиболее полно осознаются взаимные отношения, так как они непосредственно проявляются в межличностном общении членов группы;
• люди, имеющие объективно неудовлетворительный социометрический статус, имеют тенденцию субъективно его переоценивать;
• люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений, склонны его недооценивать (89).
Неадекватность в осознании своего статуса, характерная крайним статусным категориям, имеет много психологических объяснений. Общая причина — защита от тревожной информации, которая характерна и тем, и другим. Но если низкостатусные не хотят осознавать того, о чем они и так давно догадываются, то высокостатусные «больны» страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, что также заставляет их закрываться от объективной информации. Кроме того, сам низкий статус некоторых членов группы может быть связан с тем, что у них очень слабо развита социальная рефлексия, способность отслеживать и осознавать особенности социальных отношений. Естественно, что и осознание собственного статуса для них — большая проблема.
Большой практический интерес представляет вопрос о способах влияния на эмоциональный статус человека в группе. Возможности оказания влияния существуют и у непосредственного руководителя группы, и у психолога, ставящего перед собой такую задачу. Прежде чем говорить о самих возможностях, обратимся к более важному вопросу: в каких случаях необходимо воздействовать на статус отдельного участника и статусную структуру группы в целом? На первую часть этого вопроса ответить труднее. На первый взгляд кажется, что само нахождение человека в неблагоприятном статусе — уже повод для профессионального вмешательства. Однако это серьезное заблуждение. Прежде всего необходимо выяснить, какие переживания существуют у человека по поводу его положения в группе, затем — насколько он адекватно сознает свое истинное положение. Предположим, человек осознает, что занимает позицию изолированного, и относится к этому спокойно, индифферентно или даже положительно. Зачем вмешиваться в удовлетворяющую его систему отношений? Или истинное положение человек осознавать не желает, испытывает общее смутное неудовлетворение своим групповым членством, но при этом на словах заверяет, что все прекрасно, все его любят. Если от такого человека идет запрос на то, чтобы ему помогли разобраться с истинным положением дел, психолог может оказать помощь по осознанию членом группы своего статуса. А затем ждать от человека нового запроса — на оказание помощи в коррекции положения. А если такой запрос не поступит? Мы предоставили человеку возможность осознать свое место в группе. Чаще всего этим стоит ограничиться, предоставив ему самому делать выбор.
Итак, как некоторая стратегия могут быть предложены помощь в осознании или предоставление права выбора своего статуса в группе. Конечно, в работе с детьми такие стратегии работают далеко не всегда, но и в этих случаях не стоит рассматривать каждую ситуацию неблагоприятного статуса как немедленный призыв к оказанию профессиональной помощи. Ждут ли ее? Примут ли, если не ждут?
Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, — создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы.Это предоставило бы всем членам группы шанс найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к нему других участников группового общения.
Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый «отсвет от звезды». Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается (под благовидным предлогом) в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается «звезде», но можно не сомневаться, что отсвет от ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.
Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внегрупповой деятельности.Данный эффект в литературе имеет название генерализации статуса. Как отмечают Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, «статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в данной группе, будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности... взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников» (49,с.76).
Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения, и т. д.
Вопрос о воздействии на группу в целом чуть проще. Социометрическая структура группы нуждается в коррекции, переформировании, развитии в тех случаях, когда эмоциональные отношения людей насыщены деструктивными конфликтами, угрожают целостности группы и продуктивности ее деятельности; если эмоциональные отношения тормозят своей насыщенностью развитие деловых отношений; если несформированность эмоциональных отношений мешает развитию сплоченности, формированию мы-чувства у членов группы и т.д.
Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчивые эмоциональные отношения членов группы, развивающиеся вне целей и задач деятельности, не существует в некоторой плотной защитной оболочке. Она глубоко связана и с организационной структурой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативными процессами. По существу, эмоциональные отношения действительно пронизывают всю систему отношений в группе. Но столь же верно и обратное: эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей задач группы и стиля управления ею со стороны руководителя. Они существенно перестраиваются в группах высокого уровня развития, что тоже свидетельствует об их зависимости от организационного развития группы. Об этом — разговор впереди. Сейчас же мы переходим к изучению структуры психологической власти в группе.