Ценностный опросник (Ш.Шварц)

Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде. Кросскультуральный характер опросника подтвержден данными исследований в 54 странах. При создании опросника за основу была взята методика М.Рокича (21 из 36 ценностей М.Рокича), дополненная автором.

Адаптация опросника на русскоязычной выборке была выполнена в 2000-2002 гг. В.Н.Карандашевым. Другая версия опросника предложена А.Л.Лихтарниковым.

Теоретической основой для создания опросника послужила теория мотивационных типов С.Шварца – В.Билски, согласно которой ценности есть «познанные потребности» или когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных), потребностей взаимодействия, необходимого для межличностной координации, и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания.

С.Шварц и В.Билски выделяют 3 группы ценностей (мотивационных типов): «чисто социальные» – конформизм, поддержка традиций и просоциальность (объединяют структуры отношений в социуме); 4 смешанных мотивационных типа – безопасность, зрелость, социальная культура и духовность (личность характеризуется в них главным образом через отношения ее индивидуальности с обществом); индивидуальные мотивационные типы – наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция – устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречие с социальным и смешанным.

Эмпирическая проверка теории, выполненная с помощью разработанного С.Шварцем опросника, подтвердила наличие 10 из 12 постулированных мотивационных типов.

В настоящей версии программы МПМ-05 реализована лишь третья часть («Профиль личности») из методического комплекса, описанного В.Карандашевым, оценивающая уровень индивидуальных приоритетов, как наиболее практичная и понятная испытуемым. В процессе компьютерной реализации 6 альтернативный формат заменен на 5 альтернативный (чтобы не ставить перед испытуемым неразрешимую задачу – отличить вариант «в некоторой степени похож на меня» от варианта «немного похож на меня»), а также осуществлено редактирование некоторых формулировок.

Оцениваемые шкалы (в скобках указано количество пунктов в шкале): конформность (4), традиции (4), доброта (4), универсализм (6), самостоятельность (4), стимуляция (3), гедонизм (3), достижения (4), власть (3), безопасность (5).

Методика дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится ниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов испытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого

В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Шкала базисных убеждений личности (адаптирована и рестандартизирована М.А. Падуном, А.В. Котельниковой)

(World Assumptions scale). Р. Янофф-Бульман. Модифицикация М. А. Падун, А. В. Котельниковой. Р. Янофф-Бульман основываясь на системе базисных убеждений, включающей в себя убеждения о доброжелательности - враждебности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном создала опросник «Шкала базисных убеждений» (ШБУ), состоящий из 8 субшкал.

В модифицированном русскоязычном варианте ШБУ базисные убеждения изучаются при помощи 5 субшкал: 1-я субшкала - Доброжелательность окружающего мира - отражает убеждение человека в том, что окружающие люди в целом добры и достойны доверия. 2-я субшкала - Справедливость - отражает убежденность в том, что распределение событий, к-рые происходят с людьми, осуществляется по принципу справедливости, т. е. каждый получает то, что заслуживает. 3-я субшкала - Образ Я - содержит представления индивида о себе, как о человеке достойном любви и уважения. 4-я субшкала - Удача - отражает убеждение о том, что данный индивид - удачливый и везучий человек. 5-я субшкала - Убеждения о контроле - отражает убеждение человека в том, что он может контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Данная методика состоит из 37 вопросов (приложение №2). Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Стандартизация компьютерной версии опросника проводилась на различных выборках численностью от 360 до 630 чел. Синтезирована интегральная шкала, названная «Позитивное мировосприятие» (в нее вошло большинство пунктов парциальных шкал). Редактирование компьютерной версии теста выполнено К.Сугоняевым.

Наши рекомендации