Исследование переключения и распределения внимания с помощью черно-красной таблицы Ф.Д. Горбова – Э. Шульте
Цель:исследование переключения и распределениязрительного внимания с помощью методики «Отыскивание чисел с переключением с помощью таблицы Горбова-Шульте».
Оборудование: 1) таблица Горбова-Шульте размером 35х35 см, которая разбита на 49 ячеек-квадратов (7х7). В ячейках в случайном порядке расположены 25 чисел черного и 24 красного цвета (прил. №2), 2) секундомер и 3) указка.
Необходимо заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске чисел (табл. №2).
Порядок работы: Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция. Задание проводится в три серии [9, С.130-132; 10, С.127-130; 11, С.136-138].
Инструкция испытуемому для I серии: «Вам будет сейчас показана таблица с черными и красными числами. Наш опыт состоит из трех серий. В первой серии Вам необходимо находить по порядку все числа черного цвета от 1 до 25. Причем нужно обязательно показать каждое число указкой и назвать его».
Инструкция испытуемому для II серии: «Во второй серии Вам необходимо находить все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1, показывать их и называть».
Инструкция испытуемому для III серии: «В третьей серии Вам нужно будет поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке – от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке – от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа и показывать его указкой. Например: один – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и т.д. Старайтесь работать как можно быстрее и в то же время не делать ошибок».
В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого, и, если последний указывает не на то число, экспериментатор называет ошибки и требует показать правильно, например: «Нет! Вы показали 14 – красное, а нужно: 12 – красное» или «Вы должны сейчас найти не 15 – черное, а 14 – черное».
Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап). Отдельно фиксируются ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера (вместо 23 называет 21); замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Обработка результатов:
1. Проводится беседа экспериментатора с испытуемым после окончания опыта. Следует выяснить, с какими трудностями столкнулся испытуемый при выполнении задания (в его начале, середине, конце), какие способы использовал испытуемый для того, чтобы справиться с затруднениями, вызванными необходимостью переключения внимания с одного ряда чисел на другой, как он оценивает качество выполнения задания. Данные субъективного отчета испытуемого сравниваются с данными протокола, и дается содержательная характеристика уровня развития переключения внимания каждого испытуемого.
2. Определяется количество правильно найденных чисел (m) в I, II, III сериях задания (в третьей серии отдельно для черных и красных чисел).
3. Определяется время (T1) выполнения процедуры нахождения черных чисел в I серии, время поиска красных чисел во II серии (T2), общее время выполнения задания в III серии (T3), а также время выполнения процедуры нахождения черных (T′3) и красных (T″3) чисел в III серии задания, для чего общее время (T3) делится пополам.
4. Вычисляется время переключения внимания (Tn) по следующей формуле:
Tn = T3 – (T1 + T2),
где T1 , T2 , T3 – время выполнения задания в I, II и III сериях.
Чем меньше Tn, тем выше скорость переключения внимания.
5. Подсчитывается количество ошибок. Количество и характер ошибок важны для правильной и содержательной интерпретации показателя Tn.
6. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П), который отражает соотношение показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (Sсов) и без него (Sбс).
П =
7. Определяется скорость выбора в I серии (S′бс), во II серии (S″бс), в III серии раздельно для черных (S′сов) и красных (S″сов) чисел по следующей формуле:
,
где m - количество правильно названных чисел, T - время выполнения процедуры.
8. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для черных (П′) и красных (П″) чисел:
,
9. Строятся графики динамики переключения внимания по каждой из трех серий, для чего на оси абсцисс откладываются пять равных отрезков, отражающих пять этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап – от 1 до 5, от 6 до 10 и т.д.), а на оси ординат откладываются значения времени (tn), где n – номер этапа. Графики разных серий можно построить на одной координатной плоскости для большей наглядности.
10. Оценивается динамика переключения внимания на основе сопоставления графиков выполнения задания в трех сериях, а также на основе динамики каждой серии. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость внимания по характеру графиков и самоотчетов.
11. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения модифицированных таблиц Горбова – Шульте, а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.
12. Делаются выводы о характере переключения и распределения внимания данного испытуемого, о характере динамики, указывающем на особенности его врабатываемости, устойчивости и утомляемости.
Таблица №2. Протокол регистрации результатов выполнения черно-красной таблицы Горбова – Шульте
Регистрация времени (tn) по этапам, с | Черные цифры | Регистрация ошибок, (+/-) | Красные цифры | Регистрация ошибок, (+/-) |
t1 | ||||
t2 | ||||
t3 | ||||
t4 | ||||
t5 | - |
Таблица №3. Сводная таблица результатов методики Горбова – Шульте
Серия опыта | Стимул | Количество правильных выборов | Время выбора чисел (T), с | Скорость выбора чисел (S) | Условный показатель переключения (П) | ||||
общее | черных | красных | черных | красных | черных | красных | |||
I | Черные числа | m1 | T1 | T′1 | – | S'бс | – | – | – |
II | Красные числа | m2 | T2 | – | T″2 | – | S''бс | – | – |
III | Черные + красные числа | m3 | T3 | T′3 | T″3 | S'сов | S''сов | П′ | П″ |
§ 3. Исследование концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии»
Цель:определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.
Оборудование: 1) варианты бланков с перепутанными линиями по методике Рисса (прил. №3), 2) секундомер и 3) ключ для проверки.
Порядок работы: На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого [7, C.83-86; 10, C.120-122].
Инструкция испытуемому: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в протоколе поставить тот номер, на котором эта линия заканчивается. Вам необходимо начать с первой линии, потом перейдите ко второй и т. д. Следить за линиями надо только глазами; помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».
Обработка результатов:
1. Анализируются результаты наблюдения за выполнением задания испытуемым. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.
2. Интерпретируются результаты самоотчета испытуемого. Необходимо обратить внимание на то, что в данном задании было трудным для испытуемого; в чем причина невысокой скорости выполнения задания (избегание ошибок, сбои в прослеживании линий); как оценивает испытуемый наличие у него ошибок, и чем он это объясняет.
3. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий (Т); время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25 (Тi)).
4. Подсчитывается число правильно прослеженных линий, а также количество ошибок и число линий, оставшихся непрослеженными.
5. Строится график динамики концентрации и устойчивости зрительного внимания. На оси абсцисс отмечаются этапы выполнения методики (i), а на оси ординат – время выполнения каждого этапа (Тi). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.
6. Вычисляется показатель успешности выполнения задания (Y):
,
где Т – время выполнения задания (мин.), а Nпр. – количество правильно прослеженных линий.
7. Полученные показатели интерпретируют исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой концентрации. Об устойчивости / истощаемости концентрированного внимания можно судить по сохранению / снижению темпа работы от начала к концу задания.
В проведенных К.К. Платоновым исследованиях время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 мин 33 с (лучший результат) до 13 мин (худший результат), число ошибок – от 0 до 7.
8. Оценивается динамика устойчивости внимания на основе анализа графика выполнения задания. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается концентрация внимания по характеру графиков и самоотчетов.
9. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения методики Рисса «Перепутанные линии», а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.
10. Делаются выводы о характере устойчивости и концентрации внимания данного испытуемого.