Диагностика отношений со сверстниками.
План:
1.Основные понятия.
2.Исследователи отношений, межличностных отношений.
3.Методики диагностики отношений со сверстниками.
1.Основные понятия:
Отношение -связь или взаимодействие людей, или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Сверстник - человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник.
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.
2. Исследователи отношений, межличностных отношений:
Понятие «межличностные отношения» тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношении внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.
При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И.С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной. По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность.
Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.
Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкинав своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе.
В учении А.Ф. Лазурского об отношениях личности отсутствует активный, преобразующий характер особенностей личности, формирование социально-адекватных форм отношений. Его личность активно приспосабливается к внешним условиям жизни, находясь в ограниченных рамках экзопсихики. Внешние социальные условия определяют отношения личности лишь в качестве необходимых условий их возникновения.
С.А. Рубинштейн исследует понятие «межличностные отношения» как специфическую форму отражения действительности. Согласно С.А. Рубенштейну «отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину». «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений; то, из чего оно состоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится [6, с. 146].
С.А. Рубинштейн рассматривал отношения в рамках сознания. Сознание – специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, потому психический факт не определяется однозначно лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.
Я.Л. Коломенский характеризует межличностные отношения как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу. В связи с этим психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.
3.Методики диагностики отношений со сверстниками:
Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик.
- Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми
- Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории:
а) наблюдение реальной ситуации;
б) символическое моделирование реальной ситуации;
в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).
Так, для изучения состояния первичных социальных эмоций можно использовать следующие методы:
- Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей.
- Социометрический эксперимент, в основу которого положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского.
- Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,
- Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление «социального Я»).
Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.
1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения.
Применяются методы наблюдения и проективные методики.
Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания).
О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:
- проявление внимания и интереса к другому ребенку;
- эмоциональное отношение к нему;
- инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;
- чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.
О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.
Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг»и Цветовой тест отношений.
Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.
Рисунок анализируется со следующих позиций:
- выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;
- старательность рисования;
- отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);
- выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).
Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.
(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.
На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее — 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).
Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:
1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность (ЭП);
3-4 балла — средняя ЭП;
5-6 баллов — высокая ЭП;
7-8 баллов — очень высокая ЭП.
Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.
2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.
Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»
В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта.
Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов группы, а предлагается вспомнить их самому.
Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.
3-я серия эксперимента может быть направлена на выявление особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.
Литература:
1. http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37153.doc.htm
2. http://www.bestreferat.ru/referat-147687.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/5132808/page:8/
4. ПСИХОЛОГИЯ/ Под редакцией И.В.Дубровиной - 2-е изд., стереотипное – Москва:ACADEMA, 2003
5. Ильин Е. П./ И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).