Тема 1.2. Приемка товаров по количеству и качеству
Вводный инструктаж.
Охрана труда - комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, охрану здоровья, предотвращение производственного травматизма. В комплекс входит: проведение инструктажей по ТБ и охране труда, противопожарной безопасности, проведение медосмотров, отпуска, время для отдыха и приема пищи.
Виды инструктажей по ТБ.
1. Вводный (первичный) - проводится руководителями предприятия или инженером по охране труда при поступлении или при оформлении трудового договора.
2. Инструктаж на рабочем месте - проводится руководителем производственного подразделения.
3. Плановый инструктаж - проводится 2 раза в год - в январе и июле.
4. Внеплановый инструктаж - проводится при поступлении нового оборудования и если на предприятии произошел несчастный случай.
Задание на рабочее место: ознакомиться с ТБ, правилами противопожарной безопасности и охраны труда в ТЦ «Твой Дом», с памяткой для работников ТЦ «Твой Дом», положением о практике студентов ГБОУ СПО ПК №39, режимом труда и внутреннего распорядка.
С памяткой для работников ТЦ «Твой Дом», режимом труда, положением о практике стажеров ознакомлен(а).
Режим производственного обучения на базе ТЦ «Твой Дом»
9.30 - 9.45 – Начало рабочего дня, подготовка к рабочему дню
9.45 - 11.00 - Теоретический материал по программе практики
11.00 - 13.00 – Отработка практических навыков в торговом зале.
13.00 - 13.30 - Обед
14.00 - 16.30 - Отработка практических навыков в торговом зале.
16.30 - 16.45 – Заполнение листа отражения работы за день.
16.45 – Окончание работы
Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе)
Тема 1.1. Знакомство с торговой организацией.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структура предприятия - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Организационная структура - один из основных элементов управленческой организации, которая характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и рабочими организациями.
Существует три типа организационной структуры:
1. Линейная - это простейшая структура управления характерная тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и удерживающий в своих руках все функции управления.
При линейной структуре каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - единоначальника. Все команды управления передаются по цепочке сверху вниз.
Преимущества: | Недостатки: |
1. Единство и четкость распорядительства; 2. Простота управления; 3. Согласованность действий исполнителей; 4. Четко выраженная ответственность; 5. Оперативность в принятии решений; 6. Личная ответственность руководителя за результаты деятельности своего подразделения. | 1. Предъявляются высокие требования к руководителю, который должен быть всесторонне подготовлен, чтобы обеспечить эффективное управление. 2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; 3. Перегрузка информации; 4. Затруднительные связи между инстанциями; 5. Концентрация власти в управляющей верхушке. |
Линейная
Функциональная – осуществляется совокупность подразделений специализированных на выполнение конкретных работ, необходимых для принятия решений.
Преимущества:
1. высокая компетентность специалистов;
2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных
вопросов;
3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
4. исключение дублирования и параллелизма в принятии управленческих
функций;
5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
1. чрезмерная заинтересованность реализации целей и задач в своих
подразделениях;
2. трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между различными
функциональными службами;
3. появление тенденций чрезмерной централизации;
4. длительность процедур в принятии решений;
5. относительно застывшая организованная форма, с трудом реагирующая на
изменения.
Функциональная
Управляющий | |||||||||||||||||||
Начальник планового отдела | Начальник отдела кадров | Начальник отдела маркетинга | |||||||||||||||||
Высший может быть представлен председателем совета директоров президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической* реализации.
Средний— обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.
Специалисты, входящие в эту группу имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.
Низший- представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий от непосредственных руководителей.
Связи и звенья
Бывают связи горизонтальные и вертикальные:
Горизонтальные связи- это качественные и количественные дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности по специализацией производства и исполнителей.
Вертикальныесвязи - поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособленной функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.
Задание на день: Ознакомиться с организационной структурой торговой организации.
ОПРЕДЕЛНИЕ ВИДОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материальная ответственность – это обязанность работника возместить в установленном законом порядке и размере прямой действительный ущерб, причиненный по его вине тому предприятию, с которым он находится в трудовых отношениях.
В магазине применяется два вида м/о: индивидуальная и бригадная.
Индивидуальная м/о – ценности вручаются под отчет работнику, который в случае недостачи(порчи, хищения) несет личную имущественную ответственность. Бывает ограниченная и полная.
Ограниченная м/о – возмещение ущерба производится в его действительном размере, но не более 1/3 месяца оклада (в отдельных случаях не более 2/3 месяца оклада).
Полная м/о – возмещение ущерба в полном размере, в случаях, содержащих признаки преступления. Возлагается на работников связанных с обслуживанием денежных и товарных средств. С ними заключается письменный договор о полной материальной ответственности(только при наличии трудового договора). Договор действует с момента подписания и распространяется на все время с вверенными работнику материальными ценностями предприятия.
Договор оформляется в 2-х экземплярах:
1-й экземпляр у администрации предприятия;
2-й экземпляр у работника, с которым заключен договор.
Индивидуальная м/о применяется при наличии следующих условий:
- товарно-материальные ценности вручаются непосредственно работнику под отчет;
- работнику предоставлено отдельное, изолированное помещение или соответствующее место для хранения и продажи товарно-материальных ценностей;
- работник самостоятельно отчитывается перед бухгалтерией за вверенные ему ценности.
Бригадная м/о - это когда ценности вручаются группе(бригаде) работников магазина. Вводится в магазинах, где работает не менее двух продавцов. Состав бригады не должен превышать 10 человек. М/о на бригаду возлагается договором между администрацией и членами бригады. Договор составляется в двух экземплярах:
1-й экземпляр хранится у администрации;
2-й экземпляр хранится у бригадира.
При выбытии или прибытии членов бригады договор не переоформляется, но против фамилии ставится дата выбытия или прибытия и принявший дает подписку на договор. Договор переоформляется в случае выбытия 50 % бригады и при смене или выбытии бригадира.
В состав бригады входят: зав. отделами, их заместители, продавцы, в магазинах самообслуживания еще и контролеры, администраторы и кассиры-контролеры.
Бригадиром избирается, как правило, старший по должности. Руководство бригадой возлагается на бригадира и его зама, которые назначаются приказом руководителя предприятия.
В бригаду НЕ могут входить: несовершеннолетние, младший обслуживающий персонал, рабочие, фасовщики, уборщицы, а так же ученики продавца.
Бригада принимает на себя полную м/о за все переданные ей товарно-материальные ценности, за недостачу товаров сверх норм естественной убыли, а так же за хищения и порчу товаров по розничным ценам.
Бригада освобождается от м/о в случае кражи, оформленной в установленном порядке. Ущерб возмещается всеми членами бригады прямо пропорционально фактически отработанному времени и зарплате.
Обязанности администрации:
- знакомить работников с действующим законодательством о м/о;
- создавать условия для работы;
- знакомить с порядком хранения и реализацией ценностей;
- проводить в установленном порядке инвентаризации.
Обязанности работников:
- своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного имущества;
- вести учет и предоставлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении ценностей;
- возмещать в полном размере ущерб, причиненный по его вине.
Задание на день: Ознакомиться с видами материальной ответственности в торговой организации.
Тема 1.2. Приемка товаров по количеству и качеству
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции по количеству и качеству».
· Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству П-6;
· Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7.
Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях, или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Количество сверяется с товарно-транспортной накладной (ТТН), счет-фактурой. Качество товара должно соответствовать сертификату качества, ГОСТу, гигиеническому сертификату.
1. Текстильные и швейно-трикотажные товарыпо ГОСТ 9173-86 принимают партиями. За партию принимают количество единиц продукции одного наименования, одного артикула, одного сорта, оформленное сопроводительными документами. Допускается одним документом, направляемым потребителю, оформлять несколько партий. Количественная приемка осуществляется на складе методом сплошной проверки. Если товар не соответствует качеству, то вызывают представителя поставщика.
Выкладкапроизводится по артикулам, видам, размерам, фасонам, моделям, цвету сезону, фирмам.
Кожевенно-обувные товары.
Требования к качеству обуви.
Вся обувь должна соответствовать нормативно-технической документации. Обувь должна быть парной, чистой, без складок, морщин, пятен, одноименные детали в паре должны быть одинаковыми по плотности, толщине, форме, размерам, цвету и рисунку.
3. Парфюмерно-косметические товарыпо ГОСТ Р 50962-92 принимают партиями. За партию принимают количество одноименной продукции, выработанное за одну смену и оформленное одним документом о качестве. Партией на оптовых базах, складах и в розничной торговой сети считают продукцию одного наименования, полученную по одному транспортному документу, накладной или счету.
Требования к качеству: все косметические товары должны соответствовать требованиям ГОСТа, иметь сертификат соответствия, гигиенический сертификат.
4. Изделия из пластмасс по ГОСТ 28389-89 принимают партиями. Партией считают количество изделий одного наименования и размера, изготовленных из одного материала по одному технологическому регламенту и иному технологическому документу и чертежам. Количество изделий в каждой партии не должно превышать суточную выработку.
Требования к качеству: изделия из пластмасс должны быть изготовлены в соответствии с нормативными документами и образцами-эталонами. Должны быть указаны материалы, применяемые для изготовления, все материалы должны быть разрешены к применению Госкомсанэпидемнадзором РФ.
5. Синтетические моющие средства и товары бытовой химии должны соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом. Поставляются на рынок и реализовываются только в том случае, если они не представляют опасности для здоровья и безопасности людей при использовании по назначению. Синтетические моющие средства и товары бытовой химии допускаются к реализации при условии, что они надлежащим образом упакованы, маркированы, снабжены информацией по безопасному хранению, перевозке и реализации.
6. Силикатные товары по ГОСТ 28390-89 принимают партиями. За партию принимают количество изделий, изготовленных из одного материала при неизменном технологическом режиме (но не более 35000 шт.) и сопровождаемое документом о качестве. Комплектные изделия принимаются поштучно.
Выкладка: все изделия, входящие в комплект, на витрине выставляются полностью. Стеклянные изделия выкладывают на витрины, прилавки-витрины, пристенные горки так, чтобы покупатель мог видеть весь ассортимент товаров.
7. Качество металлохозяйственных товаров определяется в соответствии с ТУ и ГОСТами. Эти документы предъявляют основные требования к качеству, исключая наличия дефектов, снижающих прочность, гигиеничность и эстетические свойства металлической посуды.
8. Электробытовые товары. При приемке по качеству о скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение 5 дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока.
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые неустановлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее 4-5 месяцев со дня поступления товаров.