Способы запоминания текста публичного выступления
Речевые коммуникации.
Критерии опенки публичного выступления
Тема
2. Цель – информационная, убеждающая, побуждающая, воодушевляющая.
3. Композиция – солнышко, спираль, лестница, индукция, дедукция.
Приемы привлечения и удержания внимания
· Неожиданный факт
· Логическое противопоставление
· Парадокс
· Провокация
· Риторический вопрос
· Игра слов (персонификация)
· Обращение к последним публикациям
· Аргументация
· Двусторонняя аргументация(и + и -) плюсов больше и лучше в конце.
· Прием Сократа(через промежуточное согласие легче добиться нужного вам ответа)
· Стимулирование аппетита(нужно показать позитивные и негативные последствия принятия или непринятия вашего предложения)
· Метод альтернативы(2 аргумента, 1-плохой(сразу отвергается), 2-хороший)
Язык публичного выступления
· Правильность произношения (Ударение, точность, эмоциональность.)
· Чистота языка
· Красноречие
· Эпитеты, метафора
· Фразеологизмы
· Гипербола, литота
· Синекдоха
· Парцелляция
· Анафора, эпифора
· Метонимия
· Крылатые фразы
2. Подготовка публичной речи: основные источники информации. Этапы работы над речью.
1.Необходимо собрать материал.
· личный опыт
· наблюдения и размышления
· беседы с другими людьми
· чтение литературы
Наиболее важные
· Выписки – запись отдельных мыслей, фактов.
· Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста.
· Аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Этапы работы над речью (Аристотель)
· Первый этап – изобретение содержания.
На этом этапе осмысливается тема и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации.
· Второй этап – расположение.
Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи.
· Третий этап – выражение речи.
Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка.
· Четвертый этап – запоминание.
Это этап подготовки к произнесению речи.
· Пятый этап – произнесение.
Виды речей. Композиционная организация речи.
Виды речей
1. Информационная – факты, аргументы, новые трактовки, интерпретации.
2. Убеждающая – склонить к своей точке зрения или позицию. Важны цифры, факты, аргументы, ссылки на статистику.
3. Побуждающая (агитационная) – призывает к конкретным действиям. Важна эмоциональность, личные примеры.
4. Воодушевляющая – цель: поощрить, похвалить, вдохновить. Юбилеи, тосты. Неожиданности, загадки, шутки, накал эмоций.
Виды композиций
· Солнышко – тезис в центре, затем лучи – это потому что, потому что, потому что, доказательство.
· Спираль.
Когда оратор несколько раз в течение речи возвращается к первоначальной мысли, каждый раз обогащая ее новыми идеями или рассматривая с разных сторон.
· Ступенчатый.
Каждую новую мысль оратор связывает с предыдущей и привязывает к тезису, как бы поднимаясь по ступенькам к главному выводу.
· Смешанный
Встречается чаще всего. Он состоит в том, что в речи разные части сочетаются по-разному.
· Индукция – от частного, дедукция – от общего.
Композиция речи должна включать в себя три обязательные части: вступление, основную часть и заключение.
Способы запоминания текста публичного выступления
1. Аналитическое усвоение материала
Перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков.
2. Усиление первоначального впечатления
Глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.).
3. Повторение.
Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда.
4. Метод ассоциаций.
Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
5. Мнемотехнические приемы запоминания.
Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после.
6. Метод связок
Объединение опорных слов текста в предложение.
7. Метод мест
Зрительные ассоциации: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти.