Наряды по охране общественного порядка и безопасности. Тактика действий нарядов при выполнении оперативно-служебных задач
Основная нагрузка по непосредственной охране общественного порядка и безопасности лежит на патрульно-постовой службе (ППС). Личный состав полиции, участвующий в охране общественного порядка, организационно включается в наряды, подразделения и группы. Несение службы в населенных пунктах организуется по принципу деления территории на патрульные участки. Границы патрульного участка определяются с таким расчетом, чтобы при совершении правонарушения наряд прибыл на место происшествия в кротчайший срок 5 – 7 минут. Наряды, несущие службу на патрульном участке оперативно подчиняются дежурной части органа внутренних дел (начальнику органа внутренних дел), в границах которого расположен участок.
Наряд – наименьшая организационная структура, объединяющая сотрудников ОВД, назначенных для выполнения определённой оперативно-служебной задачи.
Состав наряда 2-3 человека. В зависимости от обстановки, по решению оперативного начальника, количественный состав наряда может быть увеличен до 10 человек.
Наряды подразделяются на оперативные и оперативно-войсковые. Оперативный наряд назначается от ОВД. Оперативно-войсковой наряд состоит из сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск.
Для руководства нарядом назначают старшего, из числа наиболее опытных сотрудников полиции, способных обеспечить руководство его деятельностью. Старшим (начальником) оперативно-войскового наряда назначается, как правило, сотрудник ОВД. Наряды могут выполнять задачи самостоятельно, т.е. действовать отдельно или являться составной частью группы (сил), выделяемой для выполнения специальных задач.
Назначение и виды нарядов патрульно-постовой службы полиции, определяются Уставом ППС полиции и другими нормативными актами МВД России.
Групповые наряды применяются при осложнении оперативной обстановки и для выполнения специальных задач.
Группа – это наименьшее тактическое подразделение, предназначенное для самостоятельного выполнения оперативно-служебных задач. Группы состоят из отдельных нарядов и могут насчитывать до 30 сотрудников.
К групповым нарядам ППС относятся патрульные группы полиции (ПГ), специализированные группы (СГ) – маневренные группы (МГ), контрольные посты полиции (КПП), контрольно-пропускные пункты (КПП) и другие виды нарядов, выработанные практикой и установленные нормативными правовыми актами МВД России. Такие наряды, как правило, объединяют несколько постов или патрулей ППС полиции, которые выполняют общие и специальные функции под единым руководством. В состав групповых нарядов включаются сотрудники подразделений ДПС ГИБДД, ОМОН, иных служб и подразделений полиции, представители таможни и других правоохранительных органов.
Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Основными видами патрульно-постовых нарядов являются пост и патруль. Данные наряды выполняют оперативно-служебные задачи, как в повседневной деятельности, так и при осложнении оперативной обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.
Пост – это наряд ОВД, выставляемый в определённом месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить присутствие сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля над территорией и расположенными на ней объектами.
Пост обеспечивает охрану общественного порядка на закрепленной территории (участке местности или объекте).
Посты могут быть одиночными, парными, групповыми, наружными (вне помещений) и внутренними (в помещениях), круглосуточными и временным.
Стационарный постпредназначен для обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в местах с массовым пребыванием граждан, местах наиболее часто подверженным криминогенным проявлениям, а также в жилых микрорайонах и территориях, отдаленных от расположения органов внутренних дел.
Для поста определяются его центр и границы. Центр поста – это место, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ поста от центра поста не должно превышать 300 м.
Для охраны общественного порядка в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции, могут выставляться круглосуточные посты полиции. Для несения ими службы устанавливаются специальные павильоны полиции, обозначенные надписью «Пост полиции», оснащённые телефонной и радиосвязью, средствами видеонаблюдения, проблесковым маячком, ревуном, электрокамином, мебелью и служебной документацией.
Патруль– это подвижный наряд, состоящий из двух и более сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД России (патрульных) и выполняющий задачу по охране общественного порядка на маршруте патрулирования и прилегающей к нему территории. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.
Патрули выставляются в местах, где требуется временное (периодическое) присутствие полиции.
Протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач должны определяться с учётом условий конкретной местности и оперативной обстановки, обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности в течение не более 5 – 7 минут и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений. Скорость патрулирования на автомобиле не должна превышать 40 км/час и обеспечивать наблюдение за обстановкой.
Устав ППС определяет следующие виды патрулей:
патруль на автомобиле;
патруль полиции пеший;
патруль со служебной собакой;
патруль полиции на мотоцикле;
патруль на велосипеде;
патруль полиции конный;
патруль полиции на катере;
вертолётный патруль.
Патрульная группа (ПГ) – это наряд ОВД в составе двух или более патрулей, объединённых для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения, службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.
К основным элементам тактики при выполнении оперативно-служебных задач в условиях массовых беспорядков относятся: сбор и анализ информации, прогнозирование развития событий и вариантов противоправных действий; принятие неотложных мер для нейтрализации активно действующих лидеров и группировок с использованием оперативных и режимных возможностей; концентрация сил и средств для создания материального (физического) и психологического превосходства над участниками беспорядков; удовлетворение законных требований граждан; использование всех возможностей для локализации конфликтов без применения силы, деморализации организаторов, подстрекателей и активных участников компрометирующей их информацией.
В то же время, если решение о проведении специальной операции принято, оно должно обеспечивать: реализацию принципа разумной достаточности силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников беспорядков; защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.
При выборе тактических схем пресечения массовых беспорядков следует учитывать возможность их совершения одновременно в нескольких местах и, следовательно, создавать систему поддержки и взаимодействия сил и средств правопорядка, действующих в местах совершения таких преступлений, в том числе и на межрегиональном уровне. Для этого нужно задействовать специальные формирования органов внутренних дел и внутренних войск с задачей локализации конфликтов, недопущения кровопролития, защиты населения от погромов и убийств, задержания и изоляции преступников.
Тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены прежде всего не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно условно разделить на контактные и неконтактные.
Неконтактные способы предполагают воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии – посредством использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, воздухоструйных приборов, резиновых пуль и др.). Применяя такие средства, силы правоохранительных органов постепенно перемещают толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно ведутся документирование противозаконных действий, сбор доказательств, изобличающих виновных, а затем и задержание правонарушителей (как правило, после рассеивания и рассредоточения толпы).
Достоинством неконтактных способов является то, что конечный результат (прекращение массовых беспорядков) достигается с наименьшими потерями гражданского населения и сил правопорядка. Если при контактных способах неминуема рукопашная схватка, что приводит к возрастанию агрессивности толпы, к телесным повреждениям, то неконтактные способы по своей сути бескровны. Разумеется, в конкретных условиях должна использоваться комбинация приемов и способов в зависимости от складывающейся обстановки, характера и масштабов массовых беспорядков.
Отечественная практика идет по пути широкого использования контактных способов, главное в которых – введение специальных группировок сил правопорядка непосредственно в толпу с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания.
Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на две, три части и более. Варианты выбираются в зависимости от обстановки, наличия сил и средств, состава, характера действий, агрессивности толпы и т.д.
При сосредоточении правонарушителей в «голове» толпы рекомендуется вводить группы разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) одновременно с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и “отделении” активных участников беспорядков от основной массы лиц, находящихся в толпе, одна часть колонн блокирует правонарушителей, другая - вытесняет пассивных участников толпы в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия (и их прикрытия), которые задерживают правонарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.
Группы документирования фиксируют преступные действия участников массовых беспорядков, осуществляют сбор доказательств их вины.
Рассредоточение толпы и изъятие активных участников беспорядков должны производиться специальными формированиями внутренних войск и отрядов полиции особого назначения. Личный состав территориальных органов внутренних дел целесообразно использовать для оцепления, блокирования, фильтрации, документирования и расследования. Это, естественно, не исключает возможности его активных действий по рассредоточению толпы, но лишь тогда, когда другие силы отсутствуют, а обстоятельства вынуждают действовать немедленно – чаще всего в начальной стадии беспорядков, при малочисленной толпе.
Основные рекомендации по обеспечению выполнения служебных задач по охране общественного порядка и безопасности
1. Проверь вооружение, экипировку, связь и средства защиты перед выполнением служебно-боевых задач.
2. Практикуйся перезаряжать оружие: быстро, в движении, в темноте, (учись устранять задержки при стрельбе).
3. Помни: звуки и видимая глазами реальная обстановка (объекты) могут искажаться под влиянием стресса.
4. Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.
5. Носи дополнительный, спрятанный в надежном месте ключ от наручников.
6. Имей план действий, ориентируйся на здравый смысл.
7. Выполняй задачи, поставленные руководством на выполнение служебно-боевых задач, придерживайся схемы действий, разработанной совместно с партнером.
8. Помни, глаза требуют времени, чтобы привыкнуть к перемене освещения (приемы: оказавшись в темноте – часто моргай; в глаза ударяет свет – закрой один глаз).
9. Знай своего напарника.
10. Один сотрудник прикрывает – другой движется.
11. Не забывай посмотреть вверх.
12. Открой дверь полностью, прежде чем войти в помещение.
13. Держи ключ от автомобиля всегда при себе.
14. Практикуйся в определении своего места на территории (объекте). Знай не только вход, но и выход из помещения (объекта).
15. Не заглядывай за угол на уровне глаз.
16. В критической ситуации используй средства ОПС (охранно-пожарной сигнализации), стоящие близко от объекта.
17. Избегай шаблонного и предсказуемого поведения.
18. При угрозе не «застывай», соберись и действуй.
19. Уменьшай по возможности свои размеры в качестве мишени, избегай показывать свой силуэт.
20. Не кури в темноте во время операции.
21. Не теряй бдительность.
22. Не расслабляйся слишком быстро, берегись второй засады.
23. Сначала наручники – потом обыск.
24. Помни, что ключ к успеху – подготовка. В критической ситуации ты будешь вести себя так, как научился.
25. Никогда не выпускай оружия (специальных средств) из рук.
26. Лучше компромисс, чем гибель.
27. Предотвращенная схватка – выигранная схватка.
Действуйте уверенно, решительно и хладнокровно!
Меры личной безопасности при выезде на место происшествия
Общие меры предосторожности включают в себя следующие рекомендации и советы:
1. Заранее планируйте свои действия, для чего установите для себя:
- где, какое преступление совершено, и каким количеством участников;
- использовалось ли при совершении преступления оружие;
- в каком направлении, как скрылись преступники, их приметы;
- каков самый безопасный маршрут подъезда (подхода) к месту происшествия;
- кто и как сможет оказать помощь при осложнении обстановки;
- каковыми могут быть первоначальные действия на месте совершения преступления и как должны быть распределены роли между сотрудниками милиции.
2. Непосредственно перед выездом проверьте индивидуальные средства защиты, табельное оружие и средства связи.
3. Сохраняйте элемент внезапности и если ситуация позволяет, подъезжайте тихо. Оставляйте автомашину вне видимости лиц, находящихся на месте происшествия. Непосредственно перед вмешательством остановитесь, осмотритесь и прислушайтесь. Это позволит оценить обстановку и принять правильное решение.
4. Используйте безопасные пути подхода и избегайте наиболее очевидных. Соблюдайте при этом тишину, приглушите громкость радиостанций, следите за тем, чтобы не звякали ключи. Избегайте разговоров друг с другом. При подходе к месту происшествия отмечайте места возможного укрытия при внезапно возникшей перестрелке. Перемещайтесь по неосвещенной части пространства и не допускайте, чтобы свет позади вас освещал вас как мишень.
5. На месте происшествия контролируйте обстановку и не позволяйте ситуации выходить из-под контроля. Для этого:
- примите решительные меры и произведите задержание подозреваемых (если они имеются);
- разделите участников конфликта и не позволяйте им общаться между собой, следите за тем, чтобы они находились в конкретном месте и не могли воспользоваться посторонними предметами как оружием;
- будьте настороже по отношению к конфликтующим, возбуждение которых не проходит, а нарастает, одновременно с этим, не обманывайтесь их услужливостью и лояльностью;
- удалите посторонних и не позволяйте никому прикасаться к предметам на месте происшествия;
- не позволяйте участникам конфликта заходить вам за спину, подозрительно относитесь к любому, кто хочет подойти слишком близко, не позволяйте сделать это;
- постоянно следите за обстановкой на месте происшествия и будьте готовы немедленно отреагировать на любую возможную опасность (скрыться за прикрытием и быть готовым к применению табельного оружия либо применить физическую силу, боевые приемы борьбы, специальные средства, или, сразу же – огнестрельное оружие);
- при обострении ситуации немедленно вызывайте дополнительные силы, меняйте свою тактику или используйте иные меры, например, укрытие в помещениях);
- управляйте опросом участников конфликта, для чего изолируйте их друг от друга и не позволяйте мешать опросу каждого из них, твердо возвращайте говорящих к предмету обсуждения; используйте мягкую, успокаивающую манеру разговора, не спешите, больше слушайте, меньше говорите, проявляйте искреннюю заинтересованность произошедшим, избегайте нравоучений и замечаний в адрес собеседника.
6. Соблюдайте «технику безопасности» при задержании подозреваемого в совершении преступления (правонарушителя):
- действуйте решительно и не проявляйте неуверенности (если вы должны применить физическую силу, боевые приемы борьбы, будьте уверены в их правомерности);
- сначала надевайте наручники, а затем производите наружный осмотр, при этом руки задержанного должны находится за спиной, а наручники плотно прилегать к запястью и быть заперты на ключ;
- при обнаружении оружия не прекращайте осмотр до тех пор, пока задержанный не будет осмотрен полностью, осмотрите задержанного столько раз и так тщательно, чтобы была полная уверенность, что он «чист»;
- при осмотре изымите все предметы, которые можно использовать для причинения вреда сотрудникам или окружающим;
- при надевании наручников и наружном осмотре следует располагаться так, чтобы ваше табельное оружие находилось вне пределов досягаемости задержанного;
- соблюдайте правила посадки задержанного в автомобиль и правила его доставления в орган внутренних дел.
7. После разбора конфликтной ситуации не теряйте бдительности и во время отъезда в орган внутренних дел не позвольте соучастникам блокировать транспортное средство и отбить задержанного. Будьте начеку.
8. В органе внутренних дел проведите критический анализ своих действий. Подвергайте свои действия и действия своих коллег самой суровой критике и извлекайте лучшее из каждого случая угрозы вашей безопасности.
Вывод по вопросу
Эффективное решение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий целиком зависит от согласованных действий всех субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Совместные действия, направленные на обеспечение правопорядка при проведении массовых мероприятий, должны осуществляться на всех этапах их подготовки и проведения, невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в период их проведения.
Принципиальное значение имеет обеспечение готовности личного состава и руководителей к действиям в специфических условиях чрезвычайных ситуаций. Решение этой задачи достигается путем разъяснительной и воспитательной работы, отработки вводных на занятиях в системе служебной подготовки, инструктажей перед заступленном на службу и проведением специальной операции, тренировок на местности, организации командно-штабных игр с руководителями подразделений по предотвращению и пресечению экстремальных ситуаций.