Снятие информации с технических каналов связи

Снятие информации с технических каналов связи – ОРМ, проводимое с целью получения оперативно значимой информации, решения других задач ОРД путем негласного контроля технических каналов связи с использованием специальных технических средств.

Негласное снятие информации с технических каналов связи (далее – СИТКС) проводится, как правило, подразделениями специальных технических мероприятий. В ходе этого мероприятия могут контролироваться телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные, каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), а также линии абонентского телеграфирования, IP-телефонии, электронной почты и иные каналы связи с использованием специальных технических средств (далее – СТС).

Таким образом, в рамках СИТКС можно перехватывать как речевую, так и неречевую информацию[70]. Снятие информации может осуществляться:

– с подключением к станционной аппаратуре объекта связи (предусматривает стационарное оборудование объекта);

– посредством установки СТС на абонентскую линию связи (от телефонной станции до оконечного оборудования) или в оконечное оборудование пользователя (предполагает временное оборудование объекта);

– путем перехвата электромагнитных сигналов, передаваемых системами радиосвязи (может осуществляться как по стационарному, так и по временному варианту).

Технический канал связи может быть открытым или защищенным. Если проверяемое лицо применяет программные, технические и иные способы защиты сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, процедура их контроля усложняется.

При необходимости изучения сотрудником оперативного подразделения статистических данных о сеансах связи, состоявшихся в течение определенного (расчетного) периода времени, он может осуществить указанное действие в рамках ОРМ «наведение справок». Для этого согласно определению Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. №345-О следует предварительно получить судебное разрешение.

Основания для СИТКС (ст. 7 ФЗ об ОРД) можно подразделить на общие и частные:

–общие основания перечислены в ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД;

– частное основание, касающееся сбора данных, необходимых для обеспечения собственной безопасности органов, осуществляющих ОРД, сформулировано в п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД.

Условия СИТКС также можно подразделить на общие и частные (ст. 8 и ст. 9 ФЗ об ОРД):

1) общие:

– наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД);

– получение в виде постановления разрешения судьи на проведение мероприятия (ч. 2 ст. 8, ст. 9 ФЗ об ОРД).

2) частные:

– контроль и перехват каких-либо переговоров в рамках СИТКС может осуществляться только по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям (ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД);

– потребность в безотлагательном осуществлении СИТКС с отсрочкой получения судебного разрешения (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);

– проведение ОРМ без судебного разрешения с согласия контролируемого лица (ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Продолжительность данного ОРМ исчисляется в сутках со дня вынесения судебного постановления и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Течение срока постановления не прерывается. При необходимости продолжения мероприятия сотрудник оперативного подразделения вновь представляет судье материалы, требующиеся для получения нового судебного решения (ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД).

По решению руководителя подразделения – инициатора СИКТС проведение мероприятия может быть прекращено до истечения установленного срока.

Подготовка к проведению данного ОРМ складывается из:

– определения конкретных задач, которые могут быть решены с помощью СИТКС, и способа его проведения, выбора места ОРМ;

– составления списка средств связи и установления абонентских номеров, которые могут быть использованы проверяемым лицом;

– уточнения оснований, условий и срока СИТКС;

– определения непосредственного исполнителя мероприятия;

– оформления пакета требуемых документов.

В случае проведения мероприятия на общих условиях необходимо подготовить следующие документы:

– мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, содержащее ходатайство перед судьей о получении разрешения на проведении мероприятия;

– судебное разрешение в виде постановления судьи;

– задание на проведение СИТКС;

– справку-меморандум, уточняющую изложенные в задании сведения.

В ходе СИТКС запись производится на учтенном в секретариате материальном носителе информации. Предназначенные для секретных записей физические носители информации должны быть промаркированы.

В ситуациях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкогопреступления, а также при наличии данных о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления должностного лица органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение указанного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. Способ уведомления судьи выбирается сотрудником оперативного подразделения самостоятельно. При этом в течение 48 часов с момента начала СИТКС его инициатор обязан получить судебное разрешение либо прекратить проведение мероприятия.

Снятие информации без судебного разрешения возможно при наличии согласия на это гражданина в письменной форме, когда происходит сбор сведений, необходимых для принятия решений, касающихся обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД (ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД). Причем при добровольном согласии лица на проведение данного ОРМ его инициатору следует указывать на необходимость контроля только входящих соединений либо перехвата сообщений, передаваемых или принимаемых этим лицом.

При СИТКС также допускаются:

– изъятие сообщений, передаваемых по сетям электросвязи (сотрудниками оперативных подразделений – п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

– прерывание услуг электросвязи (сотрудниками оперативных подразделений – п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

– приостановка оказания услуг электросвязи (операторами связи по инициативе оперативных подразделений – п. 3 ст. 64 Федерального закона «О связи»).

Результаты СИТКС могут быть использованы: для подготовки и проведения других ОРМ; возбуждения уголовного дела; подготовки и осуществления следственных действий; подготовки и осуществления судебных действий; доказывания; передачи другим подразделениям, осуществляющим ОРД.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении контролируемого лица материальные носители СИКТС передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве:

– вещественных доказательств, если они отображают процесс записи звука (ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД, ст. 81 УПК РФ);

– иных документов,если они связаны с фиксацией неречевой информации и не соответствуют критериям, предъявляемым к вещественным доказательствам (ст. 74, 81, 84 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что результаты ОРМ, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.[71]

Полученные в результате СИТКС материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате контроля нетелефонных переговоров лиц, ведущихся ими по техническим каналам связи, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья (ч. 7 ст. 5 ФЗ об ОРД).

Выдача оригинала записей на материальных носителях информации для возможного использования в качестве доказательства по уголовному делу производится только по письменному запросу руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД, в соответствии с требованиями межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов.

При необходимости использования в процессе доказывания оригинал записи представляется инициатором ОРМ (на машинном носителе информации) непосредственно дознавателю, органу дознания, следователю или в суд с сопроводительным письмом за подписью одного из должностных лиц, уполномоченных на осуществление ОРД.

Для этого требуется:

– от имени руководителя органа, осуществляющего ОРД, подготовить постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд;

– вынести постановление о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

– оформить сопроводительные документы на передаваемые оперативные материалы;

– фактически передать сводки и физические носители органу дознания, следователю или в суд (переслать по почте, передать с нарочным и т.п.).

Результаты снятия информации также могут оформляться следующими документами:

– при проведении лично сотрудником оперативного подразделения – справкой или рапортом;

– при проведении зашифрованного гласного снятия информации с участием других лиц (например, официального представителя организации, под прикрытием которой действовал сотрудник оперативного подразделения) и специалистов – актом.

В случае использования сотрудником оперативного подразделения для записи снятой информации магнитных или оптических дисков, а также иных физических носителей эти сведения отражаются в виде приложения к вышеуказанным документам либо отдельными документами (справками, актами и т.п.), которые могут быть в последующем представлены в следственные и судебные органы для проверки, оценки и признания в качестве доказательств по уголовным делам. Такие документы не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну. Для этого носители секретной информации рассекречиваются в соответствии с описанной выше процедурой.

В случае прерывания услуг связи об этом составляются мотивированный рапорт (до прерывания этих услуг) и справка (после), в которых соответственно отражаются основания для принятия решения и результаты его реализации. Данные документы после рассмотрения руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД, приобщаются к материалам оперативного производства.


Наши рекомендации