Фирменный стиль, его основные характеристики
Фирменный стиль является одним из инструментов формирования брэнда и одновременно — элементом брэндинга.
Фирменный стиль(ФС) — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Основными целями создания фирменного стиля являются:
- идентификация изделий фирмы между собой и указание на связь их с фирмой;
- выделение товаров фирмы из общей массы аналогичных товаров ее конкурентов.
Общим требованием к фирменному стилю становится его соответствие реальному образу фирмы. Фирменный стиль должен обладать оригинальностью в той мере, какой это необходимо, чтобы обеспечить успех рекламной деятельности. Фирменный стиль — лишь внешнее отражение имиджа фирмы. Его главная задача — визуализация и идентификация брэнда.
Одним из средств формирования имиджа является разработка фирменного стиля.
Фирменный стиль — это набор словесных, цветовых и графических компонентов, которые в органичном сочетании обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) и всей деятельности предприятия. Он составляет часть коммуникационной политики фирмы и помогает создавать представление о «фирменном товаре» и лучше его запоминать. Выделяют следующие слагаемые фирменного стиля: товарный знак (логотип), слоган (постоянный словесный девиз фирмы), фирменные цвета, набор шрифтов, графические символы.
К основным объектам фирменного стиля относятся: деловая документация фирмы (бланки, конверты, счета, визитки); печатная реклама (листовки, каталоги, плакаты, типовые оригинал-макеты рекламы в прессе); сувенирная продукция самых различных видов; спецодежда и оформление фирменного транспорта; элементы наружной рекламы (оформление интерьеров офиса и выставочных экспозиций, торговых залов, витрин); маркировка и дизайн упаковки.
В фирменный стиль также входят гимн и «корпоративная легенда». Такие легенды о чудесном нахождении капитала, например, бытовали у семьи основателя автомобильной корпорации «Форд».
Для формирования имиджа используются различные средства, в том числе, издание фирменного проспекта. Он обычно содержит следующие сведения: история фирмы (нередко в связи с событиями в развитии страны); наиболее известные клиенты, заводы-поставщики полуфабрикатов, комплектующих изделий и посредники; география торговли (экспорт и импорт); динамика коммерческого развития; сбытовая и сервисная сеть; товары, удостоенные премий на международных выставках и ярмарках; результаты международных испытаний (аттестации) товаров фирмы; другая информация престижного характера. Проспект иллюстрируется цветными фотографиями, статистическими данными, графиками, диаграммами. Его рекомендуется направлять правительственным учреждениям, редакциям газет, банкам, страховым компаниям, агентам и посредникам, библиотекам, учебным заведениям и другим организациям. [16]
Средством формирования имиджа может быть издание отчетов о деятельности компании. Он дает представление об истории и сути компании, о ее техническом уровне, финансовом состоянии и перспективах развития.
Отдельного упоминания заслуживают сведения о сущности корпоративной культуры компании. Стержнем этой культуры у большинства предприятий является стремление к качеству, стабильности и постоянному совершенствованию.
Важное значение для формирования имиджа имеет наименование предприятия. Оно обычно должно состоять из трех частей:
- характеристика организационно-правовой формы предприятия;
- определение вида деятельности;
- фирменноенаименование.
Наличие ФС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Одной из задач использования ФС является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее покупавшиеся товары данной фирмы. Таким образом, наличие ФС косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг.
При стабильно высоком уровне других элемент в комплекс маркетинга фирменный стиль приносит его владельцу следующие преимущества помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти товар фирмы, которая уже завоевала его предпочтение:
- позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые товары;
- повышает эффективность рекламы;
- снижает расходы на формирование коммуникаций как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности ее компонентов;
- помогает достичь необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (например, паблик рилейшнз: проведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т. п.);
- способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу, «фирменный патриотизм»;
- положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
Фирменный стиль является одним из инструментов формирования брэнда и одновременно — элементом брэндинга.
Фирменный стиль тесно связан с торговой маркой и логотипом. Его задача — во всех сферах, где потребитель соприкасается с фирмой, идентифицировать эту фирму, выделять ее из ряда других. Фирменный стиль могут позволить довольно крупные фирмы, заботящиеся о своем имидже.
Элементом формирования фирменного стиля является и правильно проводимая политика торговой марки. Торговой маркой называют наименование, знак или символ, а также их комбинацию, которые связаны с определенным товаром. Торговая марка помогает достигать следующие цели: обеспечивать узнаваемость товара; гарантировать его качество; отличать от изделий конкурентов; формировать верность марке; обеспечивать свободу в ценовой политике. По торговой марке узнают товары, и они сами делятся на марочные изделия и без марок, что может заведомо показывать разницу в их качестве.
Торговая марка способна решать и более широкие задачи. Жак Сегел считал, что американский образ жизни победоносно шагает по планете благодаря массированной рекламе нескольких марок, воплощающих заокеанские ценности: для миллионов людей «Кока-Кола» — символ молодости, джинсы «Ливайс» — свободы, «Мальборо» — мужественности», а «Макдональдс»— практичности.
Торговая марка становится средством в борьбе за рынок. Эффективным проявлением отношения к торговой марке может быть имидж товара на рынке (или его брэнд). А спланированная кампания по внедрению его в сознание потребителя называется брэндинг. В такой работе обычно принимают участие ПР-специалисты.
25. Понятие «рынок туристических услуг», его виды.
Подход к понятию «рынок» в своем основании имеет политико-идеологическое и философское содержание, когда в качестве главных характеристик рынка рассматриваются:
1) рынок как категория осуществления общественного производства;
2) рынок как категория поведения хозяйствующих объектов;
3) рынок как категория мышления.
Вообще, в маркетинге теоретическое понятие рынка не используется. Рынок неизменно конкретен. Вследствие этого, перед началом его изучения нужно установить, на каком именно рынке осуществляет свою деятельность предприятие. Для этого необходимо произвести выделение конкретных товарных рынков, к категории которых имеет отношение и рынок туризма.
Рынок туризма следует определять как общественно-экономическое явление, соединяющее спрос и предложение для осуществления процесса купли-продажи турпродукта в конкретное время и в конкретном месте.
При описании рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
1) основным предметом купли-продажи являются услуги;
2) кроме покупателя и продавца, туристский рынок включает немалое количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
3) спрос на туру слуги отличается рядом характерных черт – большим разнообразием участников путешествий (по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам), гибкостью (индивидуальностью и немалым уровнем разделения);
4) тур. предложения также отличаются рядом характерных черт – тройственность характера товаров и услуг в туризме (природные ресурсы, созданные ресурсы, тур. услуги), немалая фондоемкость отрасли, небольшая гибкость, комплексность.
Рынок туризма очень многообразен вследствие огромного количества предлагаемых в его пределах услуг и продуктов. Различают много оснований для классификации туризма и соответствующих сегментов туристского рынка. Необходимо перечислить те из них, которые обладают большей значимостью именно для маркетинговых исследований. По признаку территориального (регионального) охвата выделяют рынки:
1) пригородного туризма (поездки городских жителей за город во время отпуска или в выходные дни);
2) внутрирегионального туризма (поездки в пределах какого-либо региона);
3) внутригосударственного туризма (поездка в пределах государственных границ страны);
4) международного туризма (путешествия за пределы страны).
По категории характерных черт и содержания маркетинговой деятельности выделяют рынки: