Межгосударственные конфликты
В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей.
^^ 30.1. Особенности межгосударственных конфликтов
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:
• межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
• национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства). Специфика межгосударственных конфликтов определяется
следующим:
• их субъектами выступают государства или коалиции;
• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
• межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
30. Межгосударственные конфликты 391
• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. Виды межгосударственных конфликтов.В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:
• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;
• конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
• территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.
Во-вторых, это претензии, возникающие в период формиро-|вания границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России,
IГрузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и ipyrax странах.
При установлении границы государства могут сталкиваться штересы соседних этносов и их государственных образований. *Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических пред-| конфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в
I- Конфликты в различных сферах взаимодействия
Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.
Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:
• Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов.
• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.
• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?
• Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в
30. Межгосударственные конфликты 393
силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами.
• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.
• В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней.
• Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки.
^^ ЗО.2. Направления предотвращения
межгосударственных конфликтов
Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:
• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;
• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;
• предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.
Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтовопределяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).
1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке
394 W- Конфликты в различных сферах взаимодействия
30. Межгосударственные конфликты 395
норвежского политолога И Гальтунга, к 2000 г может достигнуть 4000.
Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объединительные тенденции в этой части мира
2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа — признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития
3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях
4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы — возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным соци-
t!
ально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.
Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.
Выводы
Особенности межгосударственных конфликтов: межгосударственные конфликты порождаются, как правило, комплексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитическими конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное влияние на международные отношения.
2. Предотвращению межгосударственных конфликтов способствует всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах, строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.).
Вопросы и задания к разделу VI | Ответьте на вопросы
1. В силу действия каких причин возникают супружеские конфликты?
2. Что способствует предотвращению конфликтов между родителями и детьми?
Конфликты в различных сферах взаимодействия
3. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителями и подчиненными? Обоснуйте свой ответ. Что может помочь подчиненному разрешить конфликт с ру-
4.
5.
ководителем с минимальными для себя потерями?
Какие факторы способствуют конфликтам между подростками?
6. Назовите основные способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.
7. В каких случаях инновация выступает объектом конфликта?
8. Укажите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
9. Раскройте основные пути урегулирования производственных конфликтов в современной России.
10. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?
11. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?
12. По каким направлениям возможно предотвращение межгосударственных конфликтов?
Выполните задания
1. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между учителем и учениками.
2. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в поЬледние несколько месяцев.
3. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, которые применялись властными структурами страны в последние годы.
Раздел
VII
Основы
предупреждения конфликтов
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафа/пер
Глава \J I
31. Прогнозирование и профилактика конфликтов 399
Прогнозирование
И профилактика конфликтов
Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.
31.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.
Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетент-
__________________ ности. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.
Не блокировать развитие противоречия, а стремиться
Разрешить его
Неконфликтными
Способами.
Регулирование конфликтов требует соблюдения еще одного принципа. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали
это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной.
Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.
Управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.
Разработка методик прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии. Прежде чем прогнозировать конфликты, наука должна пройти два этапа в их познании. Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов. Необходимо определить сущность конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию и динамику. Однако на основе описательных моделей конфликтов дать обос-
Основы предупреждения конфликтов
нованный прогноз их возникновения и развития вряд ли возможно. Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Они позволяют вскрыть движущие силы развития конфликтов, их детерминанты и причины. Объяснительные модели разрабатываются путем системно-генетического анализа конфликтов. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет реализовать свою прогностическую функцию.
Важным способом управления конфликтами является их профилактика. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
• 31.2. Объективные