Важнейшие исторические события, произошедшие в России в начале 20 века?

· Россия пережила три революции:

· -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

· -Первую мировую войну 1914-1918гг.,

Гражданскую войну

Трагическая история литературы 20 века

В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.

В 30-е годы писателя рас-стреляют.

С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

Литература конца 19 – начала 20 веков

· В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализмна рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.

· ( отражение реальности, жизненной правды)

важнейшие исторические события, произошедшие в России в начале 20 века? - student2.ru важнейшие исторические события, произошедшие в России в начале 20 века? - student2.ru

26) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. "Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Гончаров в статье “Мильон терзаний пишет: “Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом”.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия.. . какая едва ли найдется в других литературах.

27) Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов, попойками в клубе да пошлыми интрижками .Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт.Работа над повестью «Поединок» в 1902 - 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Осознать все эти недостатки,весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Проблемы,затронутые Куприным,в повести:
непонимание большинством солдат своих командиров ,проблема «рукоприкладства» ,
бедственное положение рядовых ,модель крепостнического строя в русской армии,
участь тех людей, которые пытаются идти против системы .

Проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства.А телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и не в лучшую сторону.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет.
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру.Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться.
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны.

28)Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. В первом, общефилософском значении, музыка для них универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха.Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

29) Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме» (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

30)Мертвые души:

Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции, скажем, романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевской же комедии «Ревизор».

Композиция всего задуманного произведения подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: первый том — «ад» крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй — «чистилище», третий — «рай». Этот замысел остался неосуществленным. Написав первый том, писатель не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог Гоголь провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.

Выбранный сюжет предоставил Гоголю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В поэме огромное количество действующих лиц, представлены все социальные слои крепостной России: приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, представители высшей знати, помещики и крепостные крестьяне. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, в которых автор касается самых острых общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.

Главные герои :Чичиков, Манилов, Коробочка ,Ноздрев, Собакевич ,Плюшкин Чиновники города N :Губернатор, Председатель палаты, Прокурор Полицеймейстер, Почтмейстер

Другие герои :Петрушка, Селифан ,Феодулия Ивановна Собакевич ,Каретник Михеев, Степан Пробка, Елизавет Воробей, Мижуев (зять Ноздрева) Дочь губернатора.

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.Однако этим замыслам не суждено было осуществиться.

Смех в поэме «Мертвые души» — беспощадное орудие зла. Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя — это «сначала смешно, потом грустно»

«Мертвые души» — одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но которые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

· 31) Максим Горький. Пьеса «На дне»: жанр, композиция, сюжет. Правда жизни и философскийсмысл.
Жанр–социально-философскаядрама
Сюжет - Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его люди с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы — Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены.
В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, и тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Правда жизни и философский смысл -
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, "дна". Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На "дне" происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на "дно".
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные,отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: "Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!" — так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: "Человек — вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит... гордо!". Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на "дно"? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на "дно", уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей "дна", растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово — и осуждение мрака, и надежда на свет.

Наши рекомендации