Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее – обследование) – ОРМ, направленное на кратковременное изучение посредством применения органов чувств и специальных технических средств вышеперечисленных объектов субъектами ОРД с целью решения ее задач.
Обследование(в оперативно-розыскном смысле)– способ получения сведений, заключающийся в визуальном, слуховом, электронном или ином изучении различных объектов, являющихся носителями информации о преступной деятельности и причастных к ней лицах.
По познавательной сущности обследование имеет много общего со следственным осмотром, но по юридическим основаниям и процессуальной форме они в корне отличаются.
Подготовительный этап обследования включает в себя:
– определение объективной необходимости проведения данного ОРМ, задач, которые могут быть решены с его помощью, субъекта обследования и его объекта, предварительное изучение объекта, выбор формы проведения обследования, способа, места, времени, сил, средств, разработки тактических приемов;
– установление оснований и условий проведения ОРМ;
– подготовку пакета необходимой документации для проведения ОРМ[57].
Целью этого ОРМ является получение ориентирующей или овеществленной информации о подготавливаемом или совершенном преступлении или местонахождении скрывшегося преступника путем непосредственного или опосредованного ознакомления сотрудника оперативного подразделения с документами, предметами или обстановкой, связанными с деятельностью лиц, представляющих оперативный интерес.
При проведении обследования с целью изучения обстановки выясняется, какие ее элементы наиболее важны, в каком плане они должны изучаться, как будут в дальнейшем использованы знания о ней для решения конкретной оперативно-розыскной задачи.
Цель обследования не всегда сводится только к ознакомлению с теми или иными объектами. Часто она значительно шире и включает в себя фиксацию или даже негласное или зашифрованное изъятие отдельных уличающих преступников материальных объектов (документов или предметов), установку химических ловушек, приборов для негласного получения информации и т.п.
Правовые условия обследования объектов связаны с их принадлежностью и назначением. Так, условия обследования помещений, прежде всего, будут зависеть от того, являются ли они жилыми[58], служебными или общественными.
В контексте борьбы с преступностью с позиций решения задач ОРД следует наиболее предметно остановиться на положениях, касающихся права полиции, закрепленного в ст. 15 Федерального закона «О полиции», озаглавленной «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории».
С оперативно-розыскной точки зрения необходимость вхождения (проникновения) сотрудников полиции на (в) указанные объекты характеризуется обеспечением безопасности граждан или спасением их и принадлежащего им имущества при совершении в отношении их преступных действий, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления или очевидно их совершивших, для пресечения совершаемого преступления.[59]
Согласно ч. 4 данной статьи при проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных ч. 3 статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Особое внимание следует обратить на то, что при насущной потребности в таких мерах ранее они практически не были законодательно представлены[60], что создавало значительные трудности в доказывании законности этих действий в случае предъявления «потерпевшей» стороной претензий и судебных исков.
В ч. 5 рассматриваемой статьи описан порядок реализации такого права применительно к ограничению неприкосновенности жилища, образующий обязанность сотрудника полиции:
1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения.
Представляет интерес оценка ситуации по проникновению, например, в квартиру (дом), являющуюся притоном потребления наркотиков либо местом их реализации. Пока перед закрытой дверью сотрудники полиции будут уведомлять находящихся там граждан об основаниях вхождения, те благополучно уничтожат наркотические средства и их прекурсоры, свидетельствующие об осуществлении ими преступной деятельности. Еще более интересной представляется ситуация, когда мы полагаем, что в жилище находится проникший туда преступник. Неужели и в этом случае мы должны соблюдать требование об уведомлении находящихся там граждан об основаниях вхождения? Исключение из этого правила в некоторой степени образуется фразой «за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия», однако, как мы видим, предложенные нами ситуации не охватываются данным предписанием. Поэтому представляется необходимым дополнить анализируемое положение словосочетанием «находящихся в нем на законных основаниях и не совершающих уголовно наказуемых действий»;
2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести и достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан.
Близкое к этому и тождественное по сути положение содержится в ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД;
4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
Информирование непосредственного руководителя и определение временнóго интервала для документирования факта вхождения (проникновения) в жилое помещение должно явиться для потенциальных правонарушителей из числа полицейских сдерживающим фактором на пути попрания права граждан на неприкосновенность жилища. Вместе с тем представляется, что использованное в проекте закона завершение этого предписания словосочетанием «помимо воли находящихся там граждан» было бы более приемлемым, чем его отсутствие в действующем законе. Действительно, если полицейский (сотрудник оперативного подразделения) входит в помещение с разрешения граждан, находящихся в нем на законном основании, то есть не ограничивает рассматриваемое конституционное право на неприкосновенность жилища, то какой смысл в сообщении об этом непосредственному начальнику и представлении рапорта о факте вхождения в жилое помещение? Налицо еще одна бюрократическая процедура, увеличивающая никому не нужный документооборот и отвлекающая сотрудника полиции от действительно необходимых и своевременных действий по обеспечению правопорядка и охране прав граждан.
В соответствии с ч. 6 рассматриваемой статьи о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. Это предписание с позиции решения задач ОРД представляется весьма спорным. Действительно, если в отсутствие правопослушного хозяина жилого помещения сотрудниками полиции (оперуполномоченными) в него было совершено вынужденное проникновение, то рассматриваемая норма может быть оценена как правомерная. Однако если проникновение в жилище было осуществлено тайно в связи с оперативной разработкой ее правообладателя, заподозренного в преступной деятельности, то выполнение данного предписания лишь нанесет непоправимый урон как самому органу, осуществляющему ОРД, так и решаемым им задачам борьбы с преступностью, поскольку расшифрует перед проверяемым лицом оперативную осведомленность, расконспирирует применяемые силы, средства и методы, насторожит подозреваемого, возможно, заставит временно затаиться. Поэтому завершить рассматриваемую норму следовало бы указанием: за исключением случаев негласного проникновения в жилище, осуществленного в соответствии с ФЗ об ОРД.
Согласно ч. 7 ст. 15 о каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.
В ФЗ об ОРД функцию контроля обеспечения прав граждан при проникновении сотрудников оперативных подразделений в жилище против воли проживающих там лиц осуществляет судья (ч. 3, 9 ст. 5, ч. 3, 5 ст. 8, ст. 9). Очевидно, что предписания двух равных по силе законодательных актов вступают в противоречие. Выше уже отмечалось, что в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ[61] по общему правилу последующий закон отменяет предыдущие, однако «независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений». Поэтому в описанном случае для регулирования оперативно-розыскных отношений при негласном проникновении в жилище следует применять ФЗ об ОРД, а это означает, что при проведении негласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» применительно к жилищу уведомление прокурора о факте проникновения в жилище осуществляться не должно. Однако игнорировать рассматриваемое законодательное положение было бы неверным. Поэтому разумной рекомендацией по минимизации возможности возникновения конфликтной ситуации представляется все же уведомление прокурора об осуществленных действиях.
Вместе с тем следует отметить, что положения ст. 15 ФЗ «О полиции» почему-то (в отличие от ст. 14, 18-24 и 29) не распространяются на иных субъектов ОРД, например на сотрудников оперативных подразделений ФСКН России, которые крайне нуждаются в законодательном регулировании проникновения в жилые и иные помещения при пресечении деятельности наркопритонов и лабораторий по изготовлению наркотиков.
Следует также отметить, что в ходе обследования допускаются перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования, а также их изъятие.
Основанияпроведения этого ОРМ сформулированы в ч. 1 ст. 7, а особые условия – в ч. 2 и 3 ст. 8 ФЗ об ОРД.
В ходе обследования реализуются как частные, так и общие задачиОРД. К частным задачам относятся осмотр и фотографирование (либо копирование) документов с признаками подделки либо свидетельствующих о подготавливаемом или совершенном преступлении, установление мест сокрытия преступников, хранения похищенного имущества или ценностей, нажитых преступным путем, оружия, орудий преступления, черновых записей, переписки, установление специальных технических и иных средств, предназначенных для негласного получения информации, и т.п.
С помощью обследования решаются целый ряд более общих задач ОРД:
– получение информации о личности преступника, его местонахождении и преступных связях, а также о лицах, могущих стать свидетелями (например, путем обследования личных вещей, записных книжек, писем, документов);
– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать доказательствами преступной деятельности (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, в которых зафиксированы противоправные действия);
– установление характера преступных действий проверяемых, способов маскировки подготавливаемых или уже совершенных преступлений, орудий и средств их совершения;
– создание условий для следообразования путем пометки объектов, установки химических ловушек;
– установление точного местонахождения предметов и документов, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами;
– применение криминалистических и оперативно-технических средств для фиксации указанных объектов обследования;
– обеспечение сохранности объектов, могущих впоследствии быть использованными в уголовном процессе в качестве доказательств, путем их негласного изъятия, перемещения, фотографирования, копирования и т.п.;
– проведение сверки результатов документирования преступных действий с официальными отчетами, составленными проверяемыми, для выяснения размеров хищений, способов сокрытия преступлений;
– обнаружение похищенного имущества и местонахождения ценностей, нажитых преступным путем, для последующего их изъятия;
– принятие мер по пресечению подготавливаемых преступлений путем превращения предназначенных для этого орудий и средств в негодные (нанесение определенных меток на документы, деньги, подмена боевых патронов холостыми, приведение в негодность оружия и т.п.);
– выявление на основе полученной информации мест укрытия разыскиваемых преступников, а также организация преследования преступников по горячим следам.
Определение сил, которые должны участвовать в проведении обследования, зависит от вероятных результатов решения указанных выше задач.
Наиболее высокую эффективность и необходимую конспиративность, как правило, обеспечивают обследования, проводимые штатными негласными сотрудниками; сотрудникамиоперативного подразделенияс помощью содействующих лиц, в том числе специалистов, участвующих в обследовании по поручению сотрудника оперативного подразделения; конфидентами.
Основные виды объектов обследования перечислены в названии этого ОРМ: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Это не исключает вероятности выбора в качестве его объектов, например, документов, личных вещей, одежды, животных или человека, на теле которого возможно нахождение следов преступления.
Определение места проведения обследования осуществляется с учетом возникшей ситуации и результатов анализа соответствующих обстоятельств или документов (уголовного дела, дела оперативного учета, проверочных материалов).
Выясняется, на каких предметах могут остаться следы преступной деятельности проверяемого, какие документы могут об этом свидетельствовать (в зависимости от характера противоправных действий), что представляют собой эти предметы или документы, какую роль они могут играть для предупреждения, раскрытия преступления или решения других задач ОРД. В зависимости от этого должны быть определены способы обращения с ними (фотографирование, ксерокопирование, нанесение метки, перемещение, временное изъятие для исследования и т.п.).
Предварительное изучение объекта обследованияосуществляется в рамках таких ОРМ, как опрос, наведение справок, наблюдение и др., при проведении которых сотрудник оперативного подразделения формирует наиболее полную и всестороннюю картину относительно объекта (план помещений, расположение мебели, места возможного хранения объектов поиска).
Время обследованиявыбирается с учетом оптимальных условий и формы проведения обследования. Например, при гласном или зашифрованном обследовании офиса наиболее благоприятным периодом проведения мероприятия является дневное (рабочее) время, так как все сотрудники обследуемого учреждения находятся на рабочих местах, облегчая тем самым доступ должностного лица, проводящего мероприятие, ко всем необходимым материалам и упрощая процедуру поиска интересующих его объектов. При негласной форме проведения обследования наиболее благоприятным, наоборот, является ночное (нерабочее) время, так как в данный период суток мала вероятность случайной расшифровки проводимого ОРМ.
Обследованиеосуществляется с проникновением внутрь обследуемого объекта (или применительно к участку местности – на объект) либо без такового.
В зависимости от целей, условий, личности проверяемого и других факторов обследование проводится гласно и негласно, с зашифровкой цели и субъекта мероприятия или без таковой, с привлечением дополнительных сил (сотрудников силовых подразделений, лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе) и средств (специальные технические средства) и без таковых.
Гласной выступает форма обследования, при которой сотрудник оперативного подразделения открыто и самостоятельно проводит все три этапа ОРМ (при этом не исключена возможность зашифровки цели проводимого ОРМ).
Гласное обследование осуществляется непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости других должностных лиц, специалистов, а также граждан, оказывающих гласное содействие. При проведении такого обследования его участники не скрывают от окружающих ни факта обследования, ни целей своих действий. Так, гласное обследование может быть проведено на месте происшествия или ином оперативно значимом месте: в ряде случаев – это сплошная проверка (например, обследование автомашин в автопарке с целью обнаружения той, на которой было совершено преступление).
Обследование на месте происшествия осуществляется сотрудником оперативного подразделения с целью получения первичной информации о сложившейся обстановке, лицах, совершивших преступление, следах и предметах, оставленных на месте происшествия, иных данных, необходимых для организации поиска преступника «по горячим следам» и осуществления первоначальных ОРМ.
Обследование места происшествия является гласным мероприятием и проводится параллельно со следственным осмотром, не подменяя его и не мешая ему, а, наоборот, содействуя его полноте и объективности. Поэтому важно разграничивать эти два сходных по целям, но различных по сути действия.
Основные отличия данного вида обследования от уголовно-процессуального осмотра заключаются в том, что, во-первых, оно осуществляется в целях решения задач ОРД, а не уголовного судопроизводства, во-вторых, субъектами ОРД (с участием содействующих им лиц или без такового), а не субъектами уголовного процесса, в-третьих, проводится в форме, определяемой ведомственными нормативными правовыми актами органа, осуществляющего ОРД, а не УПК РФ, в-четвертых, оформляется документами, характерными для ОРД, а не уголовного процесса, в-пятых, осуществляется безотносительно к факту возбуждения уголовного дела, в-шестых, обследование проводится также вблизи места происшествия[62], в то время как осмотр – непосредственно на месте происшествия, и, наконец, в ходе обследования используются все органы чувств человека, а в процессе осмотра – как правило, зрение.
Гласноеобследование может быть:
– носящим пассивный характер – проводится с применением убеждения собственников объектов и присутствующих при проведении ОРМ лиц в необходимости проведения обследования и максимального сотрудничества с должностными лицами, проводящими осмотр;
– носящим активный характер – проводится с привлечением силовых подразделений с выдвижением в ультимативной форме условий собственникам объектов и присутствующим при проведении ОРМ лицам.
Негласнаяформа обследования предполагает участие сотрудника оперативного подразделения-инициатора в проведении ОРМ лишь на стадиях подготовки и использования его результатов. За исполнительный этап обследования ответственны сотрудники подразделений специальных технических мероприятий либо лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, выполняющие поручение сотрудника оперативного подразделения.
Негласное обследование – это наиболее сложный вид данного ОРМ, поскольку факт его проведения и полученные результаты должны быть сохранены в тайне как от проверяемых лиц, так и от окружающих.
При негласном обследовании должна быть обеспечена сохранностьпервичной обстановки на изучаемом объекте. В исключительных случаях при наличии соответствующего разрешенияуполномоченного на эторуководителя допускаются перемещение, замена или изъятие отдельных обнаруженных предметов (оружия, наркотиков, документов).
При зашифрованнойформе обследования в зависимости от поставленной задачи зашифровывается принадлежность проводящего мероприятие лица к правоохранительной системе (например, оно выступает в роли представителя службы санитарно-эпидемического надзора) либо вуалируется истинная цель ОРМ (например, проверка объекта на предмет защищенности от проникновения). Возможно сочетание сокрытия и цели ОРМ, и принадлежности субъекта его проведения (например, проверка объекта на соответствие требованиям пожаробезопасности).
Данный вид обследования может проводиться в присутствии проверяемого, его возможных сообщников, других заинтересованных или посторонних лиц, но таким образом, чтобы они не догадались об истинной цели действий или о том, что их осуществляет сотрудник оперативного подразделения.
Большое значение в осуществлении зашифрованного обследования приобретает использование сотрудником оперативного подразделения специальных познаний и оперативно-технических средств. Они дают возможность получать результаты ОРД не только в виде какого-либо документа (например, справки о проведенном ОРМ), но и в виде овеществленных материалов: фотоснимков, ксерокопий, схем, рисунков, оттисков и других предметов.
Стадия документирования хода и результатов обследованиясостоит из двух этапов:
– фиксации данных (желательно на видео- или иной носитель информации[63]) и оформления документов в процессе обследования;
– оформления документов по результатам обследования.
Результаты обследования могут являться поводом для заведения дела оперативного учета и проведения по нему дальнейшей оперативной проверки (разработки). Результаты обследования, закончившегося изъятием, могут являться поводом для проведения ОРМ «исследование предметов и документов» (например, по экономическим и налоговым преступлениям – бухгалтерской, черновой документации) и последующего решения вопроса о возбуждении уголовного дела с реализацией оперативной информации.
Несекретный акт обследования (а секретный – при соблюдении процедуры по его рассекречиванию), несекретная справка (а секретная – при соблюдении процедуры по ее рассекречиванию), иной документ (характерный, например, для санитарно-эпидемического надзора или какого-либо другого ведомства) могут быть использованы как доказательства по уголовному делу.