Личность как субъект мотивации
2. Особенности содержательных и процессуальных теорий мотивации
3. Отечественные теории мотивации
4. Сущность, виды и методы системы стимулирования
5. Система оплаты труда
6. Нематериальная система стимулирования
7. Формы и методы оплаты труда
8. Факторы мотивации: квалификация, удовлетворенность работой и производительность труда
9. Премиальная система денежного стимулирования
10. Социальный пакет
Мотивация (в кадровом менеджменте) - как ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. [Википедия]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Шапиро С.А. и Шахова В.А. рассматривают МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.
Мотивация и стимулирование, по сути, олицетворяют собой стратегию и тактику в военном искусстве. Мотивацияили мотивационная политика — это стратегическая линия, направленная на достижение глобальных целей, стоящих перед работником и сочетающихся с целями предприятия. Например, работник хочет сделать деловую карьеру или расширить свои профессиональные знания, пройдя обучение за счет организации, в которой он работает, способствуя при этом своими знаниями и навыками ее развитию.
1.Личность как субъект мотивации
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.
ЛИЧНОСТЬЮ в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде(Кутарева НМ).
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Личность формируется в системе поведения, деятельности (в том числе коллективной) человека (АН Леонтьев).
В составе деятельности можно выделить труд.
Труд — это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми [11, с. 46].
Что же заставляет человека трудится?
Внутренний процесс личности называемый – мотивацией.
Мотивация это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив это причина или повод что-то сделать, побуждение какому-либо действию. Мотивация как процесспроисходящий в самом человеке, направляющем его поведение в конкретное русло, побуждает вести себя определенным образом.
Мотивация характеризует процесссложного взаимодействия человека, его психики и среды, в том числе субъективную реальность.
В последнее время проблема мотивации стала привлекать внимание – менеджеров, экономистов, юристов. Это обусловлено тем что мотивация является «движущей силой человеческого общества».
При рассмотрении мотивации следует обратить внимание на: потребности, интересы, мотивы, стимулы людей.
Психология управления придерживается взгляда, что источник активности личности - ее потребности. Потребность - это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Существует несколько десятков оснований классификации человеческих потребностей, и, вероятно, их число будет расти по мере продолжения научных исследований.
Интерес представляет собой осознание (актуализацию) потребности, которое неразрывно связано с поиском объектов и средств, способных ее удовлетворить. Интересы являются порождением объективных социальных условий, они определяют направленность воли и действий объектов и субъектов управления по удовлетворению своих потребностей. Интересы могут быть как личными, так и групповыми, и осознаются далеко не всегда.
Мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, побуждение, подталкивающее его к действиям. В отличие от мотивации мотив - это то, что принадлежит самой личности, является ее устойчивым свойством, которое побуждает ее к совершению каких-либо действий. Чтобы человек начал действовать, одних потребностей недостаточно, нужны мотивы.
Мотивом может выступать любой элемент психологической структуры личности:
1. потребность,
2. установка,
3. эмоция и т. д.
Он всегда имеет «персональный» характер.
Деятельность и поведение личности обычно определяются не одним мотивом, а их совокупностью. У каждой личности имеется своя мотивационная сфера, куда входит совокупность ее потребностей, интересов и мотивов.
Мотивация является мощным технологическим приемом управления работником.
Действие - есть целенаправленное преобразование объектов согласно имеющимся потребностям, интересам и мотивам субъекта. В управлении действия субъекта обычно направлены на выработку управленческих решений, а действия объекта - на их реализацию.
Вознаграждение - понимается как прямое или косвенное удовлетворение потребности, вызвавшей действие. В управленческом взаимодействии вознаграждением будет не само достижение поставленной цели, а полученные участниками этого взаимодействия блага и их субъективное состояние удовлетворенности.
Устранение потребности - последний элемент в процессе мотивации. В зависимости от того, насколько снимается напряжение, вызванное актуализированной потребностью, личность либо прекращает деятельность, либо продолжает искать пути полного или частичного удовлетворения потребности. В силу психологического закона опережающего роста потребностей удовлетворение потребности ведет к ее возникновению на новом качественном уровне.
Но как можно извне воздействовать на мотивационный процесс, побудить человека к добросовестному и ответственному выполнению работы по достижению целей организации? Ответ может быть один - только с помощью методов управления, которые при их успешном использовании субъектом управления становятся стимулами к формированию у объекта управления мотивов к эффективной деятельности.
Мотивация (в психологии)- динамический ПРОЦЕСС физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. [Викепедия]
Рассмотрим мотивы трудовой деятельности.
Рассмотрим побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом.
1 причина – побуждение общественного характера.
Это и осознание приносить пользу обществу, это желание оказывать помощь другим людям, это общественная установка на необходимость трудовой деятельности.
2 причина – получение определенных материальных благ.
Это зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
3 причина – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.
Человек не может быть бездеятельным по своей природе, человек не только – потребляет, но и создает. В процессе созидания человек получает удволетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. Это процесс так же связан с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении людьми.
Главные факторы влияющие на силу мотива:
1. роль похвалы, морального поощрения или порицания, наказания – мораль, похвала и порицание
2. материальное поощрение – деньги, вещи
3. соревнование как стимулирующий фактор – активность, направленность
4. влияние присутствия других людей – влияние группы, человека
5. влияние успеха и неудачи – достижение
6. социально-психологический климат – психологическое спокойствие
7. влияние общественного внимания – влияние группы
8. привлекательность объекта потребности – желание, достижение
9. привлекательность содержание деятельности – процесс, направленность, активность
10. наличие перспективы, конкретной цели – карьера, достижение, процесс
11. прогноз и активность человека – активность, пси.спокойствие
12. функциональные состояния - деятельность
1. ЛИЧНОСТНЫЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) ПОДХОД, т.е. подход с точки зрения мотивации поведения личности. Согласно выводам современной науки мотивация и адекватное ей поведение человека являются функцией от взаимодействия личности (или, точнее, индивидуальных, личностных качеств) и ситуации, что можно выразить формулой:
П = f(Л, С),
где П - поведение,
f — функцию,
Л — личность, а
С — ситуацию.
Эта формула означает, что мотивация и адекватное ей поведение зависят от индивидуальных качеств человека и окружающей его среды, ситуации.
Причем изменение и личности, и ситуации осуществляется в процессе деятельности. Личность формируется в системе поведения, деятельности (в том числе коллективной) человека'.
Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:
1. возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.);
2. нахождение стимула и проявлении ведущего мотива (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию, или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.);
3. определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, проанализировать альтернативы, выбрать решения и т.п.);
4. достижение/недостижение цели удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Рис. Упрощенная модель процесса мотивации
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые бы позволили людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством выбора определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Во всех случаях знание истинных мотивов поведения работника поможет избежать потери хорошего специалиста, предупредить возможный конфликт в коллективе. [Шахова В.А. Шапиро С.А.]
Потребности
Психология управления придерживается взгляда, что источник активности личности - ее потребности. Потребность - это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Потребность – это главный объект управление мотивацией. Потребность вызывает:
1. внутреннее напряжение
2. активность
3. направленность на ее удовлетворение
Потребности формируются:
1. Филогенезе – в процессе коллективной деятельности
2. Онтогенезе – процессе социализации
Потребности – это основа механизма мотивации.
Внешне потребности проявляются в:
1. Типичные поведенческие реакции (потребность – физиологическая: сон)
2. Определенных способах действия (сон: зевота, лежание на столе, наклон головы)
3. В избирательности стимула (сон: парта и стул)
4. Эмоции и чувства (сон: притупляются, нейтральны)
5. Состояния удовлетворенности (сон: расслабление)
На основе потребностей и стимулов – формируются мотивы.
Зная потребности человека, их силу и имея ресурсы (стимулы)- можно вызывать определенное поведение человека.
Формы потребностей:
1. интересы - познавательные
2. стимулы, - само благо
3. притязание и ожидания
4. ментальные карты и НЛП
[Пугачев]
Применительно к трудовой деятельности, по мнению авторов, потребность — это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.
Количество и разнообразие потребностей огромно.
Потребности можно классифицировать на:
1. первичные и
2. вторичные.
Первичные потребности вызваны физиологией человека, они как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида.
Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе.
По объекту различают:
1. материальные,
2. духовные и
3. социальные потребности.
Материальные (биологические) потребности — это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Духовные потребности — потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Они находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельного развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.
Социальные потребности — это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе.
По субъекту удовлетворения различают потребности
1. общечеловеческие,
2. национальные,
3. классовые,
4. групповые,
5. личные.
Общество является носителем общественных потребностей, в частности потребности материального производство, общественного распределения и т.п. Человек выражает личные потребности. Потребности групповые, национальные, классовые, отраслевые, производственные можно назвать в целом коллективными.
Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае потребности принимают конкретную форму — форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.
Интерес (от лат. — имеет значение) — это конкретное выражение осознанных потребностей.
Интерес представляет собой осознание (актуализацию) потребности, которое неразрывно связано с поиском объектов и средств, способных ее удовлетворить. Интересы являются порождением объективных социальных условий, они определяют направленность воли и действий объектов и субъектов управления по удовлетворению своих потребностей. Интересы могут быть как личными, так и групповыми, и осознаются далеко не всегда.
В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно для нормальной жизни человека, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Таким образом, специфической чертой интереса выступает деятельное отношение к использованию условий существования человека, в то время как потребность выражает необходимость овладеть этими условиями. Содержанием интересов могут быть предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворять те или иные потребности людей.
Познавательная потребность личности проявляется в форме интереса, направленного на тот или иной предмет, на отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному.
Содержание и характер интересов связаны как со строением и динамикой мотивов, потребностей личности, так и с характером форм и средств освоения действительности. Интересы личности могут быть крайне разнообразны: интерес к технике, природе, культуре, музыке и т.д.
Главное в данном понятии то, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей.
Выделяют непосредственный интерес, т.е. интерес к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности, и опосредованный интерес, т.е. интерес к объекту как к средству достижения поставленных целей. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и интенсивности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. (Егоршин)
(СП Платонов Ю.П.)Праксические потребности — сущностные потребности персонала.
Потребность в труде обусловлена четырьмя главными факторами:
1. социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда, социальной структурой;
2. технологическими или функциональными особенностями вида трудовой деятельности;
3. особенностями личности работника;
4. формой труда — индивидуальной или групповой.
Экономические потребности связаны с получением материального вознаграждения за труд. Потребность в материальных благах, как правило, является доминирующей, так как:
· потребность материального вознаграждения не имеет степени насыщения;
· заработная плата — фактор, легко поддающийся количественному учету, и работник пользуется им для оценки занимаемой должности или рабочего места;
· зарплата как фактор, который лучше всего позволяет оценивать собственную профессиональную ситуацию в организации;
· доход часто воспринимается как символ статуса, то есть является критерием оценки деятельности человека группой и социумом.
Психологические потребности выступают основным мотиватором совместной деятельности и оказывают значительное влияние на эффективность и качество труда.
Социальные потребности раскрывают стремление личности к взаимодействию с социальной средой и самоутверждению в своих контактных или референтных группах.
Креативные потребности в социально-психологическом аспекте раскрывают соотношение двух факторов, детерминирующих трудовую деятельность, — процесса организации труда как такового и отношения работника к трудовой деятельности, привнесение собственной индивидуальности.(СП Платонов Ю.П.)
Виды детерминант:
1. Влечение — неосознанность предмета потребности субъекта.
2. Интерес — форма проявления познавательной потребности субъекта.
3. Желания — отчетливая осознанность предмета потребностей и пути ее удовлетворения.
4. Мечты — потребность в условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации.
5. Установка — готовность к действию по удовлетворению потребности.
6. Убеждения — система жизненных принципов; мировоззрение субъекта.
7. Идеал — наиболее ценные параметры личности и деятельности, которые выступают регулятором развития субъекта.
Мотив
Почему или в чем причина?
С категорией мотивации неразрывно связано понятие мотива. Мотив — это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных ее потребностей.
Мотив, соотносится со всей системой деятельности человека — он возникает, развивается и реализуется в ней.
Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива?
Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения, он неразрывно связан с волей и эмоциями человека. Это импульс, непосредственная причина и движитель человеческой активности. Зрелый мотив представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Мотивы обычно зарождаются в подсознании. Мотив — феномен психики, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания, вплетенных в ткань человеческой деятельности. Несмотря на то, что мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение — в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. При этом актуализация означает превращение мотива в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение.
Мотив ориентирован на стимул, способный удовлетворить потребность. И с этой точки зрения он интенционален, имеет определенную направленность. Мотив — это динамическая, имеющая различную степень развития, зрелости характеристика всей системы деятельности: он зарождается во взаимодействии потребности и стимула и, постепенно развиваясь, может превратиться в непосредственный детерминант деятельности, в ходе которой он претерпевает изменения, зарождаются новые потребности и мотивы.
Мотив — это не отдельный элемент мотивационного процесса, а его системная характеристика. Он соотносим со всем процессом мотивации, который с этой точки зрения и представляет собой формирование, актуализацию и реализацию мотива.
Еще одна основополагающая категория теории мотивации — «мотивационный процесс». По существу, она является синонимомкатегории «мотивация» и включает весь процесс детерминации поведения человека в единстве его объективной (влияние среды) и субъективной (психика индивида) сторон. Понятие «мотивационный процесс» акцентирует внимание на динамичном, изменчивом характере мотивации, предполагающем последовательную смену мотивационных состояний и действий.
Мотив — это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
По мнению авторов, трудовой мотив — это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей.Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.
Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
· для получения благ требуются личные трудовые усилия работника;
· трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.