Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова

Центральным понятием в теории системогенеза деятельности является понятие психологической системы деятельности. По определению В. Д. Шадрикова психологическая система деятельности – это «целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения конкретной деятельности».

Предметная деятельность предстает перед субъектом в форме

нормативно одобренного способа деятельности, который затем в процессе обучения, распредмечиваясь, превращается в индивидуальный способ деятельности. Таким образом, в процессе обучения и освоения деятельности (профессии) происходит формирование внутреннего плана деятельности (психологической системы деятельности).

В. Д. Шадриков предложил модель функциональной

психологической системы деятельности, компонентами которой являются организованные в психологическую систему психологические свойства

человека (психические функции и процессы), необходимые для достижения конкретной цели деятельности. Сущностью психологического анализа деятельности является, таким образом, изучение психических процессов и психологических факторов, которые побуждают, программируют и регулируют активность личности, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется. Данная модель анализа деятельности универсальна и подходит для анализа любой деятельности (трудовой, игровой, коммуникативной и др.).

В основу разработки теоретической модели психологической

системы деятельности положены основные принципы теории функциональных систем П. Я. Анохина. П. Я. Анохиным предложена универсальная модель работы мозга и сформулированы центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. Согласно теории функциональных систем, ведущими в построении функциональных систем являются закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирование функциональной системы и получение данного результата.

По аналогии с понятием функциональной системы, В. Д. Шадриковым предложено понятие функциональной психологической системы деятельности, важными принципами построения теоретической модели которой выступили – принцип функциональности и принцип системности. «Принцип функциональности характеризует процесс построения системы деятельности из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором «цель-результат» (для решения задач деятельности в человеке как субъекте труда мобилизуются все, что у него есть)». Принцип системности предполагает, что все индивидуальные качества деятельности выступают не изолированно, включены в единую систему, т. е. функционально взаимосвязаны.

Важным критерием освоения деятельности является формирование

оперативности всех компонентов психологической системы деятельности. Оперативность в данном случае понимается как тонкое приспособление всех звеньев психологической системы деятельности к требованиям решаемых задач.

При изучении системогенеза деятельности необходимо учитывать такие важные характеристики как неравномерность и гетерохронность освоения деятельности.

Исходной структурой для формирования психологической системы

деятельности выступает человек во всем многообразии его индивидуальных качеств как субъекта деятельности (потребностей,

интересов, мировоззрений, убеждений и установок, жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности). В процессе формирования психологической системы деятельности индивидуальные качества личности, субъекта приспосабливаются, изменяются, переструктурируются в соответствии с основными целями деятельности, т. е. приобретают черты оперативности.

Основными компонентами психологической системы деятельности

являются следующие функциональные блоки:

· мотивы деятельности;

· цели деятельности;

· программы деятельности;

· принятие решений;

· подсистемы деятельностно важных качеств.

Мотивы деятельности. Формирование и трансформация мотивационного компонента деятельности происходит на всем пути освоения деятельности, а также непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности. Развитие мотивационного компонента в процессе профессионализации идет в двух направлениях:

1. Трансформации общих мотивов личности в трудовые мотивы.

Важным моментом формирования психологической системы деятельности является принятие личностью деятельности, раскрытие ее личностного смысла. В основе этого явления лежит механизм «сдвига мотива на цель» (А. Н. Леонтьев).

2. Изменение системы мотивов в соответствии с изменением уровня освоения деятельности. Данное явление получило название «дрейф мотивов» (В. Д. Шадриков). «Дрейф мотивов» представляет собой изменение мотивационной сферы личности в процессе профессионализации (на разных ее уровнях), и включает: изменение структуры мотивов, появление новых и инволюция старых мотивов, изменение значимости отдельных мотивов. На сегодняшний день наиболее полно изучена динамка мотивов профессиональной деятельности на разных уровнях профессионализации представителей различных профессий.

Цели деятельности. Если мотив побуждает к деятельности, то цель

направляет и определяет способ и характер деятельности. В. Д. Шадриковым выделены два аспекта цели как компонента психологической системы деятельности. Цель деятельности выступает как:

1. Цель-результат. В данном случае речь идет о цели как о нормативном

результате деятельности. Формирование цели деятельности начинается с формирования представлений о нормативном результате деятельности (цель как образ будущего результата).

2. Цель-задача. Здесь цель выступает как задача, как уровень достижения, который ставит перед собой субъект. В процессе формирования цели-задачи (цели-уровня достижения) происходит субъективная трансформация цели нормативно одобренного способа деятельности в личностно значимый для субъекта процесс деятельности. Эта трансформация происходит на основе взаимодействия мотивов и жизненного опыта личности с нормативным способом и условиями деятельности. В цели-задаче, таким образом, воплощается личностный смысл деятельности.

Принятие решения. Принятие решения в широком смысле означает процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. В качестве предмета исследования в изучении принятия решения выступают: мотивация принятия решения, ответственность за принятие решения, право выбора при принятии решения, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений.

Программа деятельности. Программа деятельности отражает

структуру деятельности и организует отдельные действия в пространстве и времени (определяет, что должен делать субъект для достижения цели деятельности). В. Д. Шадриков разделяет нормативную и индивидуальную программу деятельности. Нормативная программа деятельности фиксирована в документах (инструкциях и т.д.). В процессе деятельности у субъекта формируется индивидуальная программа деятельности. Последняя, как компонент психологической системы деятельности представлена в виде образа деятельности в форме знаний о последовательности и способах выполнения действий.

Деятельностно важные качества. В процессе освоения

деятельности, а также на разных стадиях профессионализации индивидуальные качества субъекта формируются в подсистему деятельностно важных качеств или профессионально важных качеств. Профессионально важные качества – это качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Индивидуальные качества субъекта деятельности, обеспечивающие успешность деятельности (эффективность формирования и функционирования психологической системы деятельности) характеризуются как способности. В. Д. Шадриковым выделено три основных направления перехода индивидуальных качеств субъекта в деятельностно важные качества:

1. Функциональное объединение отдельных качеств, потенциально важных для выполнения деятельности («первичных ПВК»), и проявление их в режиме взаимодействия.

2. Развитие первичных ПВК в деятельности и приобретение ими качеств оперативности.

3. Системное проявление структуры первичных ПВК в деятельности.

Как отмечает Г. А. Суворова, данное направление исследований в настоящее время недостаточно разработано.

Наши рекомендации