Тема 4.3 честь и достоинство современного человека
План: | 4.3.1 | Понятие о чести |
4.3.2 | Достоинство личности | |
4.3.3 | Честь и достоинство – единство противоположностей | |
4.3.4 | Кодекс чести современного молодого человека |
ПОНЯТИЕ О ЧЕСТИ
Среди моральных ценностей личности понятия «честь» и «достоинство» занимают совершенно особое место, поскольку они прямо и непосредственно касаются внутреннего мира личности, того мнения, которое складывается у окружающих о человеке, и той оценки, которую сам человек дает самому себе. Честь и достоинство с незапамятных времен описывают в художественной литературе, в музыкальных и драматических произведениях, в кинофильмах и научных трактатах; из-за чести люди стрелялись на дуэлях, кончали жизнь самоубийством, уходили в отставку.
Чувство чести, так же, как и совесть, составляет важнейший элемент нравственного мира личности, его сокровеннойвнутренней жизни, закрытой для других и тщательно оберегаемой от других. Чувство чести - это как бы один из кирпичиков нравственного фундамента личности, основание его нравственной культуры, которое побуждает личность к поступкам, истинные причины которых иногда могут быть даже непонятны окружающим. Чувство чести проявляется в стремлении добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Честь - понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию (общее мнение), которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.
Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют понятия воинской чести, девичьей чести, профессиональной чести, рыцарской чести, чести семьи. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой человек принадлежит. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».
1) B древности в архаических культурах ценность социальной общности (рода, общины, семьи) было гораздо выше ценности отдельной личности, не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества. Воин, статус которого определялся опасностями, которые выпадали на долю защитника общества, имел весьма высокое представление о чести. Формируются понятия славы, доблести, геройства, которые предполагают подвиги, выходящие за рамки простых обязанностей, исключительные заслуги перед народом, отечеством. В эпосе греков для героев «Илиада» нет более важной задачи, чем поиск личной славы, добываемой боевыми подвигами. В гомеровский период Древней Греции честь понималась как общественное признание индивидуальной доблести. Гражданин трепетал за честь своего отечества; изгнание из отечества было самым страшным наказанием.
2) В римском праве честь служила выражением идей полноправности римского гражданина. Отсюда отрицание чести в отношении рабов, иноземцев и лишенных гражданства. Древнеримское право рассматривало честь как выражение нравственного значения личности сообразно принадлежности данного лица к определенному социальному слою общества. За оскорбление назначалось наказание, имеющее публичный характер.
3) В древности в русском эпосе постоянно встречаются сказания о единоборствах русских воинов, например, с татарами, которые проводились перед сражением и воспринимались как средство поддержания чести. Древнее право содержало понятие «бесчестье», предусматривало наказание за умаление достоинства, полагалась уплата за бесчестье. В России с 1649 г. Уложение о наказаниях предусматривало такие статьи: а) оскорбление власти. Величайшим преступлением против государства считалось посягательство на честь монарха; б) оскорбление святыни - поругание священных предметов, надругательство над крестом, иконой, религиозным чувством; в) обида личная, оскорбление чести (отличается от клеветы), т.е. непосредственное обращение к лицу. Русское право требовало воздержания от поступков, отрицающих достоинство другого; умышленного выражения презрения.
4) Традиционная воинственность горских народов Кавказа трансформировала личную храбрость и склонность к риску как важнейшие составляющие чести «настоящего мужчины», в то время как трус презирался как «дважды умерший».
5) Бусидо — знаменитый кодекс поведения японского воина-самурая - основан на мировоззрении дзен-буддизма. Честь воина-самурая заключается в верности своему господину, честь абсолютизирована до такой степени, что сродни презрению к жизни. Самурай доказывает свою безраздельную преданность господину совершением харакири. Харакири - это почетный вид смерти и привилегия военного сословия. «Умереть, если нужно, убить, если требуется», - таков лозунг самурая, для которого честь дороже жизни.
6) Для феодала было естественным представление об особой сословной чести, которой могут обладать только благородные
7) Аристократическая сословная честь - это моральное требование, которое предписывает человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства данного сословия или рода. Сословная честь требовала: а) не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий; б) не заниматься унизительным для дворянина трудом; в) вызывать на дуэль оскорбителя. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению индивида в глазах окружающих.
8) Рыцарский кодекс чести включал в себя такие добродетели: смелость; владение копьем (оружием); искусную верховую езду; презрение к опасности; постоянную готовность умереть и презрение к смерти; славу, связанную со знатным именем или военными успехами, верность своему господину, за которого рыцарь в любой момент должен был выступить на войну, и даме сердца, во имя которой рыцарь и совершал подвиги; щедрость феодала по отношению к своим подданным и гостеприимство по отношению к другим феодалам. При этом добродетель верности в кодексе чести рыцаря определяла его отношение к тому, кто выше его в сословной иерархии, а добродетель щедрости определяла его отношение к тем, кто стоит ниже его. Нравственные идеалы рыцарства использовались многими поэтами и романистами Западной Европы. «Рыцарь, беспрестанно сосредоточенный на самом себе, при всяком событии думал прежде всего о своем достоинстве; его ни во сне, ни наяву не оставляла мысль о его неприкосновенности; ревнивое и раздражительное чувство чести было беспрерывно лихорадочно возбуждено», - писал А.И. Герцен.
9) Надо сказать, христианская этика пыталась достичь компромисса между религиозными и рыцарскими ценностями в «культе Грааля». Грааль в западно-европейских легендах Средневековья - единственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. (Считалось, что это чаша с кровью распятого Христа или чаша для причащения, служившая Христу и апостолам во время Тайной вечери). Церковь санкционировала обряд посвящения в рыцарство. Обряд рыцарской инициации автоматически закреплял за рыцарем его достоинство на рыцарское звание, следовательно, давал ему право на рыцарскую честь. Рыцарь становился неким эталоном чести, которую был обязан соблюдать и защищать на дуэли. Обладатель рыцарской чести мог передавать ее по наследству.
Церковь предписывала рыцарю проявлять умеренность (смирение) в своей жизни, служить не только своему господину, но в большей степени служить церкви. Дуэли стали необходимым атрибутом дворянской чести, которые в Европе приняли массовое распространение. В одной только Франции с 1589-го по 1608 г. на дуэли погибли восемь тысяч дворян.
Кардинал Ришелье, озабоченный судьбами молодых, объявил о казни за участие в дуэли, но это не останавливало поборников чести. Это была повсеместная напасть, которая не обошла стороной и Россию, что нашло отражение в многочисленных художественных произведениях русской классики. Например, глупо и нелепо погиб Ленский на дуэли со своим приятелем Онегиным в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Грушницкий - в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это, так сказать, литературные герои. Но столь же нелепой смертью в реальной жизни на дуэли погибли оба наших величайших поэта А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, тем самым был нанесен невосполнимый урон всей отечественной культуре. К слову сказать, все осознавали нелепость дуэлей, но сложившиеся традиции оказывались сильнее доводов рассудка.
Интересно, что А. Шопенгауэр в жестком, ироническом ключе высмеял пресловутые принципы рыцарского кодекса чести, сформулировав идеалы рыцарства следующим образом: а) честь заключается не в мнении о достоинстве человека, а лишь в выражении этого мнения, независимо от того, в какой степени выраженное мнение соответствует действительному облику человека и кто это мнение высказывает; б) честь человека основана не на его поступках, а на том, что ему о нем говорят другие и как в отношении него они поступают; в) честь человека не имеет ничего общего с его моральным обликом; поэтому она восстанавливается внеморальным способом - дуэлью либо «авантажем», т.е. проявлением еще большей грубости к обидчику, чем он сам это позволил; г) честь утверждается в грубости и ругани в отношении другого, независимо от того, насколько он это заслужил; д) единственное, что может отстоять честь, - это физическая сила, т.е. животное начало; в этом смысле рыцарская честь - это кулачная честь; е) по кодексу рыцарской чести только одно слово не может быть нарушено - то, при котором сказано: «клянусь честью», всякое другое слово можно нарушить.
Неожиданно поддержал рыцарский кодекс чести Ф. Ницше, который, провозглашая идею сверхчеловека и противопоставляя мораль господ и мораль рабов, исходил из принципа индивидуальной воли: честью обладает тот, кто может ее отстоять.
Нравственные идеалы рыцарства дольше всего сохраняются в среде офицерства и постепенно в последние два века воспринимаются как выражение педантизма, интеллектуально-нравственной ограниченности и бесчеловечности, приводящей к бессмысленной гибели людей. В 1874 г. командующий Киевским военным округом с огорчением отмечал, что офицерская среда начинает пополняться людьми из тех слоев общества, в которых понятие чести весьма мало развито.
Английское право разрешает обиженному обращаться с иском в гражданский суд. Во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Венгрии обиженный имеет право требовать уголовного наказания.
10) Категория чести занимает особое место в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, кто преуспевает. Ибо преуспеяние в делах является показателем предопределенности человека ко спасению Богом, неудачный в делах будет осужден.
11) Собственно христианское понимание чести определяется учением о первородном грехе и обретаемой через благодать праведностью. Индивидуальная честь христианина достижима только после смерти, и то в случае его церковной канонизации. Истинный христианин обязан не допускать клеветы, брани на ближнего, лжи словом, соединенной с ложью мысли, неверности данным обещаниям и излишнего любопытства. В соответствии с христианским принципом совершенствования («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») честь христианина состоит в богоуподоблении, т.е. в святости.
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ
Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинствоесть внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которое выражается в сопротивлении всяким попыткам посягательств на свою индивидуальность и независимость. Достоинство - это:
а) сознание собственной индивидуальной неповторимости;
б) требовательность к себе и порядочность по отношению к другим. Представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении.
Можно сказать, что механизм функционирования чести основан на движении от внешнего признания к внутренней потребности такого желания, а механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
Понятие достоинства, как полагают, зародилось уже в родовом строе. Участие в общем труде, добывание средств к жизни, отпор враждебным племенам способствовали зарождению в родовом обществе уважительного отношения со стороны соплеменников к трудолюбивым, храбрым и мужественным людям, проявившим себя в общем деле.
C возникновением частной собственности человеческое достоинство начинает рассматриваться как привилегия личности, принадлежащей к господствующим классам. Рабы рассматривались только как говорящие орудия, считалось, что они не обладают достоинством; римляне собирались на гладиаторские бои как на спектакль, где люди должны были на потеху убивать друг друга. Многочисленные восстания рабов восстанавливали попранное человеческое достоинство.
В Средние века понятие достоинства, так же, как и понятие чести, носит сословный характер, деля людей на «чернь», «простолюдинов», достоинство которых безжалостно попиралось (достаточно вспомнить, например, право первой ночи, которым безоговорочно пользовались аристократы), и феодалов, которые имели преувеличенное представление о чести и всякую минуту готовы были схватиться за шпагу, чтобы отстоять свое достоинство в рыцарском поединке.
Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их личностным содержанием: в их основе теперь лежит не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести личности. Идея равенства людей от природы - идея «естественного равенства» становится основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное в силу принадлежности к человеческому роду обладает достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус личности зависит не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. Каждый человек претендует на признание его человеческого достоинства. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума.
В понятии достоинства заключено как бы два начала - взаимоотношения личности и личности и взаимоотношения общества и личности. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей самости неотъемлемое свойство и качество личной неприкосновенности и признания ценности другого, равного себе представителя общности, социального целого. Во взаимоотношениях общества и личности наиболее существенный момент - признание обществом социальной ценности личности, проявляющееся в уважительном отношении к личности, признание ее равной другим, признание ее права на самость, на субъективность.
С точки зрения морали, достоинство человека не зависит от его положения в обществе, должности, профессии. Однако нельзя не учитывать, что у разных людей степень развития чувства достоинства различна. Несомненно, что у каждого есть право на чувство собственного достоинства. И в этом смысле достоинство человека связано с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможности. Достоинство - это нравственная сила, которая заставляет людей во всех случаях выполнять самому и требовать от окружающих правил поведения, норм морали.
Защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актах.
В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав человека» в двадцатом столетии отразила Понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Неслучайно «Хартия прав человека» начинается так: «Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы и справедливости и всеобщего мира» (Хартия прав человека // Права человека: Сб. международных документов. - М., 1986. - С. 21). Принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщая декларация прав человека» начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (там же, с. 22).
К сожалению, в советском обществе понятия чести и достоинства были невероятно искажены. «Все тонет в фарисействе»,- как сказал поэт Борис Пастернак о нравственной атмосфере советского общества - общества, в котором ему было даже отказано в праве поехать в Стокгольм получить Нобелевскую премию. С одной стороны, большевики провозгласили всеобщее равенство, тем самым была снята зависимость достоинства граждан от происхождения, материального и служебного положения. Однако формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства» приносило заслуги не только шахтерам, ткачихам и космонавтам, но и людям, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появилась партийная «номенклатура» - партаппаратчики, которые получали массу льгот, почестей и привилегий. Самый безнравственный поступок, в том числе предательство, донос, клевета, оправдывался интересами партии. Личная, индивидуальная честь и достоинство во внимание не принимались. Человека можно было унизить, безнаказанно вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять во всех смертных грехах. Разве академик Н.И. Вавилов, блестящий ученый, который мужественно защищал генетику от мракобесов в науке, не обладал достоинством, не был глубоко порядочным человеком? Разве поэт О.Э. Мандельштам не был порядочным, морально чистым человеком, разве многие и многие десятки тысяч других были безнравственными, лишенными достоинства людьми? Но они погибли в сталинских застенках. Кто-то писал доносы «куда следует», «органы» реагировали, людей забирали, мучили, пытали, выбивали показания, расстреливали. Писатель В. Богомолов, автор романа «В августе сорок четвертого», подростком ушел добровольцем на фронт, стал командиром роты, потом участвовал в боях Манчжурии и на Южном Сахалине; вдруг был арестован, провел под арестом 13 месяцев в тюремных камерах, причем девять месяцев в карцерах. За что, в чем он провинился? Да в том, что на одном офицерском совещании стал перечить начальству. Потом его освободили, не оставив никаких обвинений, выплатили денежное содержание, предложили путевку в дом отдыха. А он хотел другого – хотя бы просто извинений от официальных органов за унижения, за тяжкие муки, которые ему, ни в чем невиновному, выпали на долю. Никто и не подумал это сделать. Никакой возможности защитить свое достоинство и получить удовлетворение за унижения! Значит, достоинство должно быть обеспечено, гарантировано государством, обществом.
Право на достоинство личности не было записано в Конституции страны 1936 г.
В подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 г. Статья 57 (ч.2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 7 Основ гражданского законодательства указывала: гражданин вправе требовать по суду опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений. Однако практически таких дел в советских судах не было. Между тем право на честь и достоинство, право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований, право на свободомыслие, право на инакомыслие, право на оппозицию, право на национальное достоинство, право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений, право на потребность в человеческой культурной жизни, право на защиту своих прав человека и гражданина – вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности, для многих из которых была характерна пробельность закона – была не гарантирована.
Только после ухода коммунистов, как результат демократических преобразований и реформирования общества в новой, принятой в 1993 г., Конституции России появилась наконец статья о праве на достоинство личности в её позитивном, статусном варианте. Статья 150 «Нематериальные блага» гласит: 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Появилась статья 151, которая предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания).
4.3.3 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО – ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу. Если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная истинная ценность личности, которая может быть и не связана с её признанием. Честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек, высшее творение природы на земле. Используя понятие социологии «статус», скажем, что представление о чести определяется социальным статусом личности, поэтому в общественном сознании весьма значимы понятия «честь офицера», «честь врача», «дворянская честь». Понятие достоинства не интересуют статусные различия: в морали человеческое достоинство не оценивается в денежном эквиваленте; с нравственной, человеческой точки зрения достоинство неимущего ничуть не ниже достоинства любого богача. Высокомерие по отношению к неимущему, чванство, унижение другого человека считается у русского народа исстари самым отвратительным пороком, которое люди никогда не прощают и никогда не забывают. Л.К. Дуров, режиссер и актер Театра на Малой Бронной очень эмоционально выразил эту черту русского характера: «Я ненавижу, когда кто-то на кого-то смотрит сверху. И не только по отношению ко мне. Когда кому-то говорят свысока: «Эй!», со мной может припадок случиться. Никакая власть, никакие деньги не должны лишать человека уважения к другому. Некоторые считают, что им все позволено, но не знают, кто такой Веласкес, ничего не знают, кроме своего особняка на Рублевке» («Мир новостей», 17 февраля 2004, с.29). Абсолютно недопустимо унижение человеческого достоинства в любой его форме.
В чем же конкретно выражается осуществляемое человеком право на достоинство? В первую очередь в порядочности, в требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть нравственно чистым человеком. Эти качества суммируются и проявляются в чувстве гордости как форме проявления самосознания личности. Гордость – это прежде всего уважение к себе, которое требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлениям о самом себе и не позволяют делать то, что могло бы умалить его достоинство. Чувство гордости обычно связано и с личными заслугами человека, и с обладанием определенной собственностью, и с принадлежностью к определенной нации, профессии, государству. Гордость своей родиной представляет собой один из моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим поступкам.
Чувство достоинства скромного работящего человека всегда служит гарантией надежности его в труде, в товарищеском чувстве, вызывает уважение и симпатию окружающих.
Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это нравственное величие человеческой личности, это моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Благородство – это эталон нравственности, порядочности, морального совершенства, нравственный камертон образа жизни, поведения, манер и интеллигентности, которые так ценимы окружающими, так востребованы обществом и, увы, не так часто встречаются в подлунном мире.
В феодальном обществе благородство понимали как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности, указывает первоначальное значение слова «благородство» в русском языке – благое рождение). С Нового времени сословный характер толкования благородства все более отпадает, благородство понимают как индивидуальную особенность того или иного человека. Мыслители-гуманисты во все времена вкладывали в понятие благородства преимущественно общечеловеческое содержание – человеколюбие, готовность к самопожертвованию, честность, неподкупность.
Благородство абсолютно несовместимо с разными видами гордости, тщеславия и самомнения. Благородный человек должен воспитать в себе черты человека, честного с собой и другими, порядочного, мужественного, с открытым и дружелюбным характером.
Показателем достоинства личности является её отношение к достоинству другого человека. Тот, кто сам не имеет достоинства, не уважает и достоинства других. Тот, кто не уважает достоинства другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.
Как уже было сказано, честь и достоинство как парные этические категории являются полярными по своему существу. Право на достоинство человек получает с момента появления на свет. Человек как homo sapiens своим фактом рождения обеспечивает себе право на достоинство. А вот понятие чести человек должен заслужить, приобрести своим собственным трудом, заботиться о ней и поддерживать свою честь в глазах окружающих. Существует не абстрактное понятие о чести вообще, а вполне конкретное представление о профессиональной чести, семейной, фамильной. Возникает проблема честолюбия. Надо сказать, что вопрос о честолюбии не так прост. В. Даль довольно прохладно толкует смысл слова «честолюбие» как «искательство внешней чести, уважения, почета, почестей», а слова «честолюбивый человек» как человек, «страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам, а потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – Спб.-М., 1882. – С.600). Современные представления расширяют толкование понятия «честолюбие». Действительно, смирение, уничижительная скромность препятствуют самовыражению человека и самореализации его для успешной деятельности в предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере, поэтому сегодня белее востребованными оказываются честолюбивые устремления. В то же время, если честолюбие становится преобладающей чертой характера, если его претензии к «искательству внешней чести» носят явно преувеличенный характер, они превращаются в тщеславие. Тщеславие есть поиск вздорной, ложной славы, требование признания мнимых достоинств, похвальба заслугами, достоинствами, богатством. Так, в советские времена грудь генсека Л. Брежнева была увешана десятками орденов и медалей, что воспринималось простыми людьми с горькой иронией и усмешкой.
Диалектика чести и достоинства проявляется в относительной независимости чести и достоинства друг от друга. Так, утрата чести автоматически не ведет к потере достоинства. Обесчещенный человек (оклеветанный, оскорбленный, униженный) способен принять бесчестье с достоинством, т.е., теряя честь, сохранить достоинство. Например, в дореволюционной России бросить человеку в лицо перчатку означало обесчестить его, но это не означало, что человек лишался достоинства. Сохраняя собственное достоинство, человек заботился о возвращении утраченной чести доказательством своей невинности или вызовом на дуэль. К сожалению, в сегодняшних условиях нередко обиженный проявляет внешнее смирение и согласие с унижением, а затем нанимает отморозков, чтобы расправиться втихую, когда никто не видит и не может прийти на помощь.
Весьма противоречивой является сегодня проблема женской и девичьей чести. В русских традициях исстари существуют понятия девичьей гордости, скромности, нравственной чистоты, целомудрия, женской верности и преданности, которые находят отражение в многочисленных былинах, сказаниях, сказках, пословицах, в прозе и эпосе. Образы Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, тургеневские героини создали ореол возвышенной и романтически-прекрасной натуры русской женщины, хранительницы самых лучших качеств народа, которые не раз проявлялись и с новой силой подтверждались во времена лихолетья.
ХХ в. внес существенные коррективы в некоторые стороны нравственной жизни народа. Борьба за эмансипацию, т.е. освобождение женщины от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, приводит к тому, что идея равноправия подменяется идеей равенства женщин и мужчин. В результате сегодня, в XXI в., женщины не только укладывают рельсы, перетаскивают тяжести, пьют водку и употребляют ненормативную лексику. Молодые женщины усваивают новую «философию жизни»: они стремятся любой ценой занять ключевые посты, демонстрируя авторитарное властолюбие, мужеподобное поведение в манерах, прическе, одежде и, разумеется, теряя шарм, женственность, прелесть и романтичность.
Результаты «сексуальной революции», изменений брачно-семейных отношений не могли не привести к определенным деформациям в сфере интимных отношений. Понятие девичьей чести, которая раньше соотносилась с женской стыдливостью, целомудрием, застенчивостью, робостью, нежностью, строгими нравами, сегодня воспринимается как анахронизм и даже вовсе отрицается. Некоторые считают, что не иметь добрачного сексуального опыта глупо и неестественно, появилось понятие «пробного брака», некоторых довольно экзотических форм брачных отношений «шведского типа». Но, по свидетельству социологов, мужчины и юноши выдвигают на первое место такие качества любимой девушки, как женственность, нежность, верность, скромность. Значит, женщинам предстоит научиться органично сочетать традиционные «женские» качества со стремлением к высокому социальному статусу, личному успеху, подлинному равноправию с мужчинами.