Индивидуально-типологические особенности личности

Личность.

1.Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Индивид - Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Личность - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все".

2)В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

3)Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах...

Ощущения и восприятие.

1)Общее представление об ощущениях:

Понимание того, как мы осознаем окружающую действительность, а также понимание связи между внешней средой и нашим сознательным опытом — вот основные проблемы, которые приходится решать психологам, изучающим ощущение и восприятие.

Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки, реагирующие на тот или иной вид энергии. Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют на световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза.

Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.

Что же касается восприятия, то оно является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствии с этими различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно так же типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира.

Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого. Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода. Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).

2)Виды ощущений: Зрительные, слуховые, обонятельный, кожный, вкусовой, равновесия, органический,

3)Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

4)К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

Внимание и память

1)Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

2)Свойства:Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Виды: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

3)Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом"'.

4)Виды памяти: генетическая и механическая, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая..

Процессы памяти: 1) Запоминание - происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2) Сохранение - Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение - Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение – одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Мышление и речь.

1)Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

2)Операции: Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

3)Процессы: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение.

4)Виды мышления:Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое (логическое), реалистическое, продуктивного и репродуктивного...

5)Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его достижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его индивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепление за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

6)Функции:

- воздействия;

- сообщения;

- выражения;

- обозначения.

Виды: жаргон, устная речь, диалог, монолог, письменная речь, внутренняя речь.

Воображение и творчество

1)Основные виды творчества:

1. Творчество как создание субъективно нового, самостоятельное отыскание решения какой-то новой для субъекта задачи. 2. Творчество как нахождение оригинального (никогда или редко предлагавшегося) решения трудной (непосильной для многих) задачи. 3. Творчество как новаторство, заслуживающее общественного признания, - главным образом в науке, искусстве, технике. 4. Творчество как процесс самовыражения личности, увлечённой каким-то делом и «вкладывающей душу» в него.

2)Виды воображения: произвольное, репродуктивное, творческое, аффективное, познавательное.

3)Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Индивидуально-типологические особенности личности

1)Темперамент — это те врожденные особенности человека, кото­рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско­рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

2)Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Свойства темперамента: Все типы темперамента проявляются и в положительных, и в отрицательных психологических чертах. Если энергия и страсть холерика направлена на достойные цели, то оцениваются как ценные качества, однако недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, при отсутствии воспитания, может выразиться в несдержанности, резкости и склонности к постоянным взрывам. У сангвиника ценными особенностями являются живость и отзывчивость, и также как у холерика при отсутствии воспитания могут привести эти качества к отсутствию сосредоточенности, склонности разбрасываться. Ценными свойствами для флегматика считаются спокойствие, выдержка и отсутствие торопливости. Но в неблагоприятных условиях развития, человек может стать равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Ценный черта меланхолика: глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость, но при недостатке воспитательных воздействий может развиться расположенность целиком погружаться в переживания, излишняя застенчивость.

Итак, одни и те же свойства темперамента не определяют того, во что они сформируются – в недостатки или в достоинства. Поэтому главная задача воспитателя заключается в том, чтобы содействовать развитию положительных сторон каждого типа темперамента и помогать избавиться от таких отрицательных моментов, которые связаны с данным темпераментом.

Не стоит также считать, что невоспитанность является проявлением отрицательных качеств данного темперамента. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении может быть следствием недостатка воспитания при любом темпераменте, не только у холериков. Несдержанность, легкость смены увлечений и интересов, пугливость и безразличие к окружающим могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: поощрения капризов или излишняя строгость, заласкивания, подавления самостоятельность.

3)Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

1.те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

2.черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

3.чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Общая характеристика: Характер тесно связан с темпераментом человека и его способностями. В какой-то мере он является одной из составляющих частей характера, т.к. обуславливает форму проявления реакций человека, динамику его психических процессов. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты. Понятие способностей тоже входит в определение характера. Например, развивая способность к труду, мы одновременно развиваем трудолюбие, как черту характера.

Типы темперамента, как правило, наследуются ребенком от одного из родителей. Но темперамент это только база для воспитания различных черт характера. Например, можно воспитать настойчивость и у холерика, и у флегматика, но проявляться он будет в кипучей активности у одного и методичной работе у другого. Характер не является врожденным и неизменяемым свойством, он формируется под влиянием жизненного опыта, воспитания, окружающей среды.

4)Типы характера: гипертимический, застревающий, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимический, демонстративный, возбудимый, дистимический, экзальтированный, интровертированный.

Способности.

1)Под способностями понимают такие индивидуальные особенности ,которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей ,то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18-19 вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

2)Виды способностей: Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Структура способностей: Все виды и уровни способностей имеют свою структуру, которая, в свою очередь, разделяется на ведущие и вспомогательные свойства. Так, для математика ведущими свойствами являются гибкость процессов мышления, легкость перехода от прямого к обратному ходу замысла и умение обобщать. В литературе, педагогике или у художников ведущие свойства будут отличаться.

Различается также и специфика пути развития специальных способностей, например, раньше других могут развиваться способности к математике или музыке.

Традиционно различают 2 разновидности уровня способностей: творческий и репродуктивный.

Творческий, или художественный, уровень ответственен за создание всего оригинального и нового.

Репродуктивный уровень занимается обеспечением умения усваивать и овладевать конкретной деятельностью.

Виды и уровни способностей у всех различны, и даже у одного и того же человека могут быть разные умения, однако одно может преобладать над другим. А у разных людей нередко наблюдаются одни и те же способности, которые различны по уровню своего развития.

Наши рекомендации