Б) основные явления и процессы. Их влияние на качественные показатели производства; себестоимость, цена и его конкурентоспособность

Промышленный переворот начинается с технических изобретений второй половины XVIII ст. в хлопчатобумажной отрасли, которая меньше чем другие отрасли регулировалась цеховыми и традиционными правилами. Рост потребности рынка на хлопчатобумажную продукцию вызвал необходимость механизации производства. В 1733 г. механик Дж. Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое. Прядение начало отставать от ткачества. Для ликвидации диспропорции изобретатель Джеймс Харгривс в 1738 г. создал первую прядильную машину - механическую прялку «Дженни». Она имела несколько веретен, не требовала механической энергии и заменила труд нескольких рабочих. Это способствовало ее широкому распространению. Но прялка «Дженни» имела и ряд недостатков. Она давала не очень прочную нитку. Этот недостаток ликвидировал Ричард Аркрайт. Его ватер-машина приводилась в действие при помощи водяного колеса, способствовала дальнейшей механизации, росту производительности труда и перехода к фабричной системе организации производства. Но ее нитка была очень толстой. В 1767 г. была изобретена мюль-машина Самюэля Кромптона, которая соединила лучшие качества «Дженни» и ватер-машины. Она давала более тонкую и крепкую нитку.

В 90-х гг. XVIII ст. мюль-машина была адаптирована для использования паровой энергии и заняла господствующее положение в отрасли. Рост производства пряжки привел к отставанию от ткачества. Поэтому в 1785 г. Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок, который заменил труд 40 ткачей. Таким образом, и прядение, и ткачество в хлопчатобумажной отрасли были механизированы. Это привело к позитивным изменениям в этой отрасли. Увеличился валовый выпуск продукции. Резко понизилась цена на хлопчатобумажные товары. Повысилась конкурентоспособность в сравнении с тканями других отраслей. Значительно вырос экспорт и потребность на хлопок-сырец. Основными производителями хлопка были южные районы США. Их роль стала доминирующей, когда в 1793 г. инженер Эли Уитни изобрел машину, которая отделяла хлопчатобумажное волокно от зерен. Одним из основных последствий механизации отрасли стал рост прибыли и ускорение накопления капитала.

Успех хлопчатобумажной отрасли снизил спрос на шерстяные и льняные ткани. Значительные изменения произошли и в черной металлургии. Начинается механизация их производства. Долгое время она работала на древесном угле, вследствие чего лесные массивы Англии постепенно исчезали.

В 1735 г. металлург Абрагам Дерби предложил использовать при выплавке чугуна кокс, вместо древесного угля. Производство чугуна выросло. В 1756 г. Г. А. Дерби основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. тонн чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. тонн чугуна). Важным результатом открытия А. Дерби было увеличение спроса на уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой промышленности.

Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных шахт, угледобыча выросла с 26 млн. тонн в 1700 г. до 76 млн. тонн в 1790 г. Наличие угольной, металлургической и начало развития других отраслей тяжелой промышленности послужили стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов. В 1795 г. был прорыт канал между Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 км, в результате чего цены на уголь в Манчестере понизились в два раза. Позже канал удлинили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. После завершения Большого соединительного канала, транспорт стал в 4 раза дешевле. Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей.

В конце XVIII ст. Ж. Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее и в любую погоду.

Сердцевинной промышленного переворота было изобретение паровой машины. Еще в 1698 г. Томас Севери сконструировал паровую установку для выкачивания воды с шахт. В угольной промышленности Англии в 70-х гг. XVIII ст. работало 150 таких машин. В 1784 г. Джемс Уатт предложил универсальный паровой двигатель, который мог работать во всех отраслях и сферах хозяйства. Паровая машина Уатта стала использоваться на транспорте. В 1807 г. Фултон построил пароход (В Америке), а в 1811 г. Джордж Стефенсон создал паровоз, который двигался со скоростью 20 миль в час. В 1825 г. была построена первая железная дорога, с этого момента начинается строительство железных дорог.

Использование парового двигателя вызвало революцию в экономике:

- начался интенсивный процесс механизации производства. Расширились его возможности, выросла производительность. Снизилась себестоимость товаров, повысилась их конкурентоспособность;

- паровой двигатель повысил концентрацию производства, капитала и рабочей силы;

- рост спроса на железо, сталь, уголь способствовал развитию металлургии и угольной промышленности;

- имели место значительные изменения в территориальном размещении промышленности. Предприятия приблизились к топливно-сырьевым базам, к потребителям, к транспортным узлам;

- паровой двигатель активизировал проблему производства «машин машинам» и способствовал возникновению новой отрасли промышленности – машиностроения. Большую роль в его развитии сыграл Генри Модсли – создатель токарного станка с суппортом, строгального станка, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с большой точностью. Без достижений технического прогресса нельзя было изготовлять сложные машины, столь необходимые на крупных предприятиях. Ускоренному развитию отрасли способствовали изобретения гидравлического пресса (Брама), парового молота (Несмита), клепальной машины и др.

Необходимо отметить, что положительные изменения в промышленности происходили постепенно. Механизация в текстильной и прядильной промышленности в полной мере начались только в 20-30 гг. XIX ст. В металлургии новые технологии стали интенсивно внедряться в 1790-1820 гг. В это время наблюдается значительный подъем в угольной промышленности. Машиностроительный комплекс создался в середине XIX ст. Сформировалась новая технико-технологическая база, основой которой стала система машин, которая приводилась в движение механическими двигателями. В результате физического и морального износа эта система требовала периодического обновления. Одновременно происходили значительные изменения внутрипроизводственного характера. Инновация в технико-технологической базе предприятий привели к изменениям в организации производства, управления, учета.

Наши рекомендации