Приложение 1. (Кроссворд)

Х О Д У Р О К А .

Содержание Деятельность учителя и учащихся
1. Учитель приветствует учеников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь. Учащиеся настраиваются на работу.
2. Объяснение о форме и этапах проведения обобщающего занятия.   Мы с вами изучили целый раздел, который называется — История России в Новое время. А именно в какие века? (16-18 вв.). За такой длительный срок произошло достаточно много событий, знания о которых нам нужно обобщить, привести в систему и разложить «по полочкам», чтобы не путаться в дальнейшем. Этим мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке. В целом наш раздел можно разделить на 3 части: история России от Василия III до Петра I, время правления Петра I, время правления Екатерины II. Урок мы построим в виде 2-х блоков, которые будем обобщать. Первый блок – История России до начала правления Петра I. Его мы выполним в виде кроссворда, на основе которого определим основные черты развития России в этот период. Второй блок – История России во время правления Петра I и Екатерины II. Здесь мы организуем нашу работу в виде сравнительной таблицы, где кратко охарактеризуем политику каждого из правителей по определённым критериям. В конце сделаем небольшой вывод в целом о развитии России в Новое время. И закрепим знания небольшим блиц-опросом. Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос.
3. Запишем в тетради: Обобщающий урок. История России Нового времени. (XVI - XVIII вв.) Мы разделимся на 3 группы. Каждая из групп получит небольшой кроссворд на повторение определённой темы из раздела, а именно: 1 группа: «Россия в XVI вв.». 2. группа: «Россия в XVII вв. «Смутное время».». 3. группа: «Начало правления Романовых.». В каждом кроссворде есть одно или несколько ключевых слов, которые в последствии помогут нам сделать выводы о развитии России в XVI-XVII вв. Кроссворд распечатанный на А4 раздаётся группам учащихся. Заранее на доске записаны шапки кроссвордов, в которые учащиеся после самостоятельной работы будут вписывать слова. Вопросы и ответы к кроссворду. (Приложение 1). Из ключевых слов учитель вместе с учащимися составляется вывод-схему на доске. Выводы в виде схемы. (Приложение 2). Помимо этой схемы, нужно отметить то, что с приходом первых Романовых в России начинается период расцвета. Смута преодолена, иностранные интервенты изгнаны, укрепилась новая династия. Также нужно отметить, что Россия была подготовлена к реформам, которые в последствии проводили Петр I и Екатерина II. Записывают в тетради. Делятся на группы под руководством учителя.   Работают с кроссвордами.   Составление схемы.
    Физкультминутка.   Перейдём ко второй блоку нашей работы – История России во время правления Петра I и Екатерины II. Здесь мы организуем нашу работу в виде сравнительной таблицы политики каждого из правителей правителей. Шапка таблицы на доске. По мере заполнения будут стираться и записываться новые данные. Таблица «Сравнение политики Петра I и Екатерины II». (Приложение 3). В этой таблице мы постараемся кратко отразить наиболее важные направления их политики в той или иной сфере. Вывод: Как Пётр I, так и Екатерина II назывались Великими. Они действительно много сделали для России. Безусловно большую роль играла их реформаторская деятельность, благодаря которой была сильно развита промышленность и освоены новые территории. Важным моментом является и то, что Россия стала империей. Получила выход к 2 морям, хотя до этого не имела ни одного. Это благоприятно сказалось на её величии и признании на международной арене. Однако, были и минусы. Промышленность сильно зависела от с/х, что особенно проблемным моментом становилось при крестьянских восстаниях и волнениях. Крепостное право, которое являлось тормозом развития капиталистических отношений, которые начнут зарождаться в последующее, уже Новейшее время, но это уже совсем другая история. Физкультминутка.   Составляют таблицу совместно с учителем.   Совместно с учителем делают вывод.    
4. Отлично. Все молодцы! Все хорошо поработали. Осталось закрепить пройденный материал небольшим блиц-опросом и поставить отметки. Блиц-опрос. (Приложение 4). Тренировка зрительной памяти. Картинки с правителями. А сейчас мы проверим вашу зрительную память и поработаем с портретами. А также блиц-опрос. Работа с портретами. Отвечают на блиц-опрос.
5. Выставление отметок.  
5. Д/з. §26, сделать сравнительную таблицу по культуре XVI, XVII, XVIII вв. Дома вам нужно будет сделать сравнительную таблицу по культуре России этого периода. Шапка таблицы будет включать такие пункты как: образование, литература, архитектура/зодчество, живопись. Вам нужно будет сравнить и проследить своеобразную эволюцию культуры России на каждом этапе. Записывают д/з в дневник


Приложение

Приложение 1. (Кроссворд).

Кроссворд для группы 1. Россия в XVI в.

По горизонтали:

1. Казачий атаман, который в 1580-х гг. совершал походы для освоение Сибири. (Ермак)

2. Прозвище Ивана IV. (Грозный)

3. Общероссийский свод законов, который был принят в 1550 г. (Судебник)

4. Совещательный «орган» при Иване IV в 1549г. В состав входили: А.Адашев, Сильвестр и др. Именовался Избранная … (Избранная Рада).

5. Титул, который принял Иван IV в 1547 г. (Царь)

6. Правители Астраханского ханства, Казанского ханства. (Хан)

7. Выход к какому морю потеряла Россия в Ливонской войне 1558-1583 гг. (Балтийское)

8. Служилые люди, получавшие от монарха землю и обязанные служить ему «верой и правдой». (Дворяне)

9. Политика террора проводимая Иваном IV в отношении неверных и неподчиняющихся дворян. (Опричнина).

По вертикали:

1. Князь Московский, который продолжил собирание земель вокруг Москвы. Присоединил Псков и Смоленск (Василий III).

2. Совещательные собрания бояр, духовенства и дворян. Назывались Земскими. (Собор).

Кроссворд для группы 2. Россия в XVII вв. «Смутное время».

По горизонтали:

1. Время в России после смерти Ивана IV, которое характеризуется волнениями, беспорядками, появлением самозванцев. (Смута).

2. Царь, избранный Земским собором после смерти последнего наследника Ивана IV. (Годунов.)

3. Как звали первого самозванца в России? (Лжедмитрий)

4. Что было введено в России в 1589 г.? (Патриаршество)

5. Как звали царя после Б. Годунова, который воевал с повстанцами крестьянами в 1606-1607 гг. (Василий Шуйский)

6. Князь, возглавлявший борьбу против польских воинов, которых впустила в Москву «Семибоярщина» признавшая Владислава русским царём. (Пожарский)

По вертикали:

1. Руководитель крестьянского восстания 1606-1607 гг. (Болотников.)

2. Земский староста в Нижнем Новгороде. сформировавший ополчение для освобождения Москвы. (Минин)

Кроссворд для группы 3. «Начало правления Романовых.»

По горизонтали:

1. Какое право усиливалось документом 1644 г., по которому отменялись урочные лета (Крепостное).

2. Одни из владельцев первых мануфактур. Бываю как отечественные, так и зарубежные. (Купцы).

3. Руководитель крестьянского восстания на Поволжье в 1670-1671 гг. (Разин).

4. Документ 1644 г., по которому отменялись урочные лета и усиливалось (см 1.) право. (Соборное уложение).

5. Новая форма производства, пришедшая на смену ремесленным мастерским в XVII в. (Мануфактура)

6. Город, через который в основном велась торговля с Зап. Европой (Архангельск).

7. Орган гос-венной власти как опора первых царей Романовых. Бывает Большая, малая, тайная. (Дума).

8. Второй царь Романовской династии, пришедший к власти в 1645 г. (Алексей).

По вертикали:

1. Первый царь Романовской династии, пришедший к власти в 1613 г. (Михаил).

Наши рекомендации