На заводе строительных материалов
С Ленинградом Сланцы связаны отличной асфальтированной дорогой, проходящей через Кингисепп: там, у Кингисеппа, она примыкает к шоссе Ленинград-Таллин.
Оживленное пассажирское сообщение между Ленинградом и Сланцами в основном поддерживают скоростные автобусы. Весь путь они пробегают за 3 часа 20 минут. Ежедневно из Ленинграда от нового автовокзала, расположенного на Обводном канале, а из Сланцев — от железнодорожного вокзала отходят 13 пар автобусов. Они доставляют в оба конца не только пассажиров, но и почту.
Пассажирское сообщение между Ленинградом и Сланцами поддерживается и по железной дороге, но поезда преодолевают это расстояние за шесть часов. Сланцы тесно связаны автобусным сообщением не только с Ленинградом, но и с рядом других городов: пассажирские машины и грузовые такси курсируют между Сланцами и Псковом, Новгородом, Гдовом. Кроме того, автобусы связывают шахтерский город с Осьмином, Ивангородом, Новосельем, Демешкином, Переволоком, Лужицами и другими населенными пунктами. Автобусные трассы хорошо оборудованы: на местах остановок между поселками устроены деревянные навесы, где пассажиры, ожидающие рейсовую машину, могут укрыться от непогоды.
* * *
Наряду с такими крупными заводами общесоюзного значения, как газосланцевый, цементный и регенераторный, в городе вступили в строй предприятия меньшие и по размеру и по своему хозяйственному значению. Таковы лесокомбинат, майоликовый завод и некоторые другие.
Особенно важное место в жизни Сланцев занимает завод строительных материалов — «Стройдеталь». И это совершенно закономерно: на строительство в городе ежедневно расходуется 350 кубометров бетона и железобетона и до 20 тонн металлических конструкций.
Завод строительных материалов выпускает целые блоки и сборные строительные детали. Их доставляют на машинах непосредственно «а места возведения новых зданий и там монтируют. Таким образом, промышленные объекты и жилые дома возводят здесь индустриальным методом, что ускоряет темпы и снижает себестоимость строительства.
Майоликовый завод.
Ударник коммунистического труда комсомолка
Г. Алексеева просматривает готовую продукцию.
Значительное внимание уделяют в Сланцах развитию предприятий пищевой индустрии. Крупнейший из заводов такого типа — консервный. Он рассчитан на выпуск 5,5 млн. банок овощных и сало-бобовых консервов в год. Несколько лет назад в городе сдали в эксплуатацию молокозавод. Основная его продукция — молоко, кефир, простокваша, сметана и мороженое — поступает как в местную торговую сеть, так и в магазины Ленинграда.
...Растут новые заводы в Сланцах, расширяются существующие. Темпы роста нового строительства здесь исключительно высоки: в текущем семилетии они в несколько раз превышают средние темпы в целом по Советскому Союзу. Так, объем работ только по тресту № 31, ведущему основное строительство промышленных предприятий в Сланцах, с 10 млн. рублей в 1959 г. достигнет в 1965 г. 68,7 млн. рублей. Увеличение почти семикратное! И еще одна цифра, самая убедительная: фактически за семилетие в промышленное строительство в Сланцах будет вложено около 300 млн. рублей.
Так шахтерская столица Северо-Запада постепенно превращается в крупный индустриальный город страны, город большой химии.
* * *
Но не только о своем городе заботятся сланцевчане.
Кингисеппский комбинат «Фосфорит»... Это предприятие большой химии возводилось не непосредственно на территории города Сланцы, а возле города Кингисеппа, где геологи обнаружили огромные запасы ценного сырья, пригодного для изготовления фосфоритной муки — «муки плодородия». Сланцевчане активно включились в его строительство, помогая ему и кадрами, и техникой.
«Фосфорит» стал подлинно всенародной стройкой. Сюда, как когда-то на «Гдовские сланцы», прибывали молодые рабочие из Ленинграда и других индустриальных центров, из отдаленных районов и областей. Приехали сюда и строители, механизаторы, монтажники из Сланцев.
Вновь возродились прекрасные традиции прежних лет — комсомольские воскресники. В резиновых сапогах, в телогрейках, в шапках-ушанках юноши и девушки направлялись из Сланцев в Кингисепп на строительство «Фосфорита». Над колонной юных энтузиастов пламенели лозунги: «Наш вклад в большую химию — досрочная сдача комбината, «Фосфорит», «Полям Родины — муку плодородия!»... И вновь, как когда-то звенели над колонной автомашин комсомольские песни, звучали задорные шутки. Ребята рыли траншеи для укладки трубопровода, насыпали дороги, выносили мусор из цехов. На первый воскресник вышли 1800 молодых сланцевчан,- на второй — свыше 2000. Для строителей комбината это было серьезной трудовой помощью. И такую помощь они получали не раз.
Этапным в истории строительства фосфоритного комбината стал декабрьский Пленум ЦК КПСС. Весть о том, что Пленум будет обсуждать вопрос о дальнейшем развитии химической промышленности и широком использовании химических продуктов и материалов в народном хозяйстве, вызвала у строителей большой трудовой подъем. Тогда же они единодушно решили: сдать первую очередь комбината в эксплуатацию досрочно, ко дню открытия Пленума, и повысить производственную мощность предприятия с 420 тыс. тонн фосфоритной муки в год, как намечалось по плану, до 840 тыс. тонн.
К строителям и монтажникам снова пришли их испытанные друзья-сланцевчане. Они помогали и делом и словом. На стройке были созданы контрольные комсомольские посты, строго следившие за выполнением уплотненного графика, городская сланцевская газета «Знамя труда» оперативно освещала ход работ, подтягивая отстающие участки, поддерживая почин передовиков.
В результате «фосфоритчики» с честью сдержали свое слово: в дни, предшествовавшие Пленуму, комбинат дал стране первую партию «муки плодородия». Сейчас он настойчиво набирает темпы.
ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ!
Первые бригады коммунистического труда, Тысячи хозяев района. Учиться, учиться и учиться!
Небывалый трудовой подъем вызвали в Сланцах, как и во всей нашей стране, исторические решения XXII съезда КПСС, новая Программа партии.
На шахтах и заводах, в цехах и бригадах еще шире развернулось соревнование за почетное звание ударников и коллективов коммунистического труда. На предприятиях ярко зажгли огни первые маяки, осветившие другим участникам соревнования пути к новым успехам в строительстве коммунизма. В местной газете «Знамя труда» все чаще стали появляться сообщения: «Почетное звание коллектива коммунистического труда присвоено цеху...», «Почетное звание коллектива коммунистического труда присвоено бригаде...»
Об одной из таких бригад стоит рассказать подробнее.
Доброй славой на комбинате «Сланцы» пользуется бригада проходчиков-скоростников шахты № 3, руководимая коммунистом Николаем Шапиным. Кроме него в эту бригаду входили взрывники Геннадий Рокотов и Алексей Николаев, проходчики Виктор Васильев и Вячеслав Соколов, звеньевой Алексей Калинин, моторист Алексей Костин и другие. Дружный, сплоченный коллектив принял на себя высокие обязательства. Члены бригады дали слово досрочно выполнять месячные задания; сверх того каждый обещал овладеть второй специальностью, повысить свой разряд. Они сдержали слово. Члены бригады закончили школу коммунистического прогресса: каждый проходчик овладел двумя дополнительными профессиями — машиниста погрузочной машины и электрослесаря четвертого разряда. Следуя почину Гагановой, все члены бригады пошли на отстающие участки производства и теперь добиваются там отличных успехов.
На шахте имени С.М. Кирова отлично работает бригада коммунистического труда, руководимая Виктором Ревенко. Этот коллектив тоже стал одним из первых маяков на Сланцевском комбинате.
Бригада постановила: всем учиться. И вот 13 человек занимаются в школе рабочей молодежи, 7 — в экономической школе.
Руководителя бригады, члена партии Ревенко коммунисты Сланцев удостоили высокой чести — они избрали его делегатом XXII съезда КПСС. Возвратившись из Москвы, Виктор Александрович взволнованно сказал своим товарищам:
— Работали мы с вами, друзья, и до сих пор неплохо, но теперь нужно работать намного лучше. Моральный кодекс строителей коммунизма будет теперь определять всю нашу жизнь.
Как идут дела в бригаде, об этом лучше всего говорят факты. План 1961 г. она выполнила досрочно, задание 1962 г. перевыполнила более чем на 5000 тонн. Не сдала темпов бригада и в пятом году семилетки. Сам Ревенко трижды переходил из своей бригады в отстающие и неизменно выводил их в число передовых.