Характеристика универсама «Ласточка», торговой зоны, покупателей и конкурентов
Объекты и методы исследования
Общая площадь магазина «Ласточка» – 390,6 м2, из них подсобные помещения занимают 29,5 м2.
Режим работы с 7.00 до 24.00, ежедневно, без перерыва и выходных.
Магазин "Ласточка" Белыничского райпо расположен по адресу: Могилевская обл., г.п. Белыничи, ул. Калинина, 4 (рисунок 1).
Рисунок 1 – расположение магазина и конкурентов
Метод продаж - самообслуживание. В магазине имеется оборудование: немеханическое (горки, прилавки, столы), кассовое оборудование ЭКР - 3102 - 4 машины, принтовые сканеры, портативные терминалы, ручные сканеры, холодильное оборудование - где поддерживается t от 0 до 80С.
Ежедневно универсам посещают около 500 покупателей. Размер среднего чека составляет 100 тысяч рублей. Система безналичного расчета представлена терминалами принимающими как карты системы БелКарт, так и международные карты (всех банков) системы VISA, Maestro, MasterCart.
Основное место в товарообороте (более 72% в денежном выражении) занимают алкогольные напитки, молоко и молочная продукция, мясо и птица (рисунок 2).
Рисунок 2 - Реализация товаров за 2014 год
Таблица 1 - Сведения о реализации продовольственных товаров за 12 месяцев 2014 г.
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Реализа ция За 12 мес. 2013 г. (в %) | Реализа ция За 12 мес. 2014 г. (в %) | % -ное отношение 2014 г к 2013 г. |
Мясо и птица | кг | 8,11 | 9,77 | ||
Яйцо (всех видов птиц) | дес | 1,13 | 0,99 | ||
Колбасные изд. и копчености | кг | 9,28 | 8,78 | ||
Рыба и морепродукты | кг шт. | 3,87 | 3,56 | ||
Салаты | кг | 1,03 | 1,13 | ||
Икра | шт. | 0,22 | 0,20 | ||
Консервы | шт. | 1,96 | 1,87 | ||
Пищевые жиры | шт. | ||||
Соусы, горчица, хрен, аджика, кетчуп | шт. | 0,41 | 0,37 | ||
Сыры | кг | 1,97 | 1,74 | ||
Молоко и молочная продукция | шт. | 9,42 | 9,81 | ||
Хлеб и хлебобулочные изделия | шт. | 3,13 | 3,39 | ||
Кондитерские изд. | кг | 8,01 | 7,50 | ||
Чай, кофе и кофейные напитки | шт | 1,51 | 1,36 | ||
Бакалея | шт | 0,86 | 0,94 | ||
Овощи, фрукты, ягоды, сухофрукты | кг | 3,01 | 4,22 | ||
Алкогольные напитки. | бут. | 23,4 | 22,64 | ||
Безалкогольные напитки в т.ч. мин. вода | дал дал | 4,51 | 4,19 |
Продолжение таблицы 1 - Сведения о реализации продовольственных товаров за 12 месяцев 2014 г.
Табачные изделия | шт | 5,26 | 5,60 | ||
Сухие молочные смеси для детского питания | шт | 0,6 | 0,6 | ||
Сахар | кг | 1,07 | 0,76 | ||
Соль | шт | 0,07 | 0,07 | ||
Масло растительное | шт | 0,37 | 0,36 | ||
Мороженое | шт | 1,58 | 1,49 |
Подробные сведения о реализации товаров за 12 месяцев 2013-2014гг. в приложении 2.
млн. руб.
месяц
Рисунок 3 - Зависимость объема продаж мороженого от месяца реализации
Таблица 2 - Ассортимент мороженного, а также условия и сроки хранения
Группа мороженого | Количество в группе наименований | Сроки хранения | Условия хранения |
Пломбир | От 180 до 360сут. | Не выше -18°С | |
Сливочное, растительно-сливочное | От 30 до 360сут. | Не выше - 18 °С | |
Плодово-ягодное | От 30 до 90сут. | Не выше - 12 °С |
Из всего ассортимента мороженого наиболее широко представлена группа мороженого – пломбир, которая включает в себя 15 наименований.
Таблица 3 — Объем продаж мороженого в соответствии с их ценой (за 100 гр.) за неделю (с 08.03.2015 по 15.03.2015г.) 2015 года
№ | Наименование | Выручка, руб. | Цена за 1 шт. | Цена за 100 г |
Мороженое растительно-сливочное «Коровка» 65 гр. | 223 350 | 14 900 | ||
Мороженое «Юкки пломбир» классическое аромат ванилина 65 гр. | 12 500 | |||
Мороженое «Птичье молоко» классическое 65 гр. | 11 850 | |||
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина на вафлях 80 гр. | 278 400 | 9 000 | 11 250 | |
Мороженое «Soletto» киви 75 гр. | 41 950 | 11 200 | ||
Мороженое «Большой рожок» миндаль 100 гр. | 279 000 | 10 350 | 10 350 | |
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в ваф. стак. 70 гр. | 610 200 | 10 300 | ||
Мороженое «Пломбир шоколадный» ваф. стак. 70 гр. | 356 950 | 10 300 | ||
Мороженое «Пломбир классический» в ваф. рожке со сгущенным молоком 100 гр. | 433 250 | 10 300 | 10 300 | |
Мороженое «Трюфель» 65 гр. | 11 700 | |||
Рулет мороженое «Моя Аленка» классическ. 340 гр. | 136 500 | 10 050 | ||
Мороженое «Сафари» ванильное с кусочками шоколада 75 гр. | 155 850 | 8 950 | ||
Мороженое слив. двухслойное «Bubble Boom» 50 гр. | 272 800 | 9 100 | ||
Мороженое «Кис-кис» ваф. стакан 75 гр. | 421 350 | 8 800 | ||
Мороженое «Лева» с ароматом сгущ. 75 гр. | 332 800 | 6 400 | 8 550 | |
Мороженое «Юкки трио» раст-слив. 450 гр. | 114 150 | 38 050 | 8 500 | |
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина 500 гр. | 117 350 | 39 100 | 7 850 | |
Мороженое «Пломбир» с аром. ванилина 900 гр. | 418 400 | 69 750 | 7 750 | |
Мороженое «Львиная доля» черешня, ваниль 500 гр. | 329 250 | 36 600 | 7 350 | |
Всего: | 4 621 050 |
Выручка, тыс. руб.
Цена, тыс. руб. за 100 гр.
Рисунок 4 —Зависимость объема продаж от цены мороженого
Мороженое пломбир и сливочное приносят около 80% выручки от продаж. Наибольший спрос имеет мороженое по 10 тысяч белорусских рублей.
Таблица 4 – Ассортимент мороженого, представленный различными производителями
Наименование производителя | Ассортимент |
ОАО «Могилевская фабрика мороженого | мороженое «Пломбир классическое» в ваф. рожке со сгущ. молоком 100гр., мороженое «Пломбир» эскимо 60гр., мороженое «Кис-Кис» ваф. стакан. 75 гр., мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в меш. 500 гр., мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в меш. 900 гр., мороженое «Чудо-Буренка» с мягкой карамелью ваф. стак. 70 гр., мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в ваф. стаканчике 70 гр., мороженое «Пломбир шоколадный» ваф. стак. 70 гр., мороженое «20 копеек» пломбир классическое 70 гр., мороженое «20 копеек» пломбир шоколадное в ваф. стак. 70 гр., мороженое «28 копеек» ванильное в гл. 65 гр., мороженое «28 копеек» пломбир классич. 70 гр. |
Продолжение таблицы 4 - Ассортимент мороженого, представленный различными производителями
мороженое «Сафари» ванильное с кус.шоколада 75 гр., мороженое «Львиная доля» черешня 500 гр., мороженое «Львиная доля» ваниль 500 гр., мороженое «Лева» с раст. жиром с ароматом клубники 250 гр., мороженое «Пломбир шоколадный» ваф. стак. 70 гр., мороженое «Лева» вар.сгущ. с ароматом ванилина 75 гр., мороженое «Гоша» сгущенка 75 гр., мороженое «Гоша» тоффи карамель 75 гр., мороженое «Гоша» мягкая карамель 75 гр., мороженое «Гоша» с раст. жиром аромат вишни в ваф. стак. 75 гр. мороженое «Гоша» пломбир вкус клуб-банан-киви 65 гр., мороженое «Вареная сгущенка» с ванилином 75 гр. мороженое «Фруктайс» апельсин 70 гр. мороженое «Фруктайс» мультифрукт 70 гр. мороженое «Ледочай» 20 гр. мороженое «Пломбир» с изюмом 200 гр., мороженое «Антошка» с раст. Жиром банан 75 гр., мороженое «Лимонка» с ароматом лимона 80 гр. | |
ОАО «Бабушкина крынка» | Мороженое пломбир «Эскимо» в шокол. глазури 60 гр., мороженое «Пломбир» фас. 60 гр., мороженое «Сливочное» в шокол. глаз. 60 гр., мороженое «Пломбир» веселые внучата в шокол. глаз. 60 гр., мороженое «Крем-брюле» 500 гр. мороженое «Крем-брюле» 1 кг., мороженое «Пломбир» 500 гр., мороженое «Пломбир» 1 кг., мороженое «Сливочное» 500 гр., мороженое «Сливочное» 1 кг. |
СП «Санта Импекс Брест» | Мороженое раст.-слив. «Коровка» крем-брюле ваф. стак. 65 гр., мороженое «Коровка» раст-слив. 340 гр., мороженое «Моя Аленка» раст-слив. аромат ванили глаз. 65 гр., мороженое «Soletto» сочный киви 75 гр., мороженое «Птичье молоко» классическое 65 гр., мороженое «Трюфель» 65 гр., мороженое «Трюфель» 340 гр., мороженое «Магия» раст-слив. 65 гр. мороженое «Несквик» в стак. 60 гр., мороженое «Ленинградское» 75 гр., мороженое «Сонет» пломбир с соком и джемом 70 гр., мороженое «Пломбир» в глазури с арахисом 60 гр., мороженое «Двойной удар» раст-слив. ванильное 80 гр., мороженое «Губернатор» пломбир шокол. 65 гр., мороженое «Белоснежка» сливочное 65 гр., Мороженое «Спортивное» пломбир в какао 65 гр. |
Таблица 5 - Ассортимент мороженого по состоянию на 01.03.2015 г.
№ | Наименование | Группа | Производитель |
Мороженое «Пломбир классическое» в ваф. рожке со сг. мол. 100гр. | Пломбир | ОАО «Могилевская фабрика мороженого» | |
Мороженое «Пломбир» эскимо 60гр. | |||
Мороженое «Кис-Кис» ваф. стакан. 75 гр. | |||
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в меш. 500 гр. | |||
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в меш. 900 гр. | |||
Мороженое «Чудо-Буренка» с мягкой карамелью ваф. стак. 70 гр. | |||
Мороженое «Пломбир» с ароматом ванилина в ваф. стаканчике 70 гр. | |||
Мороженое «Пломбир шоколадный» ваф. стак. 70 гр. | |||
Мороженое «20 копеек» пломбир классическое 70 гр. | |||
Мороженое «20 копеек» пломбир шоколадное в ваф. стак. 70 гр. | |||
Мороженое «Сафари» ванильное с кус.шоколада 75 гр. | Растительно-сливочное | ОАО «Могилевская фабрика мороженого» | |
Мороженое «Львиная доля» черешня 500 гр. | |||
Мороженое «Львиная доля» ваниль 500 гр. | |||
Мороженое «Лева» с раст. жиром с ароматом клубники 250 гр. | |||
Мороженое «Пломбир шоколадный» ваф. стак. 70 гр. | |||
Мороженое «Лева» вар.сгущ. с ароматом ванилина 75 гр. | |||
Мороженое «Гоша» сгущенка 75 гр. | |||
Мороженое «Гоша» тоффи карамель 75 гр. | |||
Мороженое «Гоша» мягкая карамель 75 гр. | |||
Мороженое «Гоша» с раст. жиром аромат вишни в ваф. стак. 75 гр. | |||
Мороженое пломбир «Эскимо» в шокол. глазури 60 гр. | Пломбир | ОАО «Бабушкина крынка» | |
Мороженое «Пломбир» фас. 60 гр. |
Продолжение таблицы 5 - Ассортимент мороженого по состоянию на 01.03.2015 г.
Мороженое раст.-слив. «Коровка» крем-брюле ваф. стак. 65 гр. | Растительно-сливочное | СП «Санта Импекс Брест» | |
Мороженое «Моя Аленка» раст-слив. аромат ванили глаз. 65 гр. | |||
Мороженое «Soletto» сочный киви 75 гр. | |||
Мороженое «Птичье молоко» классическое 65 гр. | Пломбир | СП «Санта Импекс Брест» | |
Мороженое «Трюфель» 65 гр. |
В ассортименте мороженого на 01.03.2015г. преобладает продукция ОАО «Могилевской фабрики мороженого» (рисунок 5).
Рисунок 5 – Доля мороженого в магазине
Основными поставщиками мороженого являются: ОАО «Могилевская фабрика мороженого», ОАО «Бабушкина крынка», СП «Санта Импекс Брест».
Могилевская фабрика мороженого получила Гран-при конкурса «Чемпион вкуса», прошедшего в рамках выставки «Белагро-2013», за мороженое пломбир с ароматом ванилина в вафельном стаканчике.
ОАО "Бабушкина крынка" присуждена Премия правительства Беларуси за достижения в области качества 2008 года.
СП «Санта Импэкс Брест» в 2015 году участвует в выставках, проходящих на крупнейших выставочных площадках Москвы: Крокус Экспо, в Сокольниках, на ВВЦ, в Экспоцентре на Красной Пресне и др.
Таблица 6 — Зависимость объема реализации мороженого за 2014 год от предприятия-изготовителя
Наименование предприятия-изготовителя | Выручка от реализации за год | |
тыс. руб. | % | |
ОАО «Могилевская фабрика мороженого» | 174 127 165 | |
ОАО «Бабушкина крынка» | 121 889 015 | |
СП «Санта Импекс Брест» | 52 238 150 | |
Всего: | 348 254 330 |
Объем продаж, %
Рисунок 6—Зависимость объема продаж от предприятия-изготовителя
Продукция ОАО «Могилевской фабрики мороженого» занимает около 50 % выручки от реализации мороженого (рисунок 6, таблица 6).
Порядка 80% выручки приносят мороженое с мягкой карамелью, шоколадное, с орехами, крем-брюле и с джемом (таблица 7).
Таблица 7– Реализация мороженого в зависимости от используемых вкусовых ингредиентов, наличия добавок
Наличие вкусовых добавок, наполнителей | Выручка, руб. | Выручка % |
Мороженое с мягкой карамелью; Мороженое шоколадное (с добавлением какао-порошка); Мороженое с орехами; Мороженое крем-брюле (с добавлением сиропа крем-брюле); | 60 780 700 60 542 110 50 780 960 45 890 780 | 18,0 16,2 14,9 12,9 |
Продолжение таблицы 7 - Реализация мороженого в зависимости от используемых вкусовых ингредиентов, наличия добавок
Мороженое с джемом; Мороженое фруктовое (с добавлением протертых плодов и ягод); Мороженое без добавок Мороженое ореховое (с добавлением орехового пралине); Мороженое с изюмом; Мороженое с цукатами; Мороженое кофейное (с добавлением вытяжки кофе); | 40 073 580 31 399 310 30 506 900 10 560 920 9 607 800 5 608 750 2 502 520 | 10,9 9,6 8,9 3,6 3,3 1,9 0,8 |
Всего | 348 254 330 |
Рисунок 7 — Зависимость выручки от реализации мороженого от используемых вкусовых ингредиентов, наличия добавок
Таблица 8—Данные об объеме продаж мороженого в зависимости от вида мороженого
№ | Вид мороженого | Выручка, руб. | Выручка, % |
Эскимо на палочке | 110 686 500 | 33,5 | |
Стакан | 85 282 670 | 24,7 | |
На вафлях | 50 709 000 | 14,6 | |
Рожки | 50 554 810 | 13,6 | |
Трубочки | 30 515 150 | 8,6 | |
Ведра | 20 506 200 | 5,1 | |
Всего: | 348 254 330 |
Основной объем продажи мороженого (около 60%) составляет продукция эскимо на палочке и в стакане (рисунок 8).
Рисунок 8 – Зависимость объема продаж от вида мороженого
Сезонность оказывает влияние на покупательские предпочтения. Летом, как правило, люди значительно меньше покупают замороженных и консервированных продуктов, больше — напитков и мороженого.
Поэтому в мае-сентябре, при наплыве покупателей на кассовых узлах может образовываться очередь из 3-4 человек.
В магазине используется торговая система «Супермаг плюс 2000». Программа предназначена для ввода штрихового товара, обработки приходных накладных, выписки товаро-транспортных накладных, выдачи отчетов.
В 2014 году производителем ОАО «Бабушкина крынка» проводилась дегустация мороженого в магазине «Ласточка». Цель проведения дегустации - возродить и увеличить спрос, убедить покупателя в качестве производимой продукции, доказать что этот товар лучше и выгодней остальных и, таким образом, расширить сегмент рынка путем привлечения дополнительного количества покупателей. В дегустации участвовали 4 наименования мороженого уже известных на рынке с измененной упаковкой: мороженое пломбир «Веселые внучата», мороженое сливочное «Веселые внучата», Мороженое крем-брюле «Веселые внучата», мороженое пломбир в шоколаде «Веселые внучата».
Для привлечения покупателей с 2008 года используется накопительная система скидок (от 2 до 5%). Пенсионерам (при предъявлении пенсионного удостоверения) действует скидка 2% в течении всего рабочего дня на товары повседневного спроса: молоко жирностью не более 2,5%, хлеб подовой, кефир не более 3,2%, колбаса ливерная, колбаса кровяная, крупа перловая, сметана жирностью не более 12%.
Контроль за соответствием фактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осуществляют маркетологи Белыничского райпо. По каждому магазину, входящему в состав Белыничского райпо контроль за ассортиментом осуществляется товароведами. По результатам проверок составляется справка проверки. В справке проверки отражаются следующие сведения:
-остатки товаров на конец отчетного периода;
-товарооборачиваемость;
-количество возвратов поставщикам;
-остатки по каждой ассортиментной группе, а так же по поставщикам.
В конце справки приводятся рекомендации.
В магазине работают 19 работников: 12 продавцов, заведующая магазином, 2 грузчика, 2 уборщицы, фасовщица, 2 оператора ЭВМ.
Конкурентами магазина являются магазины ЧТПУП «Радуга» и ЧТПУП «Калинка».
В магазине «Калинка» представлен широкий ассортимент мороженого. Присутствуют российские производители, такие как ГК «Айсберри», ГК «Талосто», ООО «Инмарко». Цены на продукцию значительно ниже.
В магазине «Радуга» представлен ассортимент мороженого, российских производителей. В магазине «Радуга» цены на товар, также, ниже, за счет сниженной торговой надбавки.
В таблице 9 представим данные по ассортименту мороженого за март 2015 года в магазинах-конкурентах:
Ассортиментные группы | ЧТПУП «Радуга» | ЧТПУП «Калинка» | ||
белорусские производители (шт.) | российские производители (шт.) | белорусские производители (шт.) | российские производители (шт.) | |
Мороженое | ||||
Можно сделать вывод, что в магазине «Ласточка» недостаточно полно представлен ассортимент мороженого. Ассортимент представлен только белорусскими предприятиями. Основной проблемой является ценовая конкуренция – предложение товаров по более низким ценам.
Таким образом, дана характеристика магазина, торговой зоны, покупателей мороженого и конкурентов. Магазин «Ласточка» имеет площадь торгового зала равную 390,6 кв. м, расположен в окружении многоквартирных жилых домов и относится к формату «у дома».
В товарной группе мороженого основную часть объема продаж составляет мороженое пломбир и сливочное. Наибольший спрос имеет мороженое по цене от 8 до 10 тысяч белорусских рублей за 100гр.
Определено, что порядка 80 % продаж мороженого приходится на май – сентябрь.
Основной объем продажи мороженого (около 60%) составляет продукция эскимо на палочке и в стакане.
Выявлено, что у конкурентов помимо продукции СП «Санта Импекс Брест», ОАО «Могилевской фабрики мороженого» хорошо представлен ассортимент российских производителей. При этом цены у конкурентов ниже, чем у магазина «Ласточка».
Методы исследования
Метод классификации — совокупность правил и результат распределения заданного множества объектов на подмножества — классификационные группировки в соответствии с признаками сходства или различия. В качестве объектов классификации выступают различные номенклатуры — материалы, товары, подразделения и т.п. Эти номенклатуры требуют описания, как их свойств, так и идентификации отдельных представителей.
Метод аналитических таблиц. Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация (раздел 2 Объекты и методы исследования, раздел 3).
Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Он также позволяет получить общее представление о различных сторонах изучаемого объекта или процесса, выявить закономерности изменения основных показателей в совокупности, установить взаимосвязи и зависимости различных сторон изучаемых явлений, определить влияние факторов на изменение результативного признака. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.
Признаки, по которым проводится группировка, называют группировочными. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования. Группировочные признаки могут иметь как количественное выражение (объем, доход и т.д.), так и качественное (форма собственности предприятия, пол человека, отраслевая принадлежность, семейное положение и т.д.).