Социально-Экономическое развитие Казахстана в 20 веке
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В начале XX в. население края становится еще более многонациональным.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз.
В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее распространение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%.[8;350]
Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%. В Кустанайском уезде земледелием занималось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.
Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур.
В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.). Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торговая буржуазия — 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли — 33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским хозяйством и промыслами.[20;125]
В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных обществ. Так, англо-французское акционерное общество Спасских медных руд, возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский медный рудник и завод, Саранско-Карагандинские каменноугольные копи, железные рудники. Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого завода, строилась железная дорога.
Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края.
В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинское общество» и «Северо-Каспийская нефтяная компания», владельцами, которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др.
В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная промышленность.
В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и хлопкоочистительная промышленность. В начале XX в. в Шымкенте было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.
Большинство предприятий создавались авралом (так Жездинскии марганцевый рудник был введен за 37 дней). Не секрет, что большинство из них создавались огромным контингентом концлагерей, трудовых армий, репрессированных народов, Фактически, каждый четвертый житель республики работал подневольно. Уровень жизни резко ухудшался. В послевоенные пятилетки происходили значительные продвижения в экономическом развитии, Они осуществлялись под флагом реформаторских мер. В современной историографии более употребимым стало словосочетание «хрущевская оттепель».
За 1961-1965 гг. промышленный потенциал республики удвоился, капитальных вложений было освоено больше, чем за все годы советской власти. В 60-е гг. вступили в строй более тысячи предприятий черной и цветной металлургии, нефтегазовой промышленности и т.д. К 70-му г. добыча угля в Центральном Казахстане достигла 61 млн. тонн в год.
Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения [7;112].
В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском.[7;256]
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др.
Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи.
Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось 675 фабричнозаводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число рабочих увеличилось на предприятиях крупной промышленности и транспорта. В 1917 г. накануне и в период Октябрьской революции численность рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел.8. Однако большинство рабочих были сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства. Степень концентрации промышленных рабочих была слабой, особенно на предприятиях обрабатывающей промышленности, где в среднем на одно предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих отличались предприятия горнодобывающей, горнозаводской промышленности и транспорта.
В условиях господства патриархальнофеодальных отношений в крае и слабого развития местной промышленности, элементом крупного капиталистического производства с относительно высокой концентрацией рабочих были железнодорожные мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и социалдемократического движения в Казахстане, передовым отрядом которого стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск, где в июне 1905 г. работали 460 чел.. Это был сравнительно крупный очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных мастерских станций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар, Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных рабочих сосредотачивалась в городах, расположенных вдоль железнодорожных линий.
Среди фабричнозаводских рабочих местные жители, как правило, имели подавляющее большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более высокого квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог было большое число представителей местных национальностей. Так, в июле 1917 г. на участке ст. Тугуз — ст. Сапак ОренбургскоТашкентской ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248 поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики и различные чернорабочие.
В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края казахи составляли 5—б тыс. человек или около 20 процентов.
Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и горнозаводской промышленности с более высокой концентрацией рабочих и наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887 г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые». При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы УстьКаменогорского и Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди опытные, многие говорят порусски»".
Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12часовой рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях, отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили к массовому травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому при отсутствии медицинского обслуживания и санитарногигиенических условий среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные заболевания.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и хозяев, тяжелые жилищнобытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения.
Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либеральнодемократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционнодемократической партии и общенационального движения казахского народа, ученыйэкономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественнополитической жизни края либеральнодемократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социальноэкономической и общественнополитической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
В 1910—1911 гг. в связи с новым экономическим подъемом в Казахстане оживилось забастовочное движение. В мае 1911 г. бастовали рабочиежелезнодорожники мастерских станции Перовск и Туркестан, горняки на рудниках акционерного общества «Атбасарские медные руды». В забастовке участвовали около 300 человек, которые требовали увеличения заработной платы.
Летом 1912 г. на ташкентском участке ОренбургскоТашкентской железной дороги происходили также волнения 300 рабочих подрядчика Карахнова, доведенных до полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета19.
12 мая 1912 г. изза низкой заработной платы, тяжелых условий труда забастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. В июне 1913 г. забастовали рабочиестроители ОренбургскоОрской железной дороги, нефтяники Доссора, в сентябре произошли волнения рабочих на Чокпаркульских угольных копях в Тургайском уезде. В своих выступлениях рабочие требовали улучшения экономического положения, решения социальных вопросов, выдвигали политические требования, которые имели важное значение для развития политического сознания и решимости бороться за свои права.
Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских выступлений против царизма, развитие национальноосвободительного движения.
Крестьянепереселенцы отказывались от раскладки налогов и податей, осуществляли самовольную порубку лесов, многие из них оказались без выделенных земель: безвыходность положения, обнищание массы крестьянпереселенцев, усиление социальноклассовой расслоенное™ переселенческой деревни стали причиной открытых выступлений крестьян.
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.
Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.
В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.
Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.
Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)
Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.
Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.
Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.
На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.
Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.
На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства, иудаизиа и буддизма.