Рекомендации к решению
Тема: Формирование продуктовой стратегии предприятия
Постановка задачи
Предприятие специализируется на выпуске фотоаппаратов, кинокамер и высокоточных оптических приборов. В последние годы им освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет потребителей в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основными потребителями оптических приборов являются медицина и сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Характеристика портфеля предложений предприятия
Объем реализации по годам, тыс. ДЕ | Доля рынка, 1996 г., % | |||||
Виды продукции | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | предприятия | конкурента |
1.Фотоаппараты для России и ближнего зарубежья | ||||||
2.Фотоаппараты для развивающихся стран | ||||||
3.Фотоаппараты для Западной Европы | ||||||
4.Кинокамеры для России и ближнего зарубежья | ||||||
5.Кинокамеры для развивающихся стран | ||||||
6.Видеокамеры для России и ближнего зарубежья | ||||||
7.Оптические приборы для армии и флота | ||||||
8.Оптические приборы для медицинских организаций | ||||||
9.Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности | ||||||
Задание
Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Рекомендации к решению
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются:
· темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и
· относительная доля рынка.
3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.
Например, ОДР для продукта № 1 = 34:17=2. Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.
4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 1996 г.
Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 5.2).
Таблица 3.2 Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продукции Показатель | |||||||||
Темпы роста рынка | |||||||||
Относительная доля рынка | |||||||||
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е объем продаж постоянен, и относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта N° 1 см. рис. 3.1.)
6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
· убрать из продуктового портфеля предприятия;
· увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктовогопортфеля;
· изменить относительную долю на рынке;
· увеличить инвестирование;
· ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
· «звезды» оберегать и укреплять;
· по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
· для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
· «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
· комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
· комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
· комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.