Промышленность республики к середине 60-х годов: факторы дальнейшего роста
Введение
Индустриальный прогресс составляет важнейшую качественную характеристику общества. В значительной мере состояние промышленного производства определило этапы развития существующих цивилизаций. Об этом свидетельствуют теории и дефиниции, предлагаемые исследователями для фиксации новых реалий современного мира: «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «общество массового потребления», «информационное общество» и др.
Россия и такие субъекты федерации, как Республика Башкортостан, обладают уникальным опытом многовекового индустриального развития, реализованным в рамках нескольких типов общественно-политических и экономических систем, с опережением на отдельных стадиях ведущих держав мира. Особого внимания заслуживает завершающий этап процесса – 60-80 годы XX века, непосредственно предшествующие современному переходному кризису и модернизации страны. В условиях интенсивного поиска путей, форм и методов дальнейшего развития экономики и общества в целом резко возросла актуальность научного исследования социально-экономических проблем последних пятилеток, объективной оценки индустриального развития. Структурные и системные экономические преобразования, отличающиеся существенной спецификой в различных регионах России, требуют реалистического использования опыта индустриального развития предшествующих лет. Целенаправленно должны быть осмыслены и учтены как позитивные, так и негативные его аспекты.
Республика Башкортостан, в силу природно-сырьевых возможностей и исторически сложившейся экономической базы, занимала и продолжает занимать одно из ведущих мест в экономическом комплексе страны. Сочетая крупную многоотраслевую промышленность и развитый аграрный сектор, черты Уральского и Поволжского экономических районов, Башкортостан отразил наиболее характерные тенденции индустриального развития России.
Его роль в общей системе разделения труда устойчиво возрастала прежде всего за счет углубления и расширения промышленной специализации.
Эти позиции в значительной степени сохранились в период политических, экономических и социальных реформ. Вклад республики в экономический прогресс и укрепление федерации общепризнан. Однако и здесь масштабы и глубина экономического кризиса значительны. По все основным сферам хозяйства отчетливо обозначались не только спад производства, но и такие «попятные» явления, как дезинтеграция, отказ от ряда промышленных технологий, снижения уровня технической оснащенности.
Развитие промышленности и рабочего класса Башкортостана имеет весьма обширную научную и научно-популярную историографию. Накоплен и обобщен значительный фактический материал. Однако охватывает он в основном 50-60-е годы и заметно ограничен по проблематике. Преимущественное внимание историки уделили ведущим отраслям тяжелой индустрии. В условиях примата политики и идеологии не могла не сказаться концептуальная одноплановость исследований, нацеленных на освещение достижений общественно-политического и экономического строя. Мало места отводилось изучению других секторов, производственной инфраструктуры, непроизводственных отраслей, значение которых между тем начинало расти. В рамках идеологических установок на «социалистичность» сужались возможности для теоретических обобщений, смазывались закономерности и проблемы, общие для индустриальных систем. Недостаточно внимания уделили историки межотраслевым тенденциям, новым «индустриальным» и «постиндустриальным» явлениям, в особенности – нарастающим противоречиям социально-экономического развития. В этом отношении позиции экономистов республики оказались несколько предпочтительнее.
С середины 80-х годов положение начинает меняться. Уже проделана большая работа по осмыслению истории республики. Одновременно в нескольких научных центрах развернулась подготовка обобщающих изданий. Прошел ряд крупных научно-теоретических конференций, симпозиумов, конгрессов и семинаров историков, этнологов, правоведов, экономистов, аграрников и др.
В данной работе рассматриваются новые явления, тенденции и закономерности индустриального развития республики в годы восьмой-одиннадцатой пятилеток. В отличие от предшествующих публикаций автор уделяет главное внимание особенностям развития промышленности, строительства, транспорта и связи в предкризисный период.
В работе использована база данных, сформированная в течение четверти века на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, условно сведенных в пять основных групп. По логике исследовательского процесса эти группы источников, в свою очередь, можно расположить на трех уровнях: первый уровень – опубликованные документы и материалы партийных, государственных, хозяйственных, общественных организаций и учреждений; статистические издания; центральные, республиканские, городские, районные и многотиражные периодические издания; второй уровень – источники, извлеченные из фондов системы центральных и местных государственных и общественных архивов; третий уровень – результаты личного ознакомления, бесед в коллективах предприятий, организаций и учреждений республики.
Исследование разнородных источников в комплексе определило общее видение и понимание индустриального развития Республики Башкортостан. По мере продвижения работы, концептуальные вопросы, выводы и обобщения апробировались на многочисленных конференциях и семинарах в городах Москве, Брянске, Екатеринбурге, Челябинске, Ульяновске, Махачкале,Уфе.
Промышленность республики к середине 60-х годов: факторы дальнейшего роста
Республика Башкортостан обладала рядом специфических черт, которые выделяли ее среди других автономных образований Российской федерации. Находясь на стыке двух частей света, она сочетала типологические качества Уральского и Поволжского экономических регионов. Здесь сложились в целом благоприятные условия для дальнейшего индустриального роста. Все три природные части республики – Южный Урал, Предуралье и Зауралье – имели богатые сырьевые ресурсы. Предуралье содержало богатые месторождения нефти, газа, угля, соли, извести. В структурах уральской системы имелись открытые залежи железной руды, хромита, магнезита, строительных материалов.
В этих условиях экономическая политика советского государства, а также курс на преодоление отсталости бывших окраин, выравнивание уровня развития дали к середине 60-х годов заметные плоды.
Был сделан огромный скачок от отсталости к прогрессу в области экономики и культуры. Уже за годы предвоенных пятилеток Башкортостан превратился в крупную индустриально-колхозную республику. Преимущественное развитие получили отрасли тяжелой индустрии – машиностроение, металлообработка, электроэнергетика, причем были созданы новые отрасли промышленности республики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая.
Дальнейший шаг в развитии экономической базы многих республик, в том числе Башкортостана, был сделан в годы Великой Отечественной войны . В Башкортостан было эвакуировано 111 промышленных предприятий преимущественно тяжелой индустрии. Важно отметить, что в республике было введено в строй 364 новых завода, цеха, производств и крупных установок, открыты новые месторождения нефти и газа, что позволило полнее обеспечивать нужды фронта. Выпуск промышленной продукции в Башкортостане с 1941 по 1945 гг. вырос в 3 раза, причем свыше 70% всей продукции производилось предприятиями, введенными в строй в годы войны.
Повышение уровня индустриального развития Башкортостана создало базу для дальнейшего ускоренного роста экономики, более интенсивного освоения богатых месторождений нефти и газа, железных, серных и медных руд, цинка, угля и других полезных ископаемых.
Разработка новых крупных месторождений нефти и газа определило форсированное развитие нефтедобывающей промышленности Башкортостана. Нефтяники республики выделялись в области технического прогресса, в создании и внедрении в производство мощные турбо - и электротурбы, высокопроизводительные насосы, методы искусственного воздействия на нефтяные пласты. С каждым годом увеличивалась добыча нефти наиболее прогрессивным насосным способом. Крупным техническим достижением нефтяников Башкортостана явилась и автоматизация производства. Республика стала вторым по значению нефтяным районом страны. Объединение «Башнефть» вошло в первую десятку крупнейших нефтедобывающих предприятий мира.
Резкое увеличение добычи нефти послужило основой ускоренного развития таких прогрессивных отраслей, как нефтепереработка, нефтехимия и химия. В течение 50-60-х гг. вошли в строй действующих такие предприятия-гиганты, как Ново-Уфимский и Уфимский нефтеперерабатывающие заводы, Салаватский нефтехимический комбинат и многие другие.
На базе нефтяной и химической промышленности получил дальнейшее развитие электроэнергетика, машиностроение и металлообработка.
Преимущественное развитие в Башкортостане получили ведущие отрасли тяжелой промышленности, занявшие доминирующее положение экономике. В 1965г. свыше 78,6% всех промышленно-производственных фондов и 64,5% продукции приходилось на долю нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, химии, электроэнергетики, машиностроения и металлообработки.
Строительство в послевоенные годы крупных специализированных предприятий, оснащенных современной техникой, обусловило дальнейшее повышение уровня концентрации производства. В промышленности Башкортостана ведущее положение заняли 164 предприятия с годовым объемом производства продукции на сумму более 200 тысяч рублей в каждом. Составляя лишь 29% всех предприятий, они выпускали 71% всей промышленной продукции республики.
Таким образом, к середине 60-х гг. промышленность Башкортостана, как и всей страны, достигла высокого уровня развития, ее характеризовал мощный экономический потенциал, преимущественное развитие ведущих отраслей тяжелой индустрии, значительный уровень специализации и концентрации производства.
2.Проблемы организации, управления и планирования промышленности
Сущностью послевоенных дискуссий и непрерывных преобразований в системе организации, управления и планирования промышленного производства было растущее понимание тупиковости экстенсивного развития производительных сил, командно-административного механизма упарвления. В рамках «преимуществ социалистической системы хозяйствования» шел поиск более оптимальных путей индустриального роста, соединения административных рычагов с экономическими, централизованных и децентрализованных начал в решении хозяйственных вопросов.
Реформы хрущевского руководства были первым шагом на этом пути, так как они ставили задачу повышения динамики промышленного развития, ускорения научно-технического прогресса.
Было принято развернутое партийно-государственное постановление «О совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленного производства». В нем указывалось на большое значение экономической реформы и намечались меры по ее поэтапному внедрению. Эти меры были важнейшей особенностью восьмой и девятой пятилеток.
Предполагалось, что переход от территориального к отраслевому управлению промышленностью (на новой экономически более обоснованной основе) будет способствовать лучшей организации руководства предприятиями, повышению уровня их специализации и технической оснащенности.
В результате все предприятия, работавшие но новой системе, выявили и реализовали излишнее оборудование, сверхнормативные запасы оборотных фондов, увеличивали выпуск продукции и успешно справились с повышенными планами реализации. Показатели работы этих предприятий опережали средние данные по всей промышленности и были выше, чем до реформы. Это позволило создать предусмотренные условиями реформы новые фонды предприятий и улучшить поощрение рабочих и служащих.
На новую систему по стране в целом было переведено 6365 предприятий, из них 70 – в Башкортостане.
Таким образом, в 1965-1970 гг. в Башкортостане имелись определенные результаты в реализации и дальнейшем развитии идей экономической реформы. Проявились новшества в формах и методах хозяйственного управления и планирования, в деятельности коллективов предприятий. Проведение хозяйственной реформы оказало влияние на совершенствование производственных отношений, улучшение качественных показателей в работе промышленности.
Реформа не затронула и не могла затронуть основ хозяйствования государственных предприятий, т.е. форм собственности, принципов распределения вырабатываемой прибыли, ценообразования, методов управления. Реформа означала некоторые элементы рыночных отношений, движение в направлении к рынку. Но, конечно, до рыночных отношений было очень далеко. Партийно-государственная, административно-командная системы стремилась решать все вопросы, не допуская ослабления своего руководства. Это не могло не вести к постепенному нарастанию стихийных, неуправляемых факторов развития экономики.
Партийно-государственное постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» означало дальнейший шаг в развитии косыгинских реформ 60-х и 70-х годов.
В новом постановлении более остро отразились главные противоречия экономики к концу 70-х годов. Так, при разработке планов экономического и социального развития предлагалось обеспечить:
а) комплексное решение экономических и социальных проблем, концентрацию сил и ресурсов на выполнение важнейших общегосударственных программ не допуская узкоотраслевого подхода к разработке планов;
б) ускорение реализации научно-технических открытий и разработок направленных на повышение темпов роста производительности общественного труда и качества продукции;
в) рациональное использование производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиление режима экономики и устранение потерь в народном хозяйстве;
г) правильное определение приоритетов в развитии отраслей и экономических районов для обеспечения прогрессивных изменений в народнохозяйственных пропорциях, повышения эффективности капитальных вложений и всего общественного производства;
д) образование материальных и финансовых резервов, необходимых для пропорционального и сбалансированного развития экономики.
Для достижения этих задач предполагалось в рамках пятилетнего плана иметь заранее утвержденные комплексно-целевые программы; при планировании идти снизу вверх – т.е. начинать с производственных объединений и организаций; ввести долговременные нормативы.
Нельзя не признать, что упускалось время для более продуманных, последовательных, системных решений, для выработки жизненно важных концепций. В последующем экономические и политические условия для реформ ухудшились.