Краткая характеристика норвежского нефтегазового бизнеса.
В 1991г. нефтегазовая промышленность Норвегии отметила 25-летие своего существования. В настоящее время эта отрасль занимает господствующее положение в экономике, обеспечивая 22,6% ВВП (1988г.) и 41,8% всего экспорта (1990г.), хотя в 1988г. в добыче нефти и газа было занято всего лишь 0,7% работающих. З счёт нефтяных доходов к концу 1984г. практически полностью погашена внешняя задолженность. При отсутствии поставок на экспорт нефти и газа отрицательное сальдо внешней торговли страны составило бы в 1990г. 40,2 млрд. крон. В настоящее время Норвегия производит почти в четыре раза больше энергии, чем потребляет, а по нефти и газу эта величина соответственно в 7 и 15 раз больше (1988г.).
Добыча нефти и газа в Норвегии осуществляется на континентальном шельфе (общ. площадь шельфа 900 тыс. кв км, в т.ч. 140) на лицензионной основе ( в мировой практике это наиболее надёжный способ обеспечить осторожное и контролируемое развитие при ведущей роли государства).
Для организации совместной деятельности оператор и партнёры образуют комитет по управлению (руководящий комитет), в котором, как правило, все компании-участницы имеют по одному голосу. Также создаётся целый ряд специализированных комитетов (по разведке на стадии изыскательских работ, технический, коммерческий, юридический, по запасам, по общественным связям и др.), которые консультируют оператора и комитет по управлению. Оператор участвует в работе всех комитетов. Если требуются специализированные работы (сейсмические исследования, бурение, испытания скважин, строительство, техническое обслуживание, материальное обеспечение), оператор заключает традиционные контракты с соответствующими исполнителями.
Такие грандиозные достижения в области освоения труднодоступных запасов ресурсов были бы невозможны без соответствующей политики и поддержки государства. Среди наиболее важных принципов, которые положены в основу правовой базы норвежского нефтегазового бизнеса, выделены следующие:
· Все запасы нефти и газа принадлежат государству;
· Нефтяные компании (в т.ч. и зарубежные) могут заниматься разведкой, разработкой месторождений и добычей углеводородного сырья, приобретая лицензии на конкурсной основе;
· Нефтяные компании имеют право на продажу добытых ими нефти и газа пропорционально их доле участия в разработке месторождения, что стимулирует инвестиции в условиях риска.
4.2Норвежский нефтяной директорат и министерство нефти и электроэнергетики.
За законодательство и общую политику государства в нефтегазовом бизнесе отвечает стортинг (парламент). Он утверждает предложения Министерства нефти и электроэнергии по бюджету, разработке месторождений и т.п.
В 1972г. решением стортинга были образованы Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания «Статойл».
Норвежский нефтяной директорат подотчётен министерству по всему комплексу вопросов производственно-технологического цикла и экономических взаимоотношений нефтяных компаний с государством. Эта управленческая структура, в которой занято около 350 сотрудников, ответственна за разработку стратегии нефтяной политики государства, экспертизу технико-технологических вопросов разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, всех документов, представляемых министерству. По этим вопросам директорат консультирует министерство и обеспечивает неукоснительное соблюдение нефтяными компаниями правовых положений, закреплённых в законодательстве. С нефтяными компаниями расчёты по налогам и сборам от имени государства также ведёт директорат.
Государственные доходы Норвегии от эксплуатации нефтегазовых ресурсов весьма существенны. Они образуются из четырёх основных источников: платы за право разработки месторождения (роялти), налогообложения нефтегазовых компаний, дивидендов от акций государства в нефтяных фирмах и прибыли от продажи государственной доли добытых нефти и газа. Размер роялти рассчитывается специально на основании Закона о нефти, вступившего в силу 1 июля 1985г. в 1990г. он составил 8,5 млрд.крон, а плата за лицензированную площадь (начисляется в зависимости от её размеров) – 0,3 млрд. крон. Таким образом, директорат обеспечивает все аспекты отношений нефтяных компаний с государственными органами, начиная от предоставления лицензий на разведку и добычу и кончая расчетами по налогам и сборам.
Министерство, свободное от функции оперативного управления, занято выработкой принципиальных решений по энергетической политике государства, общехозяйственным и межотраслевым проблемам, готовит вопросы для рассмотрения в парламенте, отвечает за реализацию политики, выработанной парламентом, и контролирует государственную деятельность в области нефтедобычи.
В составе министерства нефтяными делами ведают в основном два отдела: нефти и маркетинга. Отдел нефти занимается юридическими вопросами, обеспечивает законность договорных отношений и их целесообразность, контролирует ситуацию в разведке и разработке месторождений, осуществляет межотраслевые связи нефтяной и газовой промышленности. В компетенции отдела маркетинга находится рынок энерготоваров, а также экономика и планирование рыночной и внешнеэкономической стратегии страны в зависимости от ситуации в нефтегазодобыче.