Фосфатно-туковая промышленность
Фосфатно-туковая промышленность
Сырье: Северный район (Хибинская – 2 млрд. т),
Центральный район (Егорьевское, Колпинское), Волго-Вятский район (Верхне-Камское)
Районы потребления Источник сырья
(Санкт – Петербург) , (Воскресенск)
Волхов, Уварово
Калийная промышленность
Приурочена к местам добычи.
Урал: Березники, Соликамск
Сернокислотная промышленность
Сырье
Ископаемое (серный колчедан, Газовые отходы черной
сера) Урал, Поволжье(Алексеевское) и цветной металлургии
(Владикавказ, Ревда,
Кировград)
Производство: Урал (Березники, Пермь), Центр (Воскресенск, Новомосковск, Щелково), Волговятский район (Дзержинск)
Содовая промышленность
У источников сырья – в местах добычи поваренной соли
Урал (Березники, Стерлитамак)
Поволжье (Волгоград)
Прибайкалье ( Усолье – Сибирское)
Химическая промышленность России |
Структура химической промышленности
Малотоннажные отрасли химической промышленности | Переработка полимерных металлов | |
Микробиология, фотохимия, химия реактивов, бытовых химических средств, защиты от растений, фармацевтика, лакокрасочная химия | Изделия из пластмасс, резино-технических изделий |
Производство минеральных удобрений | Производство полимерных материалов | |
Калийные, фосфатные, азотные, сложные. | Синтектический каучук, химические волокна, пластмассы, синтетические смолы |
Производство основной химической промышленности | Производство основного органического синтеза | |
Кислот, щелочей, газов, солей | Органические кислоты, спирт, растворитель |
Горно-химическая, нефтепереработка, коксохимическая, газоперерабатывающая, черная и цветная металлургия, с/х, целлюлозно- бумажная, сланцевая. |
1 – отрасли дающие сырье для химической промышленности
2 – полупродуктовые отрасли
3 – главные отрасли
4 – перерабатывающие отрасли
Микробиология Производство кормовых Производство кормовых дрожжей белковых веществ из из сырья, и растительного углеводородного сырья происхождения , а также фурф- лора и продукции, полученной методом гидролиза древесины и растительных отходов с/х. Факторы: районы и центры нефтепереработки (высокая металлоемкость) на у/в сырье Поволжье (Светлоярск), Волго-Вятский (Нижний Новгород) Сырьевые базы: - лесопиление (Красноярск, Канск, Архангельск, Волгоград, Зима) - целлюлозно-бумажное производство (Архангельск, Соликамск, Краснокамск) |
Промышленность химических волокон и нитей Размещена в районах с текстильной промышленностью Искусственные волокна Синтетические волокна из природных полимеров волокна обраб. Тверь, Рязань, Балаково, нефтепровод. Красноярск, Шуя Волжский,Курск, Саратов Промышленность синтетического каучука Каучук расходится на: - шины 60 % - резинотехнические и асбестотехнические изделия 25% Размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепереработки: Поволжье (Казань, Нижнекамск, Тольятти, Волжский) Урал (Уфа, Стерлитамак, Пермь) Западная Сибирь (Омск) Центр (Москва, Ярославль, Ефремов) Северо-Запад (Санкт-Петербург) Восточная Сибирь (Красноярск – синтетический каучук получают из синтетического спирта путем гидролиза древесины) |
|
Электроэнергетика России (генерирование, передача, трансформация, употребление) 840-850 млрд. кВт * ч – 4-е место в мире после США, Японии и Китая |
Тепловые электростанции
Гидроресурсы,
|
|
|
Атомная 1. ТЭС: ТЭЦ, ГРЭС (КЭС)
промыш- 2. ГЭС, ГАЭС
леность 3. Нетрадиционные источники
4. АЭС, АТЭЦ
Атомные электростанции Большая маневренность размещения (не зависят от топлива – энергетических факторов). В работе используется U -235 Ориентация на потребителя. Наиболее экологически чистые. Северо-Западный район (Ленинградская-4 млн. кВт) Центральный район (Смоленская 3 млн. кВт, Калининская 2 млн. кВт) Центрально-Черноземный район (Курская 4 млн. кВт, Нововоронежская 1.8 млн.кВт) Северный район (Кольская - 1.8 млн. кВт) Поволжский район (Балаковская 4 млн. кВт) Уральский район (Белоярская 0.6 млн. кВт) Северо-Кавказкий район (Ростовская) Дальний Восток (Билибинская - 0.048 млн. кВт)
- нефтяная - торфяная - газовая - сланцевая - угольная |
Нетрадиционные производители электроэнергии Геотермальные Приливные Ветровые, (Паужетская на (Кислогубская ПЭС Солнечные на Камчатке в Мурманской области) |
Экспорт электроэнергии |
СХЕМА
Братского лесопромышленного комплекса:
Пиломатериалы
Картон
Древесно – скипидар
волокнистые
плиты Фанера Целлюлоза канифоль кормовые
дрожжи
|
|
|
ЛесозаготовкаЛесопиление
Ведется в основном в лесоизбыточных Производится в районах лесозаготовки
районах (Европейский Север, Урале, (перевозить круглый лес на дальние расстояния
Восточная Сибирь, Дальний Восток) невыгодно). Многие центры расположены:
Осуществляется вдоль рек и ж/д . – в устьях сплавных рек (Игарка, Салехард)
Факторы: сырьевой (ориентация на - на пересечении их с ж/д (Казань, Омск)
лесные ресурсы); транспорт (наличие
лесозаготовительных дорог).
По характеру использования все леса подразделяются на три группы:
леса, имеющие леса, выполняющие леса, эксплутационного
природоохранное защитные функции, назначения (70%)
значение (рекреа- но в ограниченной
ционное, почво- степени эксплуатируемые
и водоохранноя (8%).
и т.д.) (22% лесо-
покрытой площади)
Лесные ресурсы и их размещение:
часть страны | площадь покрытая лесом | удельный вес территории | ||
по насе- лению | по запасам древесины | по заго- товке древесины | ||
Западная | ||||
Восточная | ||||
Итого |
Внутриотраслевые связи лесной промышленности:
основное вспомогательное
добывающее
возникшее на базе основного производства
и отходов
ДеревообработкаЛесохимия
Включает: - выпуск пиломатериалов Включает: - изготовление
-производство стандартных домов этилового спирта, глицерина,
(Кировская, Нижнегородская обл.) скипидара, дегтя, канефоли.
- производство строительных деталей Гидролизное пр-во ориенти-
из древесины и плит на древесной руется на сырье – отходы
основе (ДВП и ДСП.) лесозаготовок, лесопиления,
- пр-во фанеры, спичек и т.д. деревообработки.
- пр-во мебели (Москва, Московская Основная продукция – этиловый
обл., Санкт-Петербург; предприятия - спирт – применяется в пищевой
«Шатура», «Москомплектмебель». промышленности с/х и медицине.
Факторы: сырьевой, потребительский. Основные центры. Архангельск,
Санкт-Петербург, Саратов.
Основные базы лесной промышленности:
Северо – Европейская | Центральная база |
Большие запасы и высокое качество леса. Крупные лесоперераба- тывающие предприятия - Кондопога, Сегежа (бумага, целлюлоза), Архангельск, Сыктывкар), (пиломатериалы древесные плиты). | Здесь леса в основном играют природоохранную роль. Производят бумагу, целлюлозу (Балахна, Вятка). |
Волго- Уральская база | Сибирская база |
Запасы леса велики. Удобно транспорти- ровать Европейскую часть страны по рекам. Сырье + вода + дешевая энергия = развитие целлюлозно-бумажной промыш- ленности (Краснокамск, Пермь). | Наиболее перспективная лесопромышленные комплексы: Красноярский, Братский, Устье-Илимский. Производят: целлюлозу, бумагу, искуст. волокна. |
ТРАНСПОРТ
Транспорт | Транспортная система | Работа транспорта оценивается несколькими показателями | |
Универсальный | Специализированный | ||
Может перевозить различные грузы и людей (железнодорожный транспорт) | Перемещает лишь определенные грузы (нефть, газ, энергия) | Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними (самый крупный транспортный узел в России – Москва). Основная задача транспорта:надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районов страны. | 1) Кол-во перевозимых грузов (млн * т) и пассажиров (млн чел) 2) Грузы – и пассажирооборотом (грузооборот (т * км ) – произведение кол-ва перевозимого груза (т) на дальность его перевозки (км); пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров. |
ТРАНСПОРТ
Сухопутный | Авиационный | Трубопроводный | Водный | ||
Железнодорожный | Автомобильный | Морской | Речной | ||
Функция: обеспечения надежного сообщения (обмена) между отдельными районами. Протяженность ж/д 86.2 тыс км. Доля в перевозке грузов 12%. Доля в грузообороте 31.4 %. Основные грузы: из Европы в Азию – готовая продукция (одежда и т.д.), с Востока сырье; из Западной Сибири – лес; пассажиры. Средняя дальность перевозок 1123 км. Средняя скорость движения: грузовые поезда (участковая) 32 км/ч; техническая – 43 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу – железнодорожные пути. Приемущества: – действуют постоянно независимо от климатических условий и времени года; - высокая скорость движения; - низкая себестоимость перевозок; - относительно свободное размещение; - универсальность по отношению перевозки всех видов грузов. Недостатки: недостаток подвижного состава. На территории России проходит важнейшие транспортные коридоры: Коридор № 2 Москва-Минск-Варшава-Берлин, соединяет Рос. ж/д сетью Западной Европы по направлению Восток –Запад. Коридор № 9 Хельсинки – Санкт-петербург – Москва-Киев-Кишене-, Бухарест-Дмитровград-Александруполис. | Протяженность 593 тыс/км. (1/10 грунтовые, 1/6 твердое покрытие низкого качества). Доля в перевозке грузов 24.5%. Доля в грузообороте 3.7%. Основные грузы: товары народного потребления, лесные грузы, черные металлы, строительные грузы (цемент и т.д.), основной объем (90%) пассажирских перевозок. Средняя дальность перевозок – 22.24 км. Средняя скорость движения – грузовые автомобили (техническая) 30 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу: автодороги: с твердым покрытием (асфальтовая, бетонная, щебеночное, гравийное, смешанное). Остальные дороги внутрихозяйственные и ведомственные. Преимущества: - обладает большой маневренностью и скоростью; - возможность доставлять грузы по принципу «дверь в дверь»; - Скоростной и перевозит много грузов. Недостатки: - один из самых дорогих; - небольшая масса перевозимых грузов; - сильно загрязняют окружающую среду. В Рос. условиях по себестоимости перевозок – один из самых дорогих т.к. 1. Плохие дороги. 2. Недостаточное кол-во автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 т и более 8 т) 3. Слабого использования дизельных двигателей. 4. Плохого качества отечественных автомобилей. География а/д Рос. схожа с географией ж/д, 12 а/д лучами расходятся от Москвы. В Восточных районах число дорог резко сокращается наибольшая густота сети а/д отличаются районы европейской части России. Крупный узел а/д – Москва (от нее отходят – Москва –Санкт-Петербург; Москва –Синферополь; Москва – Минск; Москва –Рига и др. Развитие по направлениям: 1. Прокладка новых магистралей (Восточная часть страны). 2. Создание дорог в сел. местности. | Специализация – перевозка на дальние расстояния. Доля в перевозке грузов – 0.01 %. Доля в грузообороте – 0.06%. Основные грузы - пассажиры, грузы (срочные и дорогие: скоропортящиеся продукты, матрицы для газет). Средняя дальность перевозок 4229 км. Сооружения обеспечивающие работу – воздушный коридор. Преимущества: - охватывает перевозками почти все районы страны; - самый быстрый; - мало зависит от рельефа местности. Недостатки: - очень дорогой; - потребляет большое кол-во топлива; - наносит ущерб атмосфере. В стране действует около 800 аэропортов, 50 из них имеют международный статус (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково). Авиаузлы – Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Хабаровск, Владивосток. Проблема: старый авиационный парк (1/3 эксплуатируемых самолетов имеет возраст более 15 лет – 48%, а самолеты типа АН – 24 года). Остро стоит вопрос технического переоснащения воздушного флота, переход на новые типы отечественных самолетов (ИЛ 96-300, ТУ 204, ИЛ 114 и др.). | Самый молодой. 217 тыс/км (150 тыс/км нефтепроводы, 50 тс/км газопроводы). Доля в перевозке грузов 11.3%. Доля в грузообороте 58.2%. Основные грузы: каменный уголь, руда, нефть, газ. Средняя дальность перевозок 2400 км. Сооружения обеспечивающие работу – нефтепроводы, газопроводы, пульпопроводы, пневмопроводы. Преимущества: - меньше зависит от рельефа местности (кротчайшие пути); - может функционировать в любых климатических условиях; - потери при транспортировки минимальны; - строительство в 3 – 15 раз дешевле чем ж/д. Нефтепроводы: Грозный – Новороссийск (первый в России); Альметьевск – Горький (Нижний Новгород) с ответвлением на Рязань и Москву – Ярославль – Кириши (нефть из Поволжья); «Дружба» - Альметьевск – страны Западной Европы. Газопроводы: Уренгой – Помары- Ужгород; Медвежье – Надым – Пунга- Вуктым – Ухта-Торжок – Ивацевичи; «Союз» (экспортный) Оренбург – Волгоград – Ужьгород. Проблемы: - трубопроводная система сильно изношена (на 50%).В стране ежегодно происходит около 700 разрывов трубопроводов следовательно происходит загрязнение окружающей среды, гибель животных и людей. | 2/3 границ России морские (38.8 тыс/км). Доля перевозки грузов 0.5%. Доля в грузообороте 4.6%. Основные грузы: лес, уголь, металлы, машины, оборудование и т.д. Средняя дальность перевозок 4147 км. Средняя скорость движения – техническая 23 мили, эксплуатационная 302 мили. Преимущества: - перевозки на большие расстояния более дешевые; - большая грузоподъемность; - практически неограниченная пропускная способность; - небольшая удельная энергоемкость. Недостатки: - происходит устаревание судов из-за нехватки средств на ремонт; - зависит от природных условий; - необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хоз-ва. - удаление от экономических районов; - относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами расположенными за пределами Европы. В настоящее время Россия располагает 43 морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 280 перегрузочных комплексов. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (25% Российского флота) – порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Снабжают товарами Северо-Восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Недостаток: сильная удаленность от развитых регионов страны. Перевозит: рыба, лес, уголь, нефть, оборудование и т.д. Балтийский бассейн (14%) – связь со странами Европы и Америки. Благоприятное географическое положение. Порты: Санкт –Петербург, Выборг, Калининград. Строятся новые порты – Бухта Батарейная, Приморск. Черноморский бассейн (Новороссийск) – экспорт нефти. Ожидается увеличение его роли. Северный бассейн- снабжение районов Крайнего Севера. Порты: Мурманск, Архангельск, Дудинка, Игарка и т.д. Грузы: концентраты руд цветных металлов, лес, строительные материалы, топливо, рыба. | Протяженность 75 тыс/км. Доля в перевозке грузов 1.3%. Доля в грузообороте 2%. Основные грузы: минерально -строительные материалы (песок, гравий, щебень, нефть, лесные грузы, сезонные грузы – зерно, овощи, с севера – лес, с юга – хлеб). Средняя дальность перевозок 698 км. Средняя скорость перевозок – техническая 13 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу: крупные спокойные судоходные реки. Преимущества: - низкая себестоимость; - имеет большую грузоподъемность; - потребление малого кол-ва энергии; - меньшие затраты на оборудование инфраструктуры. Недостатки: - зависит от времени года и климатических условий; - уступает в скорости. Ведущее место занимает Волжско-Камская речная система (канал им. Москвы, Волго-Донский судоходный канал, Волго-Балтийский водный путь). Крупные порты – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Астрахань. 1.2 грузооборота.Грузы – лес, топливо и зерно. Реки Севера и Северо- Запада – реки – Северная Двина, Печора, Нева. Порты – Северная Двина, Архангельск, Котлас; Печора – Нарьян- Мар; на Неве – Санкт-Петербург. Реки Сибири (Обь, Яртыш, Енисей, Ангара, Лена). Грузы – лес, нефть, строительные материалы. Порты- Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск; на Енисее - Минусинск, Красноярск, Игарка. Реки Дальнего Востока – Амур. Порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск – на- Амуре. Грузы – уголь, нефть, лес. |
Фосфатно-туковая промышленность
Сырье: Северный район (Хибинская – 2 млрд. т),
Центральный район (Егорьевское, Колпинское), Волго-Вятский район (Верхне-Камское)
Районы потребления Источник сырья
(Санкт – Петербург) , (Воскресенск)
Волхов, Уварово
Калийная промышленность
Приурочена к местам добычи.
Урал: Березники, Соликамск
Сернокислотная промышленность
Сырье
Ископаемое (серный колчедан, Газовые отходы черной
сера) Урал, Поволжье(Алексеевское) и цветной металлургии
(Владикавказ, Ревда,
Кировград)
Производство: Урал (Березники, Пермь), Центр (Воскресенск, Новомосковск, Щелково), Волговятский район (Дзержинск)
Содовая промышленность
У источников сырья – в местах добычи поваренной соли
Урал (Березники, Стерлитамак)
Поволжье (Волгоград)
Прибайкалье ( Усолье – Сибирское)
Химическая промышленность России |
Структура химической промышленности
Малотоннажные отрасли химической промышленности | Переработка полимерных металлов | |
Микробиология, фотохимия, химия реактивов, бытовых химических средств, защиты от растений, фармацевтика, лакокрасочная химия | Изделия из пластмасс, резино-технических изделий |
Производство минеральных удобрений | Производство полимерных материалов | |
Калийные, фосфатные, азотные, сложные. | Синтектический каучук, химические волокна, пластмассы, синтетические смолы |
Производство основной химической промышленности | Производство основного органического синтеза | |
Кислот, щелочей, газов, солей | Органические кислоты, спирт, растворитель |
Горно-химическая, нефтепереработка, коксохимическая, газоперерабатывающая, черная и цветная металлургия, с/х, целлюлозно- бумажная, сланцевая. |
1 – отрасли дающие сырье для химической промышленности
2 – полупродуктовые отрасли
3 – главные отрасли
4 – перерабатывающие отрасли
Микробиология Производство кормовых Производство кормовых дрожжей белковых веществ из из сырья, и растительного углеводородного сырья происхождения , а также фурф- лора и продукции, полученной методом гидролиза древесины и растительных отходов с/х. Факторы: районы и центры нефтепереработки (высокая металлоемкость) на у/в сырье Поволжье (Светлоярск), Волго-Вятский (Нижний Новгород) Сырьевые базы: - лесопиление (Красноярск, Канск, Архангельск, Волгоград, Зима) - целлюлозно-бумажное производство (Архангельск, Соликамск, Краснокамск) |
Промышленность химических волокон и нитей Размещена в районах с текстильной промышленностью Искусственные волокна Синтетические волокна из природных полимеров волокна обраб. Тверь, Рязань, Балаково, нефтепровод. Красноярск, Шуя Волжский,Курск, Саратов Промышленность синтетического каучука Каучук расходится на: - шины 60 % - резинотехнические и асбестотехнические изделия 25% Размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепереработки: Поволжье (Казань, Нижнекамск, Тольятти, Волжский) Урал (Уфа, Стерлитамак, Пермь) Западная Сибирь (Омск) Центр (Москва, Ярославль, Ефремов) Северо-Запад (Санкт-Петербург) Восточная Сибирь (Красноярск – синтетический каучук получают из синтетического спирта путем гидролиза древесины) |
|
Электроэнергетика России (генерирование, передача, трансформация, употребление) 840-850 млрд. кВт * ч – 4-е место в мире после США, Японии и Китая |
Тепловые электростанции
Гидроресурсы,
|
|
|
Атомная 1. ТЭС: ТЭЦ, ГРЭС (КЭС)
промыш- 2. ГЭС, ГАЭС
леность 3. Нетрадиционные источники
4. АЭС, АТЭЦ
Атомные электростанции Большая маневренность размещения (не зависят от топлива – энергетических факторов). В работе используется U -235 Ориентация на потребителя. Наиболее экологически чистые. Северо-Западный район (Ленинградская-4 млн. кВт) Центральный район (Смоленская 3 млн. кВт, Калининская 2 млн. кВт) Центрально-Черноземный район (Курская 4 млн. кВт, Нововоронежская 1.8 млн.кВт) Северный район (Кольская - 1.8 млн. кВт) Поволжский район (Балаковская 4 млн. кВт) Уральский район (Белоярская 0.6 млн. кВт) Северо-Кавказкий район (Ростовская) Дальний Восток (Билибинская - 0.048 млн. кВт)
- нефтяная - торфяная - газовая - сланцевая - угольная |
Нетрадиционные производители электроэнергии Геотермальные Приливные Ветровые, (Паужетская на (Кислогубская ПЭС Солнечные на Камчатке в Мурманской области) |
Экспорт электроэнергии |