Особенности адаптации разных категорий сотрудников
С точки зрения квалификации и должностного уровня новых сотрудников, условно можно выделить несколько категорий:
Ø рядовые сотрудники, рабочий персонал;
Ø специалисты, служащие, инженерно-технические работники (ИТР);
Ø молодые специалисты;
Ø руководители среднего звена;
Ø руководители высшего звена;
Ø сотрудники удаленных офисов.
Для каждой категории персонала разные аспекты адаптации имеют разную приоритетность (Рисунок 1)[3].
_______________________
[3] - Кибанов А.Я. Федорова Н.В. Управление персоналом/ - М.: Изд. Финстатинформ, 2000 - 325с.
Рисунок 1 Виды адаптации
Аспекты адаптации
Специалисты в области управления персоналом выделяют несколько аспектов процесса адаптации:
Ø организационный, или введение в компанию;
Ø социально-психологический, или введение в коллектив;
Ø профессиональный, или введение в профессию;
Ø психофизиологический.
Организационная адаптация
Для того чтобы начать работать эффективно, человекунеобходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности в компании:
Ø каковы стратегические цели и приоритеты компании?
Ø какова ее структура?
Ø как осуществляется управление?
Ø кто принимает решения?
Ø что можно делать и чего нельзя?
Ø как оформить командировку?
Ø где находится IТ-отдел?
Ø как решать бытовые проблемы?
Организационная адаптация - один из самых сложных этапов освоения сотрудника в компании, так как она подразумевает получение и анализ большого объема информации.
К сожалению, немногие предприятия в состоянии обеспечить сотрудников необходимой информацией в структурированном виде из-за отсутствия прописанных правил и процедур, поэтому новичку приходится разбираться во всех тонкостях самостоятельно.
Социально-психологическая адаптация
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» - корпоративной культурой. Часто случается, что хорошего кандидата «отбраковывают» на этапе подбора, из-за того что он не подходит по стилю поведения и вероятность неприятия им ценностей организации очень высока.
Очень важно приложить максимальные усилия, чтобы выбранный специалист чувствовал себя в коллективе комфортно. Здесь по большому счету компании надо постараться ему понравиться.
Профессиональная адаптация
Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением». Он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области.
Психофизиологическая адаптация
Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха.
Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделять в следующих ситуациях.
1. При сменном графике работы. Если человек никогда не работал по ночам, ему объективно будет тяжело работать в смену или менять время пребывания на работе, к примеру, с 8 часов на 12.
2. Если график работы сдвинут. В некоторых компаниях предлагается график работы с 8 до 17, в других — с 11 до 20.
3. В компании ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если на предыдущем месте работы у сотрудника был нормированный график.
4. Когда предусмотрены длительные командировки - для ряда сотрудников это может стать дополнительным стрессом.
5. Проектная работа - в этом случае сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.
6. Работа в режиме домашнего офиса (homeoffice). Данная форма становится все более распространенной в России: компании приглашают региональных представителей или нанимают специалистов, например программистов или веб-дизайнеров, из других городов, не создавая при этом специальных подразделений или филиалов.
Категории сотрудников
Рядовые сотрудники
Рядовым сотрудникам, к которым относятся, например, рабочие производства или обслуживающий персонал в офисе, не всегда уделяется достаточное внимание, притом, что на большинстве промышленных и сервисных предприятий эта группа персонала является самой многочисленной.
На этапе адаптации рядовых сотрудников в компании следует разработать и использовать хотя бы минимальный набор инструментов: проводить вводный инструктаж, объяснять алгоритмы работы.
Следующий по важности аспект – профессиональный. Объяснить корпоративную специфику работы, научить основным производственным алгоритмам - задача наставника.
Немаловажным является и психофизиологический аспект. Практика показывает, что часто кандидаты переоценивают себя, неоднократные вопросы и предупреждения менеджера по персоналу в ходе собеседования остаются неуслышанными, и, как следствие, сотрудники увольняются через неделю, объясняя это тем, что работа для них действительно физически сложна.