Применение присадок при производстве ЗДТ.
Присадки, уменьшающие Тзастыв. – депрессорные (или депресаторы)
Применяют соединения полимерного типа. По строению полимеры близки к н-ПУ. Процесс полимер-ции известен истории 80 лет, технол-гия отработана, несложна. На НПЗ присутств. сырьевая база. Высокий депрессорный эффект.
Механизм действия:
Полимеры взаимод.с н-ПУ, препятсв.выпадению при низкой t. Депрес.прис-ки не влияют на Тпомутн. В настоящ.время главным критерием на ряду с Тпомутн. явл-ся предельная t фильтруемости. Эти присадки ингибиторы коррозии, отстоя, как многофункц-ные присадки.
Сополимеры этилена-венил-ацетата, полиметакрилатная присадка – ингиб.корр-зии, отстоя.
Биотоплива.
Распространенное сырье яв-ся соя(бобы).
Рапс широко распространен в Европе около 80%
Также сырьем может быть косторовое и пальмовоее масло, морские водоросли, органические отходы, животный жир.
Характерные черты:
1. Отличается экологической чистотой
2. Высокая биоразлогаемость
Низкая стоимость, большие объемы производства
Получение биотоплива осуществляется перетирификацией из малекул растительного масла выдел. глицирин и
получают сложные эфиры которые яв-ся биотопливом.
Мат.баланс:
Взято: %мас
Спирт 12
Кат-ор 1
Рапсов.масло 87
Итого 100
Получено:
БДТ 86
Глицерин 9
Жиры
(Удобрения) 1
Спирт 4
Итого 100
t=66°С, Р-атм.
Особенности биотоплива
1. БДТ производят из растительного масла
2. БДТ может применятся как самост. вид био топлив
3 Применение БДТ позволяет снизить потребность к нефтепродуктов
4. Снижается дымность отработанных газов на 20%
5. Снежаются выбросы СО, СО2, SO2, и твердых частиц
6. Повышается ЦЧ улучшаются смазывающие свойства диз.топлив
7.Способствует очистки форсунок и топливных насосов.
Содержание S менее 10 ppm
В США выпускают марки В-2 – 2% биотопливо + 98% нефтянго
В100 – 100% биотоплива, В20 – 20%.
Характеристика и производство реактивных топлив.
Марки: – ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6, Т-8В, Джет А-1
Реактивные топлива разделяют на две группы: топлива для реактивных двигателей с дозвуковой скоростью и топлива для реактивных двигателей со сверхзвуковой скоростью. При малых скоростях полета топливо может подвергаться значительному охлаждению, особенно в баках, вплоть до температуры начала кристаллизации. При больших скоростях полета из-за аэродинамического нагрева планера самолета температура топлива может превысить температуру начала его кипения. РТ подвергают гидроочистке и гидрированию, благодаря чему в топливах практически полностью отсутствуют нестабильные и коррозионно-агрессивные соединения, и содержание ароматических углеводородов снижается
Низшая теплота сгорания реактивных топлив вместе с их плотностью влияет на значение запаса химической энергии на борту самолета.
Теплота сгорания топлива определяется его элементным составом: чем больше в составе топлива водорода, тем больше теплота сгорания. Так теплота сгорания па-рафиновых углеводородов - смеси молекул с числом атомов углерода (С) от 9 до 15 равна 44000 кДж/кг, смеси молекул нафтеновых и непредельных с С=5-15 равна 43500, а ароматических - смеси молекул с С=7-10 равна 41000 кДж/кг.
Чем выше теплота сгорания топлива, тем меньше воздуха требуется для его полного сгорания и тем выше удельная тяга.
Теплоту сгорания реактивных топлив не определяют экспериментальным путем
Это величина Q*p*V
Q-низж. теплоемкость
p-плотность
V-объем бака
Основные св-ва
хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания;
высокие полнота и теплота сгорания, предопределяющие дальность полета самолета;
хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для обеспечения подачи топлива в камеру сгорания;
низкая склонность к образованию отложений, характеризуемая высокой химической и термоокислительной стабильностью;
хорошая совместимость с материалами: низкие противокоррозионные свойства по отношению к металлам и отсутствие воздействия на резиновые технические изделия;
хорошие противоизносные свойства, обусловливающие небольшое изнашивание деталей топливной аппаратуры;
антистатические свойства, препятствующие накоплению зарядов статического электричества, что обеспечивает пожаробезопасность при заправке летательных аппаратов.
Показатели качества
Внешний вид: Цвет: |
Кислотное число общее, мг КОН/г, не более |
Йодное число, г 12/100 г топлива, не более |
Температура вспышки, "С, не ниже |
Температура начала кристаллизации, "С, не выше |
Температура застывания, "С, не выше |
Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150°С, не более: |
- концентрация растворимых смол, мг/ЮОсм1 топлива |
- концентрация нерастворимых смол, мгЛООсм ' топлива |
Термическая стабильность в статических условиях при 150°С (концентрация осадка), мг/100 см топлива, не более |
Термоокислительная стабильность на установке Джефтот (JFTOT) 2,5 ч при температуре испытания не ниже 260°С: перепад давления на фильтре, кПа (мм.рт.ст), не более отложения на трубке, менее |
Плотность при 200, не менее Плотность при 150, в пределах |
Содержание ароматических углеводородов, % мае.(об ), не более |
Концентрации фактических смол, мг/100 дм1 топлива, не более |
Содержание общей серы, % мае., не более |
Содержание меркаптановой серы, % масс., не более |
или докторская проба |
i Содержание сероводорода |
Испытание на медной пластинке при Ю0"С в течение 4 часов |
Корр>зия медной пластинки (2ч ±5мин) при температуре 100' С, класс, не более |
Содержание нафталиновых углеводородов, % мае., не | более |
Фракционный состав: T начала перегонки 10% отгоняется 50% отгоняется 90% отгоняется 98% отгоняется T Т конца кипения |
Р Удельная электропроводимость: при заправке |
Современное состояние ЭЛОУ.
Назначение – обеспечить нормальную работу АВТ, получение качественных фракций нефти для их дальнейшей переработки.
Последние годы резко ужесточилисьтребования к качеству нефтей для НПЗ, особенно после ЭЛОУ.Это тенденция наблюдается Вов сем мире. Причины:
1. Во всех странах на НПЗ растет доля ВП.
2. повысились требования к качеству товарных н/пр.
3. увеличилась продолжительность межремонтного цикла установок АВТ. Снижение солей с 14 до 3 мг/л – меж.рем. –увел-ся в 2 раза до 3-4-х лет.
4. соли остав-ся в нефтях попадают в сырье кат процессов и являются причиной отравления кат-ра.
5. ↑сод-е солей после ЭЛОУ приводит к ухуд-ю качества ост-х топлив и кокса (повышается зольность). Можно исправить, добавив ДТ.
6. нефти с ↑ сод-м солей способ-т загр-ю окр. среды. Если перерабат-ть с солями менее 0,5 мг/л, то чистая прибыль 0,75-1,5$ на 1м3 пререраб-го сырья. Особенно нужно удалять хлористые соли (хлористоводородная и сероводородная коррозии). На ЭЛОУ имеет место электрохимическая коррозия (блуждающие токи).
7. Сод-е мех.примесей не более 0,05%. Ели нефть отвечает ГОСТ (0,05%) получить мазут и ДТ не удается. После ЭЛОУ нефть должна содержать мех.прим. значительно ниже. Если на НПЗ с содержанием 100 мг/л, то мин.сод-е солей после ЭЛОУ 0,1-0,3 мг/л. Нужно (лучше) отсутствие.ЭЛОУ за рубежом и в России не уступает по эффективности работы.