Применение кислородсодержащих добавок - спиртов и эфиров.
Наиболее перспект расширн получ неэтилир безн-это примен-е КислородоСодержащиеСоединения,
(МТБЭ и ВБС). Их хар-ки
Особенности применения МТБЭ
1. Снижается склонность к нагарообразованию
2. В вых.газах снижается содержание СО и АУВ
3.Прирост ОЧ при добавке МТБЭ выше чем при добавки алкилата
4. МТБЭ хорошо растворяется в бензинах
5. Эффективная работа двигателя как при высоких так и принизких скоростях
Недостатки
1. Низкая теплота сгорания
2. Расслаивается МТБЭ с бензином в присутствии воды
25. Современные и перспективные требования к товарным бензинам и пути их достижения.
1) Бензины должны быть не этилированны. Переход на не этилированный бензин в странах ЕС составит 3,5 млрд. долларов, в США более 7 млрд. долларов.
Чтобы было экономически выгодно производить не этилированный бензин, нужно:
- Мощность процессов КК не менее 15% от мощности установок первичной переработки нефти
- Мощность процессов КР не менее 15% от мощности установок первичной переработки нефти
- Мощность установок КИ до 3%
- Мощность установок алкилирования до 4%
в России необходимо снижать: содержание серы 500→350→150→50
содержание меркаптановой серы не более10ppm
содержание АУВ не более25% масс.
содержание бензола не более 1%, олефинов 5%
Проблема по бензолу:
Чтобы перейти на такой бензин потребуется еще 2 млрд долларов, а эксплуатационные затраты увеличатся на 20%.
Пути решения:
- изъять из сырья КР фр. содержащие бензол 62-850С
- необходимо выделять из каьализатов КР бензольную фр.
Исп бензольную фр.:
1) Селективное гидрирование бензола с последующей изомеризацией
2) Алкилирование бензола
3) Экстракция бензола селективными растворителями
Получение бензина с пониженным содержанием серы:
главная проблема вовлечение бензинов вторичного происхождения, поэтому нужны способы отчистки.
Компонентный состав бензинов в Зап. Европе США и России
Компоненты | Зап. Европа | США | Россия | Средне мировой уровень |
Бутан | 5,7 | 5,5 | 5,7 | 7,0 |
Бензин КР | 46,9 | 34,6 | 52,8 | |
Бензин КК | 27,1 | 36,1 | 9,6 | |
Изомеризат | 4,7 | 1,5 | ||
Алкилат | 5,9 | 0,3 | 11,2 | |
БПГ | 7,6 | 25,2 | ? | |
Бензин коксования | - | - | 4,9 | 7,8 |
Кислородосодержащие соединения | 2,1 | 1,8 | 0,2 | ? |
Всего млн. т/год | - |
Особенность Б в США это высокая доля алкилатов и кислородосодержащих соединений (у нас наоборот).
Бензин Китая: БККФ -78,9, БПГ - 11,1,БКФ - 5,4
МТБЭ- 2,3, Алкилат -0,2 ,Другие - 2,1
Состав и мощность процессов вторичной переработки
Процессы | США | СНГ |
Термические процессы | 12,6 | 6,1 |
КК | 37,9 | |
КР | 22,5 | 8,7 |
ГО | 39,9 | 24,6 |
Гидрообессеривание | 14,2 | |
ГК | 7,2 | 0,1 |
Алкилирование | 5,1 | 0,1 |
Изомеризация | 1,3 | 0,1 |
Итого | 140,7 | 47,7 |
Характеристика БКР.
Бензины содержат АУ 45-75%, зависит от жесткости процесса (↑Т,АУ), (Р↓АУ↑). Если содержание АУ 75% и КР работает на получение индивид. АУ, блока экстракции нет.
ОУ н.б. 3,0% (надо 0,3-0,8%); НУ н.б. 10% (надо 1-3%), тогда КР хорошо работает.
Качество бензина КР: о.ч. м.м. 75-92, и.м. 83-105.
АУ, % | О.ч. м.м. | О.ч. и.м. | Чувс-ть |
76,5 | 81,5 | ||
97,6 | 6,6 | ||
Чем больше АУ, о.ч. больше, а качество хуже.
Особенности бензинов КР: неравномерное распределение о.ч. по фракциям. Провал фр.
От 60 до 100С, низкокипящие фракции имеют низкие о.ч., плохие пусковые свойства.
Холодный двигатель, воспл-ся та часть Б, к-ая превратилась в пары с низким о.ч. Это затруднительно. , из-за высокого содержания АУ, бензин имеет плохие экологические показатели, высокое нагарообразование, т.к. АУ по строению ближе к коксу.
Характеристика БКК.
О.ч. м.м. 80-82, и.м.- 90-95.
АУ 25-40%, ОУ-20-25%, НУ+ПУ 55-35%.
Влияние хим. состава на о.ч.
выкипание фр. Б.
Выкипание фракций | Выход, % | НУ+ПУ | ОУ | АУ |
НУ по мере утяжеления фр. Растут, ПУ снижаются.
Выводы:
1.Содержание ОУ во фр.Б. КК постоянно.
2.Содержание АУ возрастает по мере утяжеления фракции
3.Чувс-ть по мере утяж-я увел-ся.
4.Имеется провал по о.ч., но оп меньше, чем у Б КР. Следовательно Б КК имеет плохие пусковые св-ва, но лучше, чем Б КР. Хим. св-ва Б КК зависят от хим.состава сырья (вак.газ).
Если плотность сырья больше на 0,068 кг/м3, то о.ч. Б больше на 0,3 пункта по м.м. или 0,15 по и.м. Т.о. чем больше АУ в сырье, тем выше о.ч. Б.
Качество и выход бензина зависит от условий КК. Чем больше жесткость, тем выше конверсия , больше АУ, больше и-ПУ, выше о.ч. Бензин КК имеет высокую чувс-ть из-за высокого сод-я ОУ и АУ.