О какой оценке может идти речь?
Классическая аттестация?
Оценка деятельности/ результативности/ эффективности?
Оценка в рамках управления по целям?
Что-то другое?
Акценты на разные цели→ разные процедуры, разная роль линейного менеджера
Цели оценки:
Аттестация – оценка квалификации работника для установления ее соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
Аттестация обязательна для:
Спасателей
Прокурорских работников, имеющих классные чины
Сотрудников СК
Авиационного персонала
Работников опасных производственных объектов
Руководителей унитарных предприятий…
Характеристики классической аттестации:
Строго формализованная процедура
Коллегиальное принятие решения (аттестационная комиссия)
Преобладание «судейских» целей
Акцент на прошлые результаты и текущее «соответствие»
Возможность принятия юридических решений
Статья 81 ТК п. 3 ч.1:
… Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях….несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации...
Оценка деятельности / результативности / эффективности
Оценка деятельности персонала – процесс сбора и анализа информации о том, как сотрудники выполняют свои функции, и выяснение того, в какой степени показатели их работы, трудовое поведение и индивидуальные характеристики соответствуют требованиям организации (здесь может не быть аттестационной комиссии, рассматривается более широкий спектр )
Основные характеристики:
Преобладание консультационных целей
Акцент на будущее
Активное взаимодействие менеджера и сотрудника в процессе оценки
Оценочное (аттестационное) собеседование
Характеристики оценки в рамках управления по целям:
Оценка степени достижения целей, установленных для сотрудника на определенный период времени
Сочетание «судейских» и консультационных целей
Процесс и методы оценки деятельности сотрудников. Так называемая оценка на 360 градусов. (Вопрос 2)
Классическая аттестация:
· Подготовка менеджером характеристики (аттестационного листа) с заключением
· Рассмотрение характеристики комиссией; беседа с работником; утверждение
· Ознакомление сотрудника под роспись
· Передача в СУП
· Принятие административного решения
Оценка деятельности:
· Оценочное (аттестационное собеседование)
· Заполнение менеджером специальной формы → замечания, пожелания, вывод
· Передача формы в СУП
· Принятие административного решения
Подготовительный этап оценки (80% успеха/неуспеха)
· Принятие решения
· Подготовка организационных документов
· Подготовка форм оценки (оценочных листов)
· Информирование персонала
· Подготовка участвующих в процессе оценке
Оценка
Возможные субъекты оценки:
· Непосредственный руководитель
· Руководитель более высокого ранга
· Коллеги
· Подчиненные
· Внутренние клиенты
· Внешние клиенты
· Комиссия
Пример оценки работы продавцов в сети по продаже бытовой техники
· Компьютерный тест на знание продаваемой техники и законодательства в области защиты прав потребителей
· Оценочный лист (Таинственный покупатель)
· Оценочный лист (Непосредственный руководитель)
Типичные ошибки оценки
· Фундаментальная ошибка атрибуции
· Эффект ореола/нимба/рогов дьявола
· Ошибка, основанная на контрасте
· Оценка «похож на меня»
· Придание значения должности оцениваемого
· Усредненная оценка