Нормальная и аварийная остановка насосного агрегата.
Нормальная остановка насосного агрегата производится для отключения насоса при снижении производительности при снижении производительности сети, вывода его в ремонт и т. д.
Аварийная остановка насосного агрегата производится при поломке насоса или электродвигателя, отклонении основных технических параметров работы агрегата или неисправности на линейной части сети. Аварийную остановку насосного агрегата можно осуществить кнопкой экстренного отключения на щите насосного агрегата в операторной или кнопкой, установленной непосредственно у насоса в машинном зале, а также автоматически при срабатывании одной из защит агрегата. Помимо перечисленных случаев агрегат останавливают в аварийном порядке при появлении дыма из подшипников или торцовых уплотнений насоса, появлении дыма или искр из электродвигателя, сильного запаха горящей изоляции и при несчастном случае.
Особенно тяжелые последствия может вызвать непосредственный контакт между вращающимися и неподвижными металлическими деталями насоса результате разрыва сплошности потока. При этом наблюдаются удары и шум во всасывающем трубопроводе и насосе, снижение давления, создаваемого насосом, и резкое колебание нагрузки электродвигателя.
После остановки насосного агрегата необходимо убедиться в отсутствии обратного вращения ротора и в полном закрытии обратного клапана. При обратном вращении, свидетельствующем о неплотности обратного клапана, насос должен быть выведен в ремонт. Задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах и вентиль гидроразгрузки отключенного агрегата закрывают.
Для автоматического или ручного пуска резервного насосного агрегата необходимо обеспечить возможность его быстрого ввода в эксплуатацию. На резервном агрегате должны быть открыты все вентили и краны и осуществляться непрерывная подача масла к подшипникам. Не реже одного раза в месяц агрегат, находящийся в резерве, запускается, и машинист следит за исправной его работой и за работой датчиков и контрольно- измерительных приборов, установленных на нем.
Агрегат, которому предстоит периодический осмотр или устранение обнаруженных дефектов, выводится из резерва. Все задвижки, вентили и краны на трубопроводах перекачиваемого продукта этого агрегата перекрываются, а продукт сливаются из корпуса насоса.
4.3. Возможные неполадки в работе центробежных насосов и способы их устранения. [2]
Насос после пуска может отказать в работе по следующим причинам: неплотности на всасывающей линии (осмотреть трубопровод и устранить неплотности); в корпусе насоса имеется воздух или пары жидкости (залить насос еще раз); засорен приемный фильтр (проверить фильтр); неправильно подключен электродвигатель, т.е. направление вращения насоса обратно принятому (остановить насос и изменить подключение двигателя).
В процессе работы может снизится производительность насоса, если: уменьшилось число оборотов (следует проверить двигатель и устранить обнаруженные дефекты); во всасывающую линию или в корпус просачивается воздух (проверить трубопровод, подтянуть или сменить набивку сальника); в нагнетательном и всасывающем трубопроводах увеличились сопротивления (проверить все задвижки и места возможных засорений трубопроводов и прочистить их); засорилось рабочее колесо (осмотреть и прочистить его).
Напор может уменьшиться по следующим причинам: сократилось число оборотов (проверить двигатель и устранить неисправности); в перекачиваемую жидкость попал воздух (проверить всасывающую трубу, подтянуть или сменить сальники); поврежден напорный трубопровод (закрыть задвижку на напорном трубопроводе, осмотреть его и устранить повреждения); из-за механических повреждений – износились уплотняющие кольца или повреждено рабочее колесо (заменить поврежденные детали).
Перегрузка двигателя возникает: при заедании шеек вала в подшипнике (проверить затяжку крышки подшипника, установить допускаемый зазор); слишком большом разбеге вала, когда колесо трется о неподвижные части насоса (уменьшить разбег вала); слишком большом осевом давлении (проверить исправность разгрузочных устройств и устранить неисправности); засорении корпуса и рабочих колес (остановить насос, прочистить и промыть); увеличении производительности насоса выше допустимой и напоре меньше расчетного (прикрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе).
Вибрация и шум насоса вызывается: ослаблением фундаментных болтов (подтянуть болты); неправильной центровкой вала насоса и электродвигателя (произвести перецентровку агрегата); частичным засорением рабочих колес (осмотреть и прочистить насос); механическими повреждениями – прогибом вала, заеданием вращающихся частей, износом подшипников (сменить поврежденные детали); кавитацией (остановить насос и уменьшить высоту всасывания).
V. Объемные насосы
К объемным насосам относятся поршневые и роторные. На современных типовых установках нефтеперерабатывающих заводов применяются в основном центробежные насосы. Менее распространены паровые прямодействующие приводные поршневые насосы. Шестеренные, винтовые, струйные и другие насосы применяются главным образом в качестве вспомогательных. В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности поршневые насосы, как правило, находят применение для перекачивания вязких, быстрозастывающих жидкостей и сжиженных газов, а также небольших количеств жидкости при высоких давлениях.
Достоинства поршневых насосов: достаточно высокий к.п.д., малая чувствительность к изменению вязкости перекачиваемой жидкости, способность поддерживать постоянный напор при переменной производительности, способность всасывания без предварительной заливки насоса и всасывающего трубопровода жидкостью, возможность подачи незначительных количеств жидкости при большом давлении.
Недостатки поршневых насосов: тихоходность, в результате чего нельзя осуществлять прямое соединение с быстроходными приводами, сложность конструкции, наличие легко изнашивающихся клапанов и т. д.