Совокупный спрос и совокупное предложение
В международной экономике совокупный спрос и совокупное предложение трактуются широко — как абстрактные величины, характеризующие объемы совокупного производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от некоторой обобщенной мировой цены на них.
Совокупный спрос (aggregate demand, AD) — объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен.
Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа: внутри — со стороны потребителей (предприятия, домашних хозяйств и правительства) и местных инвесторов, а из-за рубежа — со стороны иностранцев. Соответственно, он состоит из закупок товаров предприятиями (производственное потребление), людьми (личное потребление), правительством (государственное потребление), внутренних капиталовложений и экспорта товаров за рубеж.
Совокупное предложение (aggregate supply, AS) — объем производства товаров, которые производители готовы коллективно предложить на рынок при существующем уровне цен.
Совокупное предложение обеспечивается также изнутри любой страны и из-за рубежа — местными и иностранными производителями. Соответственно, совокупное предложение состоит из внутреннего производства товаров, определенного тем или иным способом, и их импорта из-за рубежа.
Как совокупный спрос, так и совокупное предложение устанавливают некоторую взаимозависимость между объемами производства товаров и существующим уровнем цен на эти товары. В рамках всего мира совокупный спрос должен, по определению, равняться совокупному предложению. В то же время, если рассматривать отдельные страны или их группы и делать это не изолированно, а в контексте их международных экономических взаимосвязей, то очевидно, что отклонение от баланса спроса и предложения является скорее правилом, чем исключением.
Графическая интерпретация совокупного спроса и совокупного предложения близка к интерпретации спроса и предложения на индивидуальный товар. В традиционном графике спроса и предложения по горизонтальной оси откладывается совокупное производство всех товаров (Q), а по вертикальной — общий уровень цен на все товары (Р). Как измеряется совокупное производство и как определяется общий уровень цен, будет рассмотрено ниже. Кривая совокупного спроса (AD) показывает совокупный выпуск товаров, на который есть спрос при каждом уровне цен.
Рис. 1. Совокупный спрос и совокупное предложение
При прочих равных условиях совокупный спрос тем ниже, чем выше уровень цен (рис. 1). Кривая совокупного предложения (AS) показывает совокупный выпуск товаров, предлагаемых на рынок при каждом уровне цен. При прочих равных условиях совокупное предложение тем выше, чем выше уровень цен. Вертикальная линия Y может трактоваться как уровень максимального производства, при котором объемы предложения товара на рынок остаются неизменными, несмотря на растущие цены. Такая ситуация может возникнуть, когда полностью использованы все факторы производства — заняты все трудовые ресурсы (существует полная занятость), приток нового капитала отсутствует, новых месторождений природных ископаемых нет, технология не развивается.
Более того, кривую Y можно интерпретировать как кривую совершенной неэластичности совокупного спроса и совокупного предложения. Если вертикальную позицию занимает кривая совокупного предложения (AS), то это означает совершенную неэластичность предложения — сколько ни увеличивай цены, объемы производства не возрастут. Если же вертикальную позицию занимает кривая совокупного спроса (AD), то это означает совершенную неэластичность спроса — сколько ни увеличивай цены, объемы потребления не уменьшатся.
Напротив, кривую X можно интерпретировать как кривую совершенной эластичности совокупного спроса и совокупного предложения. Если горизонтальную позицию занимает кривая совокупного предложения (AS), то это означает его совершенную эластичность — несмотря на неизменность цены, объемы производства неограниченно растут. Если же горизонтальную позицию занимает кривая совокупного спроса (AD), то это означает его совершенную эластичность — по цене не больше данной объемы потребления не ограниченны.
Рынок находится в равновесии, если при существующем уровне цен на товары совокупное предложение равно совокупному спросу (точка Е). Увеличение совокупного спроса сдвигает кривую спроса вправо на уровень AD1 и точку рыночного равновесия — на уровень Ер показывающий, что при неизменном уровне совокупного предложения уровень цен возрастет и объемы производства возрастут. Напротив, снижение совокупного спроса сдвинет кривую спроса влево на уровень AD2, точку рыночного равновесия — на уровень Е2, показывающую, что при неизменном предложении уровень цен и объемы производства упадут.
Аналогичным образом, увеличение совокупного предложения сдвигает кривую предложения вправо на уровень ASt и точку рыночного равновесия — на уровень Е3, показывающий, что при неизменном уровне совокупного спроса уровень цен сократится, а объемы предложения возрастут. Напротив, снижение совокупного предложения сдвинет кривую спроса влево на уровень AS2, точку рыночного равновесия — на уровень Е4, показывающий, что при неизменном спросе уровень цен возрастет, а объемы производства упадут. При одновременном росте совокупного спроса и совокупного предложения на уровне пересечения AD1 AS1 рыночное равновесие возникнет в точке Е5, показывающей рост объемов производства при неизменном уровне цен. В обратной ситуации при одновременном падении совокупного спроса и совокупного предложения до уровней AD2 AS2 рыночное равновесие возникнет в точке Е6, показывающей сокращение объемов производства при неизменном уровне цен. При увеличивающемся совокупном предложении AS1 на фоне сокращающегося спроса AD2 рыночное равновесие будет достигнуто в точке Е7, показывающей резкое падение уровня цен при неизменных объемах производства. В обратной ситуации при увеличивающемся совокупном спросе AD1 на фоне сокращающегося предложения AS2 рыночное равновесие будет достигнуто в точке Е8, показывающей резкий рост уровня цен при неизменных объемах производства.