Экономический рост и структурные изменения в экономике
Вернемся вновь к макроэкономическому варианту производственной функции. Обратим внимание на зависимость объема национального дохода от капитальных затрат. Очевидно, что эту связку можно конкретизировать, развернуть по отраслям. Выбрав в качестве одного из главных оснований производственную функцию, В. Леонтьев построил систему линейных уравнений, описывающих соотношения между материальными затратами, с одной стороны, полными и конечными объемами продукции различных отраслей народного хозяйства, с другой стороны. Производственная функция и модель Леонтьева предназначены для исследования факторов экономического роста и межотраслевыx пропорций воспроизводства.
В отличие от статических моделей равновесия (часть которых будет рассмотрена нами в следующей лекции), предназначенных для выявления условий достижения этого состояния, или графических моделей сравнительной статики, сопоставляющих исходное состояние равновесия и новое, вызванное сдвигом либо кривой спроса, либо кривой предложения, целью разработок моделей равновесного роста является определение условий, при которых возможно поддержание равновесия в процессе развития. Это так называемые трендовые траектории, вдоль которых, отклоняясь в ту или иную сторону, двигается реальная экономика.
В моделях равновесного роста выделяются устойчивые и неустойчивые равновесные траектории развития. Устойчивыми называют такие равновесные траектории, отклоняясь от которых экономика по истечении некоторого периода развития вновь возвращается к равновесию. Напротив, неустойчивыми являются такие траектории сбалансированного роста, по которым экономика, однажды достигнув равновесия, может двигаться сколь yгодно долго, если не изменяются ее внутренняя структура или исходные условия развития
Модели равновесного роста предназначены для изучения свойств равновесных траекторий (их устойчивости или неустойчивости), а также для определения условий, возвращающих экономическую систему на равновесную траекторию в случае отклонения. Эти модели следует отличать от моделей роста, ориентированных на прогноз вероятных тенденций изменения реальных экономических систем.Простая неоклассическая модель роста. Неоклассические модели роста используются для изучения трендовых траекторий при стационарном режиме развития, предполагающем, что макроэкономическое статическое равновесие в условиях совершенной конкуренции и процессе роста как бы воспроизводит самое себя. Базовые переменные модели изменяются одинаковыми темпами, а взаимосвязь между ними во всех временных точках рассматриваемого периода постоянна. По сути дела речь идет о «динамической статике»: характер развития в будущем полностью аналогичен его состоянию в настоящем. Таким образом, в динамике равновесие поддерживается так же, как и в статике: на основе точного знания производителями цен равновесия на свой продукт, гибких цен на продукты и ресурсы, немедленного уравнивания сбережений и инвестиций с помощью гибких процентных ставок, расширения доходов пропорционально предельной производительности факторов производства, максимизирующего поведение всех производителей.
С учетом принципов акселератора и мультипликатора был разработан ряд неокейнсианских моделей экономического роста.
Характерной чертой этих моделей является использование производственной функции леонтьевского типа, предполагающей, что между факторами производства существуют только отношения взаимодополняемости без их взаимозаменяемости.
Простейшими посткейнсианскими моделями роста являются модель Е. Домара и модель Р. Харрода.
Модель Е. Домара. Американский экономист Е. Домар не ставил перед собой задачу создания систематической теории роста. Его основной целью являлась постановка проблемы полной занятости в долгосрочном периоде. Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил внимание на необходимость учета обоих эффектов инвестиций, т. е. не только мультипликатора, но и акселератора.Из модели Домара следует, что при принятых предпосылках для поддержания полной занятости и равновесия на рынке благ необходимо постоянно увеличивать объем инвестиций заданным темпом. Равновесие в модели Домара неустойчиво в том смысле, что в ней не предусмотрено механизма, возвращающего экономику в состояние равновесия после отклонения от него.
Модель Р. Харрода. Р. Харрод поставил перед собой более широкую задачу, чем Е. Домар, пытаясь описать механизм сбалансированного роста, основывающийся не только на уравнениях, отражающих функциональные связи в экономике, но и на анализе психологических мотивов поведения предпринимателей.
Выводы из анализа, проведенного на базе неокейнсианских моделей роста, аналогичны выводам из кейнсианской модели функционирования экономики в условиях статики. Суть их сводится к следующему: равновесный рост неустойчив и поэтому требуется государственное регулирование роста экономики.
Как отмечалось ранее, проблемы роста в экономической теории рассматриваются применительно не только к долгосрочному, но и «сверхдлинному» периоду.
Особое место среди этих теорий занимают концепции стадий экономического роста, рассматривающие экономическую динамику с точки зрения глобальной исторической перспективы качественной эволюции общества. Основной целью этих концепций является выделение фундаментальных различий, которые показывают специфику функционирования общества на каждой из стадий (этапов) его развития. В экономической теории существуют две основные концепции деления общества на стадии роста: формационная теория, разработанная К. Марксом и его последователями.теория стадий экономического роста У. Ростоу
В основе деления исторической эволюции на стадии, по мнению У. Ростоу, лежат принципиальные различия трех основных обобщающих характеристик: уровня развития техники; нормы накопления темпов экономического роста; уровня потребления. В соответствии с качественным различием этих характеристик У. Ростоу выделил пять стадий экономического развития: 1. Традиционное, или классовое, общество. 2. Стадия создания условий для разбега. 3. Стадия разбега. 4. Путь к зрелости. 5. Общество высокого массового потребления
Смена одной стадии экономического роста другой происходит, с точки зрения У. Ростоу, эволюционным, а не эволюционным путем. Разные страны проходят этот путь разными темпами и находятся на разных стадиях развития.
Выбор эффективных направлений экономического роста, его типы и особенности в России.
Соотношение между темпами роста продукта и изменением объемов факторов производства может быть разным в зависимости от типа экономического роста. В теоретическом плане могут быть выделены два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ (от лат. extensivus - расширяющий, удлиняющий)- способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.
При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества прямых факторов предложения: работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и совокупных издержек на его создание. Например: в общественное производство в текущем году включается дополнительно 2 миллиона человек, качество подготовки и профессиональный уровень которых остаются прежним. Если в предыдущем периоде в производстве работало 10 миллиона, то при неизменном количестве часов труда, отработанном каждым работником, ВНП (валовой национальный продукт) вырастет на 20%; одновременно потребуются и дополнительные средства производства. Когда общество располагает свободными неиспользованными ресурсами, оно может наращивать производство товаров и услуг экстенсивным путем.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ- повышение интенсивности производства путем более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительности труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных средств.
Интенсивный тип(от лат. intensio - напряжение, усиление) означает экономический рост за счёт совершенствования и повышения эффективности использования факторов производства (применение более квалифицированного труда, более совершенных техники, технологии, организации производства). Т.е за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использование рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда. Наряду с увеличением количества и качества производимых благ одновременно решать многообразные задачи - обеспечивать рост благосостояния членов общества, создавать материальную основу будущего развития производства, больше средств вкладывать в науки и культуры, охрану среды, поддерживать на должном уровне обороноспособность страны. В этом состоят преимущества интенсивного типа экономического роста.
В литературе предлагаются следующие виды интенсификации экономического роста:
В реальной действительности экстенсивный и интенсивные типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений НТП, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу. В свою очередь рост рабочей силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик.
Поэтому при анализе реального экономического роста, а не его теоретических моделей, выделяют преимущественно экстенсивный и интенсивный типы роста. В настоящее время принято отношение экономического роста к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП (ЧНП), обусловленного интенсивными факторами роста. Если доля реального ВНП, полученного за счет интенсивных факторов роста, превышает 50°/о, то для экономики характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВНП за счет интенсивных факторов менее 50% от общего прироста ВНП, экономическая динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом. В настоящее время нет идеальных методик определения доли экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВНП.
Важное место в теории экономического роста уделяется характеристике его источников. Под ними понимаются те необходимые условия, которые делают возможным увеличение объема и повышение качества производимых услуг и товаров в данный период времени. Среди них особое внимание уделяется, прежде всего, экономическим ресурсам, которыми располагает страна для наращивания объемов производимых товаров и услуг.
Кроме того, следует назвать также и экономическую политикусюжет Илларионов. Правильно, современно отражая назревшие потребности общества, экономическая политика способна активизировать экономический рост. Это - наиболее сложный и трудно поддающийся измерению источник роста в силу того, что он действует всегда в несопоставимых условиях. Страны, даже с одинаковым социально-экономическим строем, находятся на разных этапах экономического развития; обладают разным экономическим и научно-техническим потенциалом, имеют разные традиции, образ мышления людей.
Наконец, любой тип экономического роста, будь то увеличение масштабов производства или улучшение его качественных характеристик, требует дополнительных инвестиций. Характер инвестиционного процесса и методы его реализации являются ключевыми элементами механизма и регуляторами экономического роста. Только стабильные и эффективные инвестиционные вложения могут обеспечить стране устойчивый и долговременный экономический рост. Однако, осуществление инвестиционного процесса требует от общества создания ряда объективных предпосылок: достаточного уровня сбережений; развитого финансового рынка; обеспечения высокой доходности инвестиций.
Исследования экономистов показывают, что вложение средств в увеличение производства товаров и услуг в рыночной системе дает умножающий доход результат. Этот эффект они называют «мультиплицирующим», а числовой показатель, характеризующий степень такого умножения, - мультипликатором.
Выбор наиболее эффективных направлений экономического роста в разных странах осуществляется неодинаково. В одних с этим достаточно успешно справляется рынок (прежде всего, развитый финансовый), в других, это является прерогативой государства. Однако, наиболее эффективным, как показывает практика большинства развитых стран, является объединение усилий обоих экономических субъектов.
Однако, прежде чем приступить к анализу государственного регулирования, необходимо высказать два предварительных соображения. Начнем с того, что большинство известных мировой теории и практике способов воздействия на экономический рост носит косвенный характер. Их конечное назначение состоит в том, чтобы у каждого потенциального инвестора были достаточно сильные мотивы вкладывать капитал и финансовые ресурсы (собственные и заемные), позволяющие ему это делать. Иными словами, вопрос ставится так: для инвестиций нужны стимулы и деньги (и государство должно в этом помочь рынку), а работники и средства производства появятся сами собой.
Другое немаловажное обстоятельство состоит в следующем: рост рыночного хозяйства поддерживает как регулирующие механизмы прямого, избирательного действия, так и все-другие, не имеющие к нему, казалось бы, никакого отношения. Если, например, бурная неуправляемая инфляция серьезно подтачивает созидательный потенциал народного хозяйства, мешает нормальному развитию, то каждый успех антиинфляционного регулирования, любое продвижение в направлении умеренной контролируемой инфляции одновременно работает на экономический рост, приближают его новое качество. Так же можно расценить эффективную антимонопольную политику, помогающую сломать механизмы, которые угнетают НТП, или правильную организацию перераспределения доходов, не допускающую заметного ослабления стимулов к инвестированию капитала. Как видно, будучи результативными, действия государства оборачиваются сразу двумя эффектами (основным и побочным, связанным с ростом), придают хозяйству должный динамизм. Что же касается деятельности государства, имеющей непосредственное отношение к экономическому росту, то она развертывается по пяти основным направлениям.
Прежде всего, государство берет на себя те проблемы, решение которых в принципе недоступно рыночной системе. Если придерживаться терминологии, принятой ранее, то речь идет о такой разновидности общественных товаров, как фундаментальная наука. В рамках первого направления надо также выделить меры государства, направленные на сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов. Руководствуясь экологическими соображениями, оно определяет пределы экономического роста, а, стало быть, придает ему новое качество.
Известно, что рыночная экономика в принципе не застрахована от периодических спадов производства или замедления его роста. И хотя нестабильность кратковременная, в длительной перспективе она отзывается уменьшением показателей экономической динамики. Чем глубже и продолжительнее спад, тем ниже темп роста национального дохода, рассчитанный в среднем за несколько лет. Получается, что государственную антициклическую политикупо ее долгосрочным последствиям вполне можно отнести к регуляторам экономического развития, т.е. ее можно охарактеризовать как второе направление.
Выше отмечалось, что движение к новому качеству экономического роста означает, в частности, проведение прогрессивных структурных преобразований производства. Хотя, вообще говоря, это задача рынка, государство тоже не устраняется от участия в ее решении. Оно должно помогать механизму рынка, стимулируя НТП, стараясь снизить степень риска при осуществлении капиталовложений, побуждать бизнес к освоению новые секторов, поддерживать экспортные отрасли и те, что выпускают заменители импорта, пытаясь таким способом улучшить торговый баланс, стимулировать сферы экономики, способные дать наивысшее количество новых рабочих мест, и т. д. Структурное регулирование, как видно, охватывает довольно широкое хозяйственное пространство, не ограничиваясь одной только задачей достижения нового качества роста. Таким образом, структурную и региональную политику надо отнести к самостоятельному, третьему по счету направлению государственного регулирования экономического роста.
Главная пружина четвертого направления регулирования экономического роста коренится в принципиальной неспособности рыночной системы постоянно поддерживать баланс между инвестиционным спросом и предложением сбережений, обеспечить устойчивость макроэкономического равновесия. С этой точки зрения, достижению нового качества экономического роста будет способствовать действенное антиинфляционное регулирование, осторожная социальная политика, разработка и последовательная реализация плана ликвидации дефицита бюджета.
В центре последнего, пятого направления государственного регулирования умелая находится налоговая политика. Характерная особенность - современной налоговой политики заключается в дифференцированном снижении ставок налогообложения, прежде всего, прибыли. Частью последней выступает также политика ускоренной амортизации. Смысл ее заключается в том, что государство, увеличивая нормы списания основного капитала, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять принадлежащие им средства; труда.
Особенности экономического роста в России. Долгое время возможность экономического роста в нашей стране рассматривалась как гипотетическая. На протяжении 80 и 90-х годов прошлого века, вплоть до 2000 года экономика России находилась в состоянии спада и депрессии. И лишь макроэкономические итоги 2000 года продемонстрировали рекордный за передние как минимум 20 лет рост ВВП (+7,6%) и инвестиций (+17%), устойчиво низкую инфляцию (20% годовых), а также плавное восстановление доходов и потребления населения (+10%). Рост промышленного производства в посткризисной России продолжался 26 месяцев подряд — с сентября 1998-го по октябрь 2000 года — со среднегодовым темпом в 12% и это абсолютный рекорд последнего десятилетия. Уровень промышленного производства превысил в начале 2001 года точку кризисного минимума уже более чем на 25%, а предкризисную отметку благополучного октября 1997 года — более чем на 10%. Тем не менее, интенсивность индустриального производства пока возвратилась только к уровню февраля-марта 1994 года.
Рассматривая характер данного роста исследователи выделяют в нем две волны. Первая связана с девальвационным шоком и датируется периодом с октября 1998 года по июнь 1999 года. Вторая волна началась с ноября 1999 года и продолжалась до середины 2000 года. Она была связана с нефтяным шоком. Отличительной чертой первой фазы роста было то, что производство расширялось на фоне сжимающегося потребительского спроса. Скачок рубля и инфляции привел к масштабному перераспределению доходов от населения к предприятиям. Население проиграло от девальвации, а реальный сектор выиграл. Дополнительные доходы предприятий прежде всего были направлены на финансирование оборотного капитала, запасов, что сразу дало импульс роста спроса на продукцию сырьевых отраслей. Т.о. девальвационная фаза роста характеризовалась фронтальным оживлением: росли - каждый под действием собственных факторов – и сырьевой сектор, и машиностроение, и потребительский сектор.
На стадии нефтяного шока, связанного с интенсивным ростом мировых цен на энергоносители, импульс роста дало расширение экспорта, наложившееся на оживление внутреннего спроса, сначала инвестиционного, а затем и потребительского, вызванного увеличением доходов населения. Причем последний носил спонтанный, «догоняющий» характер, т.к. компенсировал их фактическую стагнацию в первый год после кризиса 1998 года. Важно, что нефтяная волна сопровождалась интенсивной монетизацией экономики, а также сокращением бартера и неплатежей.
Первый этап посткризисного роста промышленности отличался некапиталоемкой моделью развития: в оборот просто вовлекались незагруженные ранее мощности. Загрузка последних увеличилась с 51% в 1998 году до 57%в 1999 году и до 65% в первом полугодии 2000 года. Однако дальнейшее ее увеличение все более упирается в высокий уровень физического и морального износа производственного капитала.
Кроме того, характерной особенностью инвестиционного подъема в российской экономике, является то, что он далеко не фронтален. Главными его рычагами являются сырьевые компании и предприятия тяжелого и транспортного машиностроения. В то же время ситуация с инвестициями в отраслях, непосредственно работающих на конечный спрос населения, гораздо менее обнадеживающая. Крайне слабый рост инвестиций наблюдается в легкой и пищевой промышленности, производственный капитал которых наиболее сильно пострадал от кризиса и высоких масштабов недоинвестирования, накапливавшихся еще с советских времен. Другим сдерживающим фактором является подорванная в ходе кризиса ресурсная база развития этих производств. Многие из них в 90-е годы оказались сориентированы на импортные ресурсные поставки. Сегодня это обстоятельство является серьезным тормозом для инвестиций предприятий в расширение своих производственных мощностей.
Наконец, инвестиционный бум в отечественной экономике отличается от аналогичных процессов в зрелой рыночной экономике одним важным обстоятельством, а именно тем, что финансируется он в основном из собственных средств предприятий. Более двух третей инвестиций в промышленности финансируются из прибыли, а целый ряд секторов хозяйства инвестирует свои проекты, практически не привлекая капитал со стороны. Предприятия активно используют на инвестиционные нужды даже оборотный капитал. А дефицит последнего они восполняют за счет привлечения более доступных краткосрочных банковских кредитов. В целом же, по оценкам экспертов, лишь 4% инвестиции в промышленности финансируются за счет привлеченных кредитных ресурсов. По отношению к июлю 1998 года реальный объем кредитных вложений увеличился пока что только на 9%. Доля кредитов в активах не превышает одной трети (в Китае, например, 80%), а около половины всех промышленных предприятий ни разу за всю пореформенную историю не пользовались банковскими кредитами. Т.о., банковская система пока, что не готова взять на себя функцию поддержки экономического роста как в части эффективного размещения свободных денежных ресурсов экономики, так и с точки зрения балансирования спроса и предложения денег.
Резко возрастает ограничивающее воздействие на экономическую динамику и со стороны неэффективной структуры промышленности. По мнению экспертов, если в самое ближайшее время не будет создана эффективная структура госучастия в экономике и разработана осмысленная структурная политика, Россия сможет рассчитывать до 2010 года на рост максимум в три процента (с периодическим ускорением до четырех и провалами до нуля) и увеличением реальных доходов населения на 2% в год. С учетом этого средний уровень доходов 1997 года будет достигнут через 10 лет. Но самое худшее состоит в том, что этот вялый рост положит конец надеждам на технологическую модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство на сколько-нибудь приемлемых для страны условиях.
Из этого следует, что государству необходимо продумать и осуществить ряд мер cтpaтeгического характера, которые явно не под силу частному бизнесу: расшить ряд «узких» мест в энергетике и инфраструктуре, разработать долгосрочные топливно- энергетический, сырьевой и трудовой балансы, продумать долгосрочную «доктрину развития» и т. д. Оно должно вооружить предпринимателей своим видением долгосрочных перспектив развития страны, и только тогда оно сможет ограничить свою экономическую политику поддержанием макроэкономического равновесия и самыми неотложными «технологическими» реформами вроде налоговой и пенсионной.
Конец XX в. привел к кардинальному переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, базирующаяся на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми. Поэтому сейчас все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качества экономического роста.
В практическом плане это означает переориентацию государственной экономической политики с задач стимулирования высоких темпов роста объемов производства на создание благоприятных условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики