Основные термины и определения
Социальная организация – объединение людей, направленное на достижение определённых целей.
Теория организации – наука, изучающая законы и закономерности функционирования организаций.
Система – целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.
Техническая система – станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя.
Биологическая система – флора и фауна планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например человек.
Социальная система – характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов.
Внешняя среда организации – люди, организации, факторы общественной жизни и явления природы с которыми рассматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности.
Внутренняя среда организации – ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, социально-психологический климат, организационная культура и организационное поведение и т.д.
Деловые организации - предприятия, основной целевой установкой которых является получение прибыли.
Общественные организации – добровольный союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью.
Ассоциативные организации – организации, построенные на основе личных симпатий, взаимной привязанности и общих интересов.
Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом.
Полное товарищество – организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – отличается от полного товарищества тем, что в нем, кроме полных товарищей, имеются один или несколько вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Акционерное общество (АО) – организация, которая имеет уставный капитал, разделенный на определенное число акций. Участники АО не отвечают своим имуществом по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО) – участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – участники могут отчуждать принадлежащие им акции только среди своих участников или иного заранее определенного круга лиц.
Общество с ограниченной ответственностью (000) – коммерческая организация, уставный капитал которой в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров. Участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – организация, которая отличается от ООО тем, что все участники солидарно несут субсидиарную ответственность по договорным обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Члены производственного кооператива объединяют свои имущественные паевые взносы.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое принадлежит ей на правах хозяйственного ведения дел и не может быть распределено по вкладам.
Консорциум – долговременное договорное объединение ряда однородных компаний для организации финансовой или иной деятельности. Каждая организация юридически самостоятельная.
Концерн – долговременное договорное объединение ряда разнородных компаний для организации производственной деятельности. Все организации сохраняют юридическую и финансовую самостоятельность.
Синдикат – долговременное договорное объединение ряда разнородных организаций. В рамках синдиката создаются структуры, которым участники делегируют часть своих функций, например сбыт продукции.
Холдинг компания (ХК) – компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных фирм с целью осуществления производственного и финансового контроля над ними.
Конгломерат - объединение разнородных компаний без производственной общности под единым финансовым и деловым контролем.
Кейрэтцу - объединение нескольких десятков разнородных фирм, образующих универсальный многоотраслевой концерн. Связи между компаниями носят долговременный характер, в результате чего создаётся надёжная «перестраховочная система», гарантирующая устойчивость объединения даже при резком спаде экономических показателей объединения.
Фактор фирмы – коммерческие фирмы получающие прибыль за счет скупки и оплаты у своих клиентов неоплаченных счетов.
Лизинговые фирмы – коммерческие фирмы получающие прибыль за счет покупки для своих клиентов оборудования и сдачу его им в долгосрочную аренду с правом выкупа.
Инжиниринговые фирмы–коммерческие фирмы предоставляющие инженерно-консультационные услуги при строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных объектов.
Система управления организацией (СУ) – совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управляющая часть организации – дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Управляющую часть организации принято называть административно - управленческим аппаратом.
Управляемая частьорганизации – различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса.
Методы управления – способы воздействия административно-управленческого аппарата на исполнителей.
Социальная ориентация менеджмента – организации несут ответственность перед обществом кроме собственной эффективности (производство товаров и услуг) в сферах: среды обитания; здравоохранения; безопасности жизнедеятельности; гражданских прав и т. д.
Конфликт в организации – отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы.
Организационная структура управления – характеризует распределение целей и задач управления между структурными подразделениями и работниками организации.
Бюрократические структуры управления – предполагают жесткую иерархию управления, наличие норм, правил и инструкций, чёткое разделение труда.
Органические структуры управления – возникли как антипод бюрократическим структурам; предполагают гибкость в распределение производственных задач, доверие, коллективное принятие решений и ответственность за них, адекватную перестройку организации изменениям внешней среды.
Зависимость – устойчивая связь между явлениями или событиями и факторами, влияющими на их появление.
Объективные зависимости – формируются независимо от воли людей.
Субъективные зависимости – формируются людьми для реализации целей организации или страны.
Моральные зависимости –зависимости, связанные с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла.
Аморальные зависимости –зависимости, связанные с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.
Закон социальной организации – зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций, либо получила признание и поддержку авторитетных ученых.
Закон синергии –для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Закон самосохранения – длялюбой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов.
Закон композиции и пропорциональности – в рамках достижения единой цели cyщecтвуeт объективная тенденция организаций к созданию объединений при соблюдении определенной соотносительности и пропорциональности.
Закон развития – каждая социальная организация стремитсядостичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всехэтапов жизненного цикла.
Кластер – объединение разнородных организаций для того, чтобы довести готовую продукцию до потребителя с наименьшими потерями и затратами.
Информационная среда государства – совокупностьвсех естественно - научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране и состояние коммуникаций, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями
Закон информированности и упорядоченности – любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной и упорядоченной (структурированной) информацией.
Информация - интеллектуальная собственность, товар, сведения. Вотличие от классического товара при передаче ее другому лицу остается и у продавца (в виде копий).
Электронная коммерция – ведение бизнеса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Анализ (декомпозиция) разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих.
Синтез -объединение простых составляющих объекта в единое целое. Объединение в рамках синтеза осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязи.
Закон единства анализа и синтеза –использованием процедур анализа и синтеза при управлении организацией обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.
Статика – уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, не зависимо от изменений, происходящих во внешней среде.
Динамика – развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий (сил).
Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика).
Иррационализм – познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах.
Рационализм – усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Рационализация организационной деятельности – процесс, обеспечивающий улучшенное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части.
Организационная система –работающая организация, гармонично вписывающаяся во внешнюю среду. Формами реализации организационных систем могут быть ООО, ОАО, ЗАО и другие, регламентированные в ГК РФ.
Проектирование организационной системы – процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать описание организации на момент ее образования и прогноз её дальнейшего развития.
Организационная деятельность – создание или усовершенствование механизма управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем.
Культура –определенный уровень развития общества и человека, выраженный в организации жизни и в создаваемых материальных и духовных ценностях.
Имидж –целенаправленно сформированный образ организации. В понятие имиджа входит культура взаимоотношений между людьми, манера работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений, одежда сотрудников и т.д.
Организационная культура – система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.
Субъект управления – источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение.
Объект управления – приемник и исполнитель управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач.